МБОУ «Гимназия №7 им. Героя России С.Василева» г. Брянска
«Решение уравнений»
Урок математики в 6 классе
Учитель математики
Коростина И.С.
Цели урока:
- Образовательные : обучающиеся
- - знают алгоритм решения линейного уравнения,
- - знают правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых;
- - умеют решать линейные уравнения и задачи с помощью уравнений;
- Воспитательные : обучающиеся
- - активны в познавательной деятельности;
- - самостоятельны и любознательны, проявляют интерес и любовь к предмету;
- - умеют совместно действовать;
- - уважают друг друга;
- - хорошо владеют устной и письменной речью, умеют хорошо считать;
- - чётко и ясно излагают свои мысли, умеют задавать вопросы.
- - умеют обобщать, делать самостоятельный выбор, высказывать свое мнение.
Д
4
И
3/7
О
-8/11
Ф
4,5
А
8
Н
-7
Т
0,3
Д
И
4
3/7
К
О
3
-8/11
Ф
Р
4,5
11
А
С
8
-2,8
Н
Т
-7
0,3
☺ 3(х-8) = -3(х+2)
Ответ: 3
☻ 1,2(3х+5) = 2(2,4х-3,6)
Ответ:11
☻☻ х/4 – (2х – 1)/9 - – 2 = (х-9)/6
Ответ: -2,8
Лист самоконтроля
№
п/п
Задание
1
Решил сам
Решение уравнения
у доски
2
Исправил
Графический диктант
2
Самооценка
Разминка
3
Самостоятельное
решение уравнений
4
Решение уравнения
по образцу
5
Работа консультантом
6
Составление задачи
7
по схеме
Решение задачи
8
Задача Диофанта
9
«Свой пример» (с/р )
ИТОГ
Графический диктант
v
–
1. Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак
2. Если перед скобками стоит знак «–», то нужно раскрыть скобки, сохранив знаки слагаемых
3 . На ноль делить иногда можно
4 . Чтобы сложить подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть
5 . Если перед скобками стоит знак «+», то можно опустить скобки, сохранив знаки слагаемых
6 . Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел
7 . Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю
8 . Может ли сумма двух целых положительных чисел быть равной 0?
Графический диктант
v – – v v – v –
Разминка
2
x = 1
1 ) – 5 x = 10
4 )
5
1
x = – 2
x =
2
2
2) 2x = – 2,6
1
x = – 6
5 )
3
x = – 18
x = – 1,3
1
x = – 5
–
3) – 12x = – 4
6 )
4
1
x = 20
x =
3
Решите уравнение:
0,5 х +0,6 = 1,5 х – 0,4
Решите уравнение:
3 (5 – х) + 13 = 4 (3х – 8)
Реш ите уравнени е
2х – 4 = (3 х + 7)·5
1) Раскройте скобки
2х – 4 = 15 х + 3 5
2) Перенесите известные слагаемые
в одну часть уравнения,
неизвестные – в другую
2х – 4 = 15 х + 35
2х – 15 х = 35 +4
Переносите слагаемые
с противоположным знаком!!!
3) Приведите подобные слагаемые
2х – 15 х = 35+4
– 13 х = 39
х = 39 : (– 13)
4) Найдите корень уравнения
х = - 3
5) Запишите ответ
Ответ: - 3
16
Решите уравнение:
0,5 х +0,6 = 1,5 х – 0,4
х = 1
Решите уравнение:
3 (5 – х) + 13 = 4 (3х – 8)
х = 4
По схеме составьте задачу, которая решалась бы уравнением:
2х + 6х = 32.
х км/ч
3х км/ч
32 км
Саша
на 3 меньше
в 2 раза больше
на 5 больше
в 4 раза больше
Даша
Х марок
Миша
Лиза
Алёна
Диофант
Его называют
отцом алгебры
Диофант умел решать
очень сложные уравнения,
он применял для этого
буквенные обозначения
и другие приемы.
Биографические данные
зашифрованы в виде
математической задачи,
начертанной на его гробнице.
Путник! Здесь прах погребен Диофанта.
И числа поведать могут, о чудо,
сколь долог был век его жизни…
Путник! Здесь прах погребен Диофанта.
И числа поведать могут, о чудо,
сколь долог был век его жизни…
Часть шестую его представляло прекрасное детство
Двенадцатая часть протекала еще жизни – и покрылся пухом тогда подбородок.
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетие. Он был осчастливлен рождением первенца – сына.
Коему рок половину лишь жизни прекрасной дал на земле по сравненью с отцом.
И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, переживши четырех с тех пор, как сына лишился.
Скажи, сколько лет жизни достигнув, смерть воспринял Диофант?
Задача
В двух классах 6 «А» и 6 «Б»
классах вместе 82 ученика.
Известно, что мальчиков
в этих классах поровну.
Мальчики в 6 «А» классе
составляют учащихся
своего класса, а мальчики
6 «Б» составляют
учащихся своего класса
Сколько учащихся в
каждом из этих классов.
3
5
4
7
6 «А»
Задача
82
=
6 «Б»
6 «А»
40
Задача
3
5
x
=
6 «Б»
42
( 82 – x )
4
7
Подсказка
Путник! Здесь прах погребен Диофанта.
И числа поведать могут, о чудо,
сколь долог был век его жизни…
Часть шестую его представляло прекрасное детство
Двенадцатая часть протекала еще жизни – и покрылся пухом тогда подбородок.
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетие. Он был осчастливлен рождением первенца – сына.
Коему рок половину лишь жизни прекрасной дал на земле по сравненью с отцом.
И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, переживши четырех с тех пор, как сына лишился.
Скажи, сколько лет жизни достигнув, смерть воспринял Диофант?
84
«Свой пример»
(самостоятельная работа)
Решите уравнения:
а) 3,2x - 1,5 = 1,7x 1
б)2 - (0,9x - 1,3) = 1,3x 1,5
в)- (3,3x + 1,2) - (0,7x + 1,6) = 0 - 0,7
г)- (4,1x + 2,5) - (2,3x + 3,9) = 1,6x - 0,8
д) 2,6
Домашнее задание
* 1. Упростите выражение: 12a – 2 (a – 7).
2. Решите уравнение: 1) х = 8; 2) 5х – 12,5 = 0;
3) 3х – 0,6 = х + 4,4; 4) 2(y + 3) = 21 – 3y;
5) 3 · (2х+3) + 4 · (5–х) = 43.
3. Решите задачу. В одном железнодорожном составе вагонов было в 2 раза больше, чем в другом. Когда от первого состава отцепили 13 вагонов, а ко второму прицепили 18 вагонов, то в обоих составах вагонов стало поровну. Сколько вагонов было в каждом составе первоначально?
________________________________________________________
** 1. Упростите выражение: 6(3a – b) – 2(a – 3b).
2. Решите уравнение: а) 10 – 2(3x + 5) = 4(x – 2);
б) 3(у + 1) – 2,4(у – 0,5) = -0,6
3. Решите задачу: В бидоне было в 2 раза больше молока, чем в банке. После того как из банки взяли 2 л, а из бидона 3 л, в банке осталось молока в 4,5 раза меньше, чем в бидоне. Сколько литров молока было в бидоне и в банке вместе?
***1. Упростите выражение 1,5(а+4) – 4,6(5-а) и найдите его значение при а = - 0,3
2. Решите уравнение:
- 2,5(3 x – 2) – 4(2 x + 0,5)= -4;
- 2) 5 ( x – ) + 4 ( – 3 x ) + x = – x ;
3.Реши задачу с помощью уравнения:
Олег разместил в первый альбом 20% своих марок, во второй - остатка, а в третий – остальные 56 марок. Сколько всего марок у Олега.
Лист самоконтроля
№
п/п
Задание
1
Решил сам
Решение уравнения
у доски
2
Исправил
Графический диктант
2
Самооценка
Разминка
3
Самостоятельное
решение уравнений
4
Решение уравнения
по образцу
5
Работа консультантом
6
Составление задачи
7
по схеме
Решение задачи
8
Задача Диофанта
9
«Свой пример» (с/р )
ИТОГ
- Сегодня на уроке я узнал, что …
- На уроке мне понравилось …
- Я сегодня на уроке чувствовала себя …
- Сегодня на уроке я научился …
- ☺ ухожу с урока в отличном настроении
- ☻ были проблемы, но все хорошо
- ☼ у меня сегодня случился прогресс
- ♥ учитель сегодня покорил мое сердце
- ♪ урок, как музыка
- ■ сегодня мне не удалось справиться со всеми заданиями
- ● хождение по кругу, только начинаю что-то понимать, как возникают новые проблемы
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Математика: Учебник для 6кл. общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 2 7 изд., перераб. – М.: Мнемозина, 20 18 , - 288с.: ил. ISBN 5-346-00482-3
- Дидактические материалы по математике для 6 класса/А.С. Чесноков, К.И. Нешков. – 22 -е изд. – М.: Просвещение, 201 8 . – 160 с.:ил. – ISBN 5-09-011508-7.
- http://www.uchportal.ru/load/25-1-0-3163
Решите уравнение
и выполните проверку.
х = 5
х = 3
Используя верное равенство, составьте уравнение, корнем которого является:
2
-3
Один ученик решал задачу, которая начиналась словами:
«За три дня в магазине продано 720 кг яблок». Он составил уравнение:
х + 2х + 3х = 720
Сформулируйте условие задачи полностью и решите задачу.
Дано уравнение
х + (х + 1) + (х + 2) + (х + 3) = -14.
Оно получилось при решении задачи, которая оканчивается словами «Найти эти числа». Сформулируйте и решите задачу.
х = -5
х + 1 = -4
х + 2 = -3
х + 3 = -2