СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение уравнений с параметром

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение уравнений с параметром»

Технологическая карта урока математики в 8 классе

«Уравнения с параметром»




Тема урока: Уравнения с параметром.


Тип урока: урок повторения


Используемый УМК: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др., М.: Просвещение, 2016


Цель: формирование умений решать задачи с параметрами, задачи на определение количества решений уравнений с параметром.


Задачи:

  • образовательные: формировать умение решать линейные и квадратные уравнения с параметром, задачи на определение количества решений уравнений с параметром; формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли; формировать навыки взаимоконтроля;

  • развивающие: развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, творческие задания;

  • воспитательные: воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства; воспитание интереса к математике, к учению; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны учителя.

Формируемые УУД:

  • личностные УУД: смыслообразование, формирование положительного отношения к процессу познания;

  • регулятивные УУД: волевая саморегуляция, целеполагание, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция, оценка, планирование;

  • познавательные УУД: постановка проблемы, умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учащимися, учителем; управление поведением партнера.


Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные

Коммуникативные

1. Организационный этап

Проверяется готовность учащихся и кабинета к уроку, выявляются отсутствующие.

Учащиеся настраиваются на работу.


Волевая саморегуляция



2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание проблемной ситуации:

Решить уравнение

а2(х – 2) – 3а = х + 1.








Вступительная беседа. Учитель дает понятие параметра, уравнения с параметром. Предлагает учащимся сформулировать цель урока

Учащиеся предлагают различные варианты решения, говорят о трудностях, которые у них возникли.



Учащиеся формулируют цель урока: «Научиться решать уравнения с параметром».












Целеполагание





Постановка проблемы

Учебное сотрудничество с учителем

3. Актуализация

знаний

Учащимся предлагается: 1) вспомнить определения линейных и квадратных уравнений, алгоритмов их решения, определение числа корней; 2)решить предложенные простейшие линейные и квадратные уравнения и осуществить взаимопроверку.

3х = 0,

0х = 3,

0х = 0,

6х = 2,

х2 + 5х – 6 = 0,

2 + х – 10 = 0,

2 – 6х + 1 = 0.


Учащиеся самостоятельно решают уравнения, меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, разбирая и объясняют друг другу совершенные ошибки, если таковые имеются.


Взаимоконтроль и самоконтроль

Умение структурировать знания

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера 

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Объяснение учителя.

Решается уравнение

1).а2(х – 2) – 3а = х + 1.

2 – 1)х = 2а2 + 3а + 1,

(а –1)(а+1)х = (а +1)(2а +1)

(а – 1)(а + 1) = 0,

если а = 1 или а = -1.

При а = 1, 0х = 6,

корней нет.

При а = -1, 0х = 0,

х – любое действительное число.

При а не равном 1 и -1,

х = (2а + 1) : (а – 1)

2) (а – 5)х2 + 3ах –(а –5) =0

Какие случаи надо рассмотреть?





















Учащиеся предлагают рассмотреть два случая, когда а = 5 и а не равно 5.

Решают уравнение.



Волевая саморегуляция

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Учебное сотрудничество с учителем

5. Закрепление материала

Учащимся в парах предлагается решить следующие уравнения:


а2 – 4 = (а – 2)х,

кх2 – 4х + 1 = 0.

Решение уравнения в парах, с последующим обсуждением, проверкой.


Контроль, коррекция, оценка


Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера

6. Творческое задание.

Учитель предлагает сформулировать алгоритм решения квадратного уравнения с параметром на примере:






Учитель предлагает задание:

При каких значениях параметра а уравнение

(а + 4)х2 – (2а + 4)х + 1 = 0


а) имеет два различных корня;

б) имеет единственный корень;

в) не имеет корней?


Учащиеся устанавливают связь между значением старшего коэффициента и видом уравнения. Формулируют алгоритм.


Учащиеся выполняют задание.


Планирование

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учащимся предлагается решить три уравнения с параметрами: №644(б), №646, №648.

Записывают домашнее задание




Постановка вопросов

8. Рефлексия

Учащимся предлагается по желанию продолжить предложение:

Теперь я знаю…

На уроке я научился (научилась) …

Теперь я умею …

На уроке мне понравилось …

На уроке мне пригодились знания….

Для меня было сложно…

С урока я ухожу с … настроением!


Учащиеся формулируют предложения.

Смыслообразование, формирование положительного отношения к процессу познания