СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение упражнений по теме «Генетическая связь между основными классами веществ»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать материал для изучения, закрепления, обобщения в 8 классе и при повторении в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Решение упражнений по теме «Генетическая связь между основными классами веществ»»


Предмет

Химия

Дата

28.04.20

Класс

8

Учитель

Мелещенко Н.Г.



Тема

Решение упражнений по теме

«Генетическая связь между классами ве­ществ»

Задачи

1.Закрепить понятие «Генетическая связь»

2. Закрепить знания о химических свойствах основных классов неорганических соединений и генетической взаимосвязи.


Ход урока Содержание

1. Генетической связь между металлами и неметаллами.

называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения.

2. Классификация веществ: рассмотрите схему стр. 259. Запишите в тетрадь.

3. Генетические ряды.

На основании классификации простых веществ можно составить два генетических ряда:

  1. Генетический ряд металлов.

  2. Генетический ряд неметаллов.

I. Генетический ряд металлов

отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл.

Есть две разновидности генетического ряда металлов:

А). генетический ряд, в основу которого положен металл, образующий щелочь:

металл → основный оксид → щелочь → соль.

Например, генетический ряд натрия:

Na → Na2O → NaOH → Na2SO4.

Количество стрелок в генетическом ряду обозначает количество преобразований, которые происходят с металлом, положенным в основу генетического ряда. Значит, с помощью этого генетического ряда отображено три химических преобразования. (Цепочка преобразований)

1 2 3

Na → Na2O → NaOH → Na2SO4.

В соответствии с этим генетическим рядом, в основу которого положен металл натрий, происходят следующие преобразования:

натрий, окисляясь, преобразуется в оксид натрия:

Na → Na2O;

оксид натрия при взаимодействии с водой превращается в щелочь – гидроксид натрия:

Na2O → NaOH;

щелочь, взаимодействуя с соляной кислотой, преобразуется в соль сульфат натрия:

NaOH → Na2SO4.

Осуществить цепочку превращений, значит записать уравнения реакций, которые лежат в основе цепочки.

1 2 3

Na → Na2O → NaOH → Na2SO4.


1. Na + O2 → Na2O;

2. Na2O + Н2O → NaOH;

3. NaOH + Н2SO4. → Na2SO4. + Н2O



Алгоритм действий:

1. Записать цепочку

2. Пронумеровать стрелочки

3. Записать соответствующие уравнения,

расставить коэффициенты.


Б) генетический ряд, в основу которого положен металл, образующий нерастворимое основание:


металл → основный оксид → соль→ основание→ основный оксид →металл.


Например, генетический ряд магния:


Mg → MgO → MgBr2 → Mg(OH)2 → MgO → Mg.


Отличие данной реакции от предыдущего ряда в том, что оксиды металлов, образующих нерастворимые основания, с водой не реагируют. Поэтому действовать на них надо кислотой, а на полученную соль действовать щелочью. В данной цепочке отражено пять химических преобразований:



1 2 3 4 5

Mg → MgO → MgBr2 → Mg(OH)2 → MgO → Mg.



        1. 2Mg + O2→2 MgO;

        2. MgO + 2HBr → MgBr2 + H2O

        3. MgBr2 + 2KOH → Mg(OH)2 + 2KBr

        4. Mg(OH)2 → MgO + Н2О

        5. MgO + Н2→ Mg + Н2О


II. Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же не металл

В этом генетическом ряду можно также выделить две разновидности:


А) генетический ряд неметаллов, в основу которого положена растворимая кислота:

неметалл → кислотный оксид → кислота → соль.

Например, генетический ряд серы:

S → SO3 → H2SO4 → ZnSO4.

Происходит три химических превращения:

сера, взаимодействуя с кислородом, превращается в оксид серы (VI): S → SO3;

оксид серы (VI), соединяясь с водой, превращается в серную кислоту: SO3 → H2SO4;

серная кислота, взаимодействуя с цинком, превращается в соль сульфат цинка:

H2SO4 → ZnSO4

1 2 3

S → SO3 → H2SO4 → ZnSO4.

  1. 2S + 3O­2→ 2SO3

  2. SO3 + H2O→ H2SO4

  3. H2SO4 + Zn → ZnSO4 +H2

( можно ZnO, Zn(OH)2)


Б ) генетический ряд неметаллов, в основу которого положена растворимая кислота:


неметалл → кислотный оксид → соль → кислота → кислотный оксид → неметалл. Так как самая широко используемая нерастворимая кислота – кремниевая, то в качестве примера рационально использовать именно ее:


1 2 3 4 5

Si → SiO2 → K2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Si.


Si + O­2→ SiO2;

SiO2 + КОН→ K2SiO3 + H2O

K2SiO3 + H2SO4→ H2SiO3 + К2SO4

H2SiO3 → SiO2 + H2O

SiO2 + 2Мg→ Si + 2MgO

ВЫВОД: Все классы неорганических соединений взаимосвязаны между собой рядом химических превращений, что отражает их общее происхождение, то есть генетическую связь

Задание

§43, стр 259-260, сделать в тетради записи в соответствие с рекомендациями строки «содержание»,упр.2-5

Контроль

Результат проделанной работы отправьте на электронную почту





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!