СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение социально-экономических задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности на курс среднего общего образования. срок реализации один год. Направление: общеинтеллектуальное.

Просмотр содержимого документа
«Решение социально-экономических задач»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

Барабинского района Новосибирской области






















Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Решение социально-экономических задач»

на уровень среднего общего образования

Срок освоения: 1 год (11 класс)

Направление : общеинтеллектуальное



Составитель: Пиняркина Т.В., учитель математики






















2020 год

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Личностные результаты должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;


  • для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

  • способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: 

  • владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; 

  • умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

  • формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

  • знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.


1.2. Метапредметные результаты должны отражать:

регулятивные УУД

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной;

познавательные УУД

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;


  • для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

  • владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

  • для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

  • формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

  • формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

  • формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

  • формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

  • формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

  • развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

  • формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

  • развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

1.3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

  • научатся работать с математическим текстом (анализировать реальные числовые данные, информацию статистического характера), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики;

  • изучат основные типы экономических задач и методы их решения;

  • овладеют основами логического и алгоритмического мышления, приобретут необходимые вычислительные навыки;

  • научатся пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах, моделировать реальные ситуации на языке алгебры;

  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.




  • для слепых и слабовидящих обучающихся:

  • владение правилами записи математических формул и специальных знаков рельефно-точечной системы обозначений Л.Брайля;

  • владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;

  • умение читать рельефные графики элементарных функций на координатной плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения;

  • владение основным функционалом программы невизуального доступа к информации на экране ПК, умение использовать персональные тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа слепыми обучающимися;

  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • владение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;

  • умение использовать персональные средства доступа.


Разделы

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Экономико-математические модели

  • работать с процентами, пользоваться свойствами геометрической и арифметической прогрессии;

  • составлять и решать уравнения по условию задачи;

  • анализировать и осмысливать тексты задач;

  • моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов;

  • строить логическую цепочку рассуждений.

  • рассчитывать сумму с учетом процентов, причитающихся к выплате вкладчику по окончании срока депозита либо при досрочном его прекращении;

  • рассчитывать сумму процентов с учетом конкретных условий банковского депозита (возможность пополнения, капитализации, график начисления процентов и пр.);

  • сравнивать условия депозитов, предлагаемых различными банками, с учетом всех ограничений и дополнительных требований;

  • оценивать доходности различных вариантов размещения сбережений;

  • учитывать риски, связанные с вложением средств в различные финансовые инструменты;

  • оценивать реальную доходность сбережений с учетом роста цен.

Сюжетные задачи


  • работать с процентами, пользоваться свойствами геометрической и арифметической прогрессии;

  • составлять и решать уравнения по условию задачи;

  • анализировать и осмысливать тексты задач;

  • моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов;

строить логическую цепочку рассуждений.

  • рассчитывать полную сумму, которую нужно вернуть банку с учетом процентов и других платежей;

  • рассчитывать стоимость кредита (переплаты) – суммы процентов по кредиту с учетом процентной ставки и срока кредита;

  • рассчитывать аннуитетный платеж на весь срок кредита;

  • сравнивать варианты кредитования в разных банках и микрофинансовых организациях с учетом конкретных условий и ограничений;

  • переводить деньги из одной валюты в другую, выбирать из нескольких предложенных курсов наиболее выгодный (как в случае покупки, так и в случае продажи);

  • рассчитывать изменение стоимости товара, продающегося в одной валюте, выраженное через другую валюту;

  • сравнивать доходности сбережений в рублях и иностранной валюте.


2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Виды внеурочной

деятельности

История возникновения процента. Понятие математического моделирования

Вводная беседа, презентация.

Познавательная

Модуль 1.

«Экономико-математические модели».

Простейшие задачи на проценты. Пропорциональное деление величины. Процентное изменение величины. Проценты и соотношения между величинами. Формула простых процентов. Формула сложных процентов. Обобщённая формула сложных процентов. Задачи с целочисленными переменными. Задачи на оптимизацию. Средние величины. Числовые характеристики дискретной случайной величины.

Дискуссия на основе эвристического метода, работа в парах, выполнение практических заданий.

Познавательная

Творческая

Модуль 2.

«Сюжетные задачи».

Задачи о вкладах. Задачи о кредитах. Общая схема решения задач на вклады и кредиты. Торгово-денежные отношения. Курсы валют. Инфляционные процессы. Выборы и социологические опросы.

Дискуссия на основе эвристического метода, работа в парах, выполнение практических заданий, фронтальная работа по решению упражнений.

Познавательная

Творческая

Модуль 3.

«Социально-экономические задачи по математике в заданиях ЕГЭ»

Вокруг задачи 17 из ЕГЭ-2020 на нахождение наибольшего значения величины.


Дискуссия на основе эвристического метода, работа в парах, решение заданий в форме групповой работы с последующим обсуждением, выполнение практических заданий, фронтальная работа по решению упражнений, индивидуальная работа (карточки-задания).

Познавательная

Творческая











3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

1

История возникновения процента. Понятие математического моделирования.

Модуль 1. «Экономико-математические модели» (16 часов)

2

Простейшие задачи на проценты.

3

Пропорциональное деление величины.

4

Процентное изменение величины.

5

Проценты и соотношения между величинами.

6

Формула простых процентов.

7

Формула сложных процентов.

8

Обобщённая формула сложных процентов.

19

Задачи с целочисленными переменными.

10

Задачи с целочисленными переменными.

11

Задачи на оптимизацию.

12

Задачи на оптимизацию.

13

Задачи на оптимизацию.

14

Средние величины.

15

Средние величины.

16

Числовые характеристики дискретной случайной величины.

17

Числовые характеристики дискретной случайной величины.

Модуль 2. «Сюжетные задачи» (13 часов)

18

Задачи о вкладах.

19

Задачи о вкладах.

20

Задачи о кредитах.

21

Задачи о кредитах.

22

Общая схема решения задач на вклады и кредиты.

23

Общая схема решения задач на вклады и кредиты.

24

Общая схема решения задач на вклады и кредиты.

25

Торгово-денежные отношения.

26

Торгово-денежные отношения.

27

Курсы валют.

28

Инфляционные процессы.

29

Инфляционные процессы.

30

Выборы и социологические опросы.

Модуль 3. «Социально-экономические задачи по математике в заданиях ЕГЭ»

31

Вокруг задачи 17 из ЕГЭ-2020 на нахождение наибольшего значения величины.

32

Вокруг задачи 17 из ЕГЭ-2020 на нахождение наибольшего значения величины.

33

Мини-тест «Грамотный потребитель».

34

Большая экономическая игра.

Итого: 34 часа







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!