Этап актуализация знаний. | Учитель: Девизом нашего урока будут слова Рено Декарта «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать чем заучивать» (1 слайд) 1.Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому начнем урок с устного счета:(2 слайд) У вас на столе лежат строки из таблиц, ваша задача найти соответствие между ними, то есть упростить выражение из левой таблицы и поставить ему в соответствие выражение из правой таблицы 2 слайд)( Ответы 1-В, 2-Е, 3-А, 4-Д, 5-Б. Следующее задание: решите уравнения а) x+3,8=2,7 x= – 1,1;б) х : 0,3=9 x=2,7; в) 5y + 3y=16 y=2; г) 3x – 1=5 x=2; д) 5z – 15=8z. (3 слайд) Все ли уравнения мы можем решить? ( Постановка проблемы) К последнему уравнению мы вернемся позже. 2. Открываем тетради, записываем число, классная работа. (4 слайд) -Обратите внимание на записи. 5(x-3)=20; a-4+b; x+8=-15; 4b; 7,5s-3k; 5x=2x+6; 6m -1. - Внимательно их изучите и ответьте на вопросы. - На какие две группы можно разделить написанное? - Как можно назвать каждую из групп?(5 слайд) - Интересна ли для нас 1 группа: выражения? - А вторая? Почему? – Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?(6 слайд) Альберт Эйнштейн, один из основателей современной физики сказал: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».(7 слайд) -Да мы сегодня будем заниматься вечным – решать уравнения. - А вы разве не умеете их решать? Умеете. Что же нового мы можем узнать? - Какова же цель и задачи нашего урока? (8 слайд) | 1.Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ 2. Находят соответствующие строки таблиц 3. Решают уравнения, устно говоря ответы Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы: На уравнения и выражения Уравнения, выражения Нет Да, потому что уравнения можно решить. 4. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: « Решение уравнений». 5. Формулируют цель: познакомиться с более сложными уравнениями и найти новые способы их решения. 6. Формулируют задачи: вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к уравнениям; изучить материал учебника по этой теме; внимательно слушать учителя; делать необходимые записи в тетрадях. 7. Называют источники информации: учебник, учитель |
Этап изучение нового материала | 1.Подготовительный этап. – А что значит «решить уравнение»? (9 слайд) – Итак, уравнение – это равенство. А в жизни мы встречаемся с понятием равенство? В тетрадях запишем 1 уравнение и решим его. Какие существуют способы решения данного уравнения? - Хорошо! Давайте сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения: 1 способ (10 слайд) 5(x-3) = 20 5x-15=20 5x=20+15 5x=35 x=35:5 x=7 - А сейчас по правилу отыскания неизвестных компонентов 2 способ (11 слайд) 5(x-3) = 20 - Что неизвестно в уравнении? - Как найти неизвестный множитель? (12 слайд) x-3=20:5 x-3=4 x=4+3 x=7 -Что мы получили в итоге? - Что называется корнем уравнения? -Число 7 является корнем уравнения x-3=4 и уравнения 5(x-3) = 20, так как 7-3=4 и 5(7-3)=20. (слайд 13) - Как из первого уравнения можно получить второе?(14 слайд) Мы с вами убедились, что корнем этих двух уравнений является одно и то же число. Давайте попробуем сделать вывод. Откройте учебники, прочитайте правило на странице 229. Вывод: Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число , не равное нулю. (15 слайд) Найдите уравнения равносильные данному (16, 17 слайды) 2. Дано уравнение: x+8= - 15. (18 слайд) Как его можно решить? Это уравнение решается с использованием зависимостей между компонентами и результатами математических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе. - Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел? - Как можно получить в левой части уравнения только выражения с x? - Рассмотрим решение этого уравнения. x+8= - 15 x+8-8= -15-8 х=-15-8 x=-23 - Мы видим, что слагаемое без переменной перешло из левой части уравнения в правую с противоположным знаком. - А сейчас рассмотрим следующее уравнение и решим его: 5х=2х+6 (слайд 19) - Чем данное уравнение отличается от предыдущего? - Как его можно решить? - Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с x были только слева. Что для этого необходимо сделать? 5х=2х+6 5x+ (-2x) = 2х+6+ (-2x) 5x+ (-2x) = 6 3x=6 x=6:3 x=2 Обратите внимание, слагаемое 2х перешло из правой части в левую с противоположным знаком. - Хорошо! Давайте рассмотрим такой вопрос: Вы собираетесь за границу. О чем в первую очередь вы должны подумать, когда пересечете границу? - Правильно, пересекая границу, вам обязательно надо поменять паспорт. - Давайте представим, что знак «=» - это граница, а знак числа – это ваш паспорт. Когда мы пересекаем границу, меняем паспорт, то есть, если число переносим из одной части в другую, мы должны поменять знак. Попробуйте сформулировать правило. А теперь прочитайте правило на странице 230. Корни уравнения не изменяются, если какое – нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак. (20 слайд) | 1. Отвечают на вопросы: 1)Найти все значения неизвестных, при которых оно обращается в верное равенство или установить, что таких значений нет. 2) Называют возможные варианты, например, при взвешивании 3)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают варианты решения. 4)Вспоминают распределительное свойство умножения и решают уравнение в тетрадях, комментируя вместе с учителем ход решения. 5)Отвечают на вопросы: Множитель 6)Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель 7) Корень уравнения x=7 Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство 8) Это уравнение можно получить, разделив обе части данного уравнения на 5 или умножив обе части на 1\5. 9)Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число , не равное нулю. 10) Читают правило. 2. 1)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают возможные варианты, решая уравнение 2)Прибавить или отнять числа, противоположные числам в левой части. 3) Неизвестное есть и в правой и в левой части уравнения. 4) Предлагают варианты решения уравнения 5) Для этого надо к обеим частям уравнения прибавить (-2 x). Решают уравнение 6) Слушают, отвечают на вопросы. 7) Формулируют правило. 8) Записывают в тетрадях вывод. |
| Решить №1314 и 1315 с комментированием на месте. № 1314 8x+5,9=7x+20 2)6x-8=-5x-1,6 8x=7x+20-5,9 6x=-5x-1,6+8. № 1315 15y-8=-6y+4,6 2) -16z+1,7=2z-1 15y+6y=4,6+8 -16z-2z=-1-1,7 21y=12,6 -18z=-2,7 А сейчас давайте проговорим алгоритм решения уравнений новыми способами, итак: (22 слайд) По возможности упростить уравнение (раскрыть скобки). Слагаемые, содержащие переменную, перенести в левую часть уравнения, при этом меняя знак на противоположный. Числа перенести в правую часть уравнения, при этом изменив знак на противоположный. Привести подобные слагаемые в левой части уравнения. Привести подобные слагаемые в правой части уравнения. Разделить число правой части на коэффициент при переменной. Записать ответ. Вернемся к началу урока и решим уравнение, вызвавшее затруднение: 5Z – 8Z = 15 Z = 15: (-3) Z = - 5 (23 слайд) |
Историческая справка | Еще в глубокой древности в математических сочинениях встречались уравнения, а также задачи, решаемые с помощью уравнений. Так, в египетском папирусе около 2000 лет до нашей эры имелись задачи на отыскание неизвестного числа. Это неизвестное называлось «хау» (куча) и обозначалось особым иероглифом. Вот примеры задач из этого папируса. 1) «Неизвестное, его седьмая часть, его целое составляет 19». В современном виде задача запишется так: Общее правило для решения уравнений первой степени с одним неизвестным дал в IX веке Мухаммед аль-Хорезми.(слайд 24) В своем сочинении «Аль-джебр и аль-мукабала» он дает два приема, применяемых при решении уравнений. Прием «аль-джебр» заключается в том, что если имеются в уравнении отрицательные (вычитаемые) члены, то следует прибавить противоположные им члены к обеим частям уравнения, и тогда все члены будут положительными. Прием «аль-мукабала» заключается в вычитании из обеих частей уравнения одинаковых членов, что приводит к его упрощению. Пусть, например, дано уравнение: 5x – 17 = 2x – 5. Применим «аль-джебр»: прибавляем к каждой части уравнения 5 и 17. Получим: 5x + 5 = 2x + 17. Применим «аль-мукабала»: вычитаем из каждой части 2x и 5. Получим: 3x = 12. Отсюда легко находится x. Появление этого замечательного сочинения аль-Хорезми можно считать началом выделения алгебры как самостоятельной, отдельной отрасли математики. Само название «алгебра» взято из заглавия этого сочинения («Аль-джебр») |
Этап закрепление изученного материала | Решить уравнение №1316( а- г) на доске и в тетрадях, проговаривая правила. ( 30 слайд) №1316( а- г) 6x-12=5x+4 б) -9a+8=-10a-2 в) 7m+1=8m+9 6x-5x=4+12 -9a+10a=-2-8 7m-8m=9-1 X=16 a=-10 -m=8 г) -12n-3=11n-3 -12n-11n=-3+3 -23n=0 3. Решить уравнение №1319(а;б) с комментариями на месте. №1319(а;б) 0,5x+3=0,2x б) -0,4a-14=0,3a 0,5x-0,2x= -3 -0,4a-0,3a=14 0,3x=-3 -0,7a=14 x=-3:0,3 a=14:(-0,7) x=-10 a=-20 | 1)Осмысливают и приступают применять новый способ решения на практике. 2)Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с доской. Один из учеников решает у доски с комментарием. 3)Решают самостоятельно, сверяют с доской, один из учеников решает у доски. |
Этап подведение итогов. Домашнее задание. | -Наш урок подходит к концу, с начала запишем домашнее задание, затем подведем итоги. (26 слайд) Домашнее задание каждый из вас выбирает сам. - На доске: Домашнее задание: п. 42, выучить правила; решить №1342(а; б; в; г) – на оценку «3», №1346 – на оценку «4», №1349– на оценку «5» - Ваши вопросы по домашнему заданию. А теперь оцените свою работу на уроке. ( - А теперь давайте вспомним Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? - Давайте еще раз повторим, какие правила мы с вами вывели на уроке. А сейчас я попрошу вас выразить ваше отношение к уроку в виде телеграммы, она лежит у вас на парте. Закончите предложения. - Итог урока каждый из вас подведет закончив предложения на листах которые лежат на ваших столах, которое выразит ваше отношение к уроку. (32 слайд) Закончить урок я хочу словами С. Я. Моршака Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье, Оно для дальнего пути – Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет, Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам недешево. С. Я. Маршак | 1) Ребята записывают домашнее задание в дневниках. 2) Просматривают домашнее задание, задают вопросы 3)Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила; определение уравнения, корня уравнения. 4) В конце своей работы каждый ученик пишет на листах окончание предложений. По желанию зачитывают на весь класс |