Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Барабинского района Новосибирской области
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Решение социально-экономических задач»
на уровень среднего общего образования
Срок освоения: 1 год (11 класс)
Направление : общеинтеллектуальное
Составитель: Пиняркина Т.В., учитель математики
2020 год
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Личностные результаты должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
1.2. Метапредметные результаты должны отражать:
регулятивные УУД
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной;
познавательные УУД
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
1.3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
научатся работать с математическим текстом (анализировать реальные числовые данные, информацию статистического характера), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики;
изучат основные типы экономических задач и методы их решения;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах, моделировать реальные ситуации на языке алгебры;
применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
владение правилами записи математических формул и специальных знаков рельефно-точечной системы обозначений Л.Брайля;
владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;
умение читать рельефные графики элементарных функций на координатной плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения;
владение основным функционалом программы невизуального доступа к информации на экране ПК, умение использовать персональные тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа слепыми обучающимися;
владение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
умение использовать персональные средства доступа.
Разделы | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Экономико-математические модели | работать с процентами, пользоваться свойствами геометрической и арифметической прогрессии; составлять и решать уравнения по условию задачи; анализировать и осмысливать тексты задач; моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений. | рассчитывать сумму с учетом процентов, причитающихся к выплате вкладчику по окончании срока депозита либо при досрочном его прекращении; рассчитывать сумму процентов с учетом конкретных условий банковского депозита (возможность пополнения, капитализации, график начисления процентов и пр.); сравнивать условия депозитов, предлагаемых различными банками, с учетом всех ограничений и дополнительных требований; оценивать доходности различных вариантов размещения сбережений; учитывать риски, связанные с вложением средств в различные финансовые инструменты; оценивать реальную доходность сбережений с учетом роста цен. |
Сюжетные задачи | работать с процентами, пользоваться свойствами геометрической и арифметической прогрессии; составлять и решать уравнения по условию задачи; анализировать и осмысливать тексты задач; моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений. | рассчитывать полную сумму, которую нужно вернуть банку с учетом процентов и других платежей; рассчитывать стоимость кредита (переплаты) – суммы процентов по кредиту с учетом процентной ставки и срока кредита; рассчитывать аннуитетный платеж на весь срок кредита; сравнивать варианты кредитования в разных банках и микрофинансовых организациях с учетом конкретных условий и ограничений; переводить деньги из одной валюты в другую, выбирать из нескольких предложенных курсов наиболее выгодный (как в случае покупки, так и в случае продажи); рассчитывать изменение стоимости товара, продающегося в одной валюте, выраженное через другую валюту; сравнивать доходности сбережений в рублях и иностранной валюте. |
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности | Виды внеурочной деятельности |
История возникновения процента. Понятие математического моделирования | Вводная беседа, презентация. | Познавательная |
Модуль 1. «Экономико-математические модели». Простейшие задачи на проценты. Пропорциональное деление величины. Процентное изменение величины. Проценты и соотношения между величинами. Формула простых процентов. Формула сложных процентов. Обобщённая формула сложных процентов. Задачи с целочисленными переменными. Задачи на оптимизацию. Средние величины. Числовые характеристики дискретной случайной величины. | Дискуссия на основе эвристического метода, работа в парах, выполнение практических заданий. | Познавательная Творческая |
Модуль 2. «Сюжетные задачи». Задачи о вкладах. Задачи о кредитах. Общая схема решения задач на вклады и кредиты. Торгово-денежные отношения. Курсы валют. Инфляционные процессы. Выборы и социологические опросы. | Дискуссия на основе эвристического метода, работа в парах, выполнение практических заданий, фронтальная работа по решению упражнений. | Познавательная Творческая |
Модуль 3. «Социально-экономические задачи по математике в заданиях ЕГЭ» Вокруг задачи 17 из ЕГЭ-2020 на нахождение наибольшего значения величины. | Дискуссия на основе эвристического метода, работа в парах, решение заданий в форме групповой работы с последующим обсуждением, выполнение практических заданий, фронтальная работа по решению упражнений, индивидуальная работа (карточки-задания). | Познавательная Творческая |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия |
1 | История возникновения процента. Понятие математического моделирования. |
Модуль 1. «Экономико-математические модели» (16 часов) |
2 | Простейшие задачи на проценты. |
3 | Пропорциональное деление величины. |
4 | Процентное изменение величины. |
5 | Проценты и соотношения между величинами. |
6 | Формула простых процентов. |
7 | Формула сложных процентов. |
8 | Обобщённая формула сложных процентов. |
19 | Задачи с целочисленными переменными. |
10 | Задачи с целочисленными переменными. |
11 | Задачи на оптимизацию. |
12 | Задачи на оптимизацию. |
13 | Задачи на оптимизацию. |
14 | Средние величины. |
15 | Средние величины. |
16 | Числовые характеристики дискретной случайной величины. |
17 | Числовые характеристики дискретной случайной величины. |
Модуль 2. «Сюжетные задачи» (13 часов) |
18 | Задачи о вкладах. |
19 | Задачи о вкладах. |
20 | Задачи о кредитах. |
21 | Задачи о кредитах. |
22 | Общая схема решения задач на вклады и кредиты. |
23 | Общая схема решения задач на вклады и кредиты. |
24 | Общая схема решения задач на вклады и кредиты. |
25 | Торгово-денежные отношения. |
26 | Торгово-денежные отношения. |
27 | Курсы валют. |
28 | Инфляционные процессы. |
29 | Инфляционные процессы. |
30 | Выборы и социологические опросы. |
Модуль 3. «Социально-экономические задачи по математике в заданиях ЕГЭ» |
31 | Вокруг задачи 17 из ЕГЭ-2020 на нахождение наибольшего значения величины. |
32 | Вокруг задачи 17 из ЕГЭ-2020 на нахождение наибольшего значения величины. |
33 | Мини-тест «Грамотный потребитель». |
34 | Большая экономическая игра. |
Итого: 34 часа |