Тема: «Решение задач на отыскание части от целого и целого по его части»
Цели:
- формировать умения и вырабатывать навыки решения задач на нахождение части от целого, целого по его части и соотношения части и целого;
- развивать и активизировать познавательный интерес к предмету;
- способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти;
- способствовать расширению кругозора, формированию умений выделять главное, переносу знаний в новую ситуацию;
- развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point (Приложение).
Ход урока:
Организационный момент
Устная работа
- Какую главу мы изучаем? (Обыкновенные дроби)
- Какие действия с обыкновенными дробями мы умеем выполнять? (Складывать, вычитать и умножать)
- Пожалуйста, возьмите конверты с раздаточным материалом для повторения.
1. из маленьких квадратиков составьте квадрат, в котором ¼ часть красная, а ¾ желтая.
2/4 красная; ¾ красная; 4/4 красная
Проверьте себя! Слайд1
2. из синих и белых полос сложите прямоугольник, в котором 1/5 часть синяя.
2/5 синяя; 3/5 синяя; 4/5 синяя; 5/5 синяя
Проверь себя! Слайд2
- Что означает 5/5 и 4/4? (вся фигура, одно целое) Слайд 3
- Как найти ½ часть? 1/3? 1/5? 3/5? 5/5?
3. Решите анаграмму:
Слайд 4
ЕЛОЦЕ ЛОСИЧ; МЕЗНАТЕНАЛЬ; ЛИСЬЧТЕЛИ; СТЬЧА ЛАСИЧ.
Проверим.
Слайд 5
- Сегодня на уроке мы будем использовать эти понятия. Тема нашего урока «Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части».
-Какие цели мы поставим себе на урок? (записываем цели на дополнительной доске)
- Запишите тему урока в тетрадь.
Слайд 6
Слайд 7
Эпиграфом к уроку я взяла слова французского математика Д. Пойа
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»
3) Изучение нового материала
- Рассмотрим схему:
Слайд 8



- Какие задачи можно составить, исходя из этой схемы?
Слайд 9
1 вариант

2 вариант

3 вариант
- В 1 варианте находим часть от целого, во 2- целое по его части, в 3 – соотношение части и целого.
Слайд 10
- Рассмотрим несколько задач, и определим, к какому виду задач их можно отнести.
- Решим эти задачи, записываем решение в тетради. (запись на доске)
- Ребята, можно ли утверждать, что задачи 1 и 2 взаимно-обратные?
- Какую закономерность в их решениях вы увидели?
- Вернемся к нашей анаграмме и составим схему- подсказку:
Слайд 11
- Какие правила у вас получились? Прочтите.
4) Физминутка
5) Работа в парах. Проговорите правила друг другу.
Слайд 11
Слайд 12
- Распределите задачи из списка по видам.
- Проверьте себя!
Слайд 13
Решите по одной задаче каждого вида.
Подсказка для тех кто затрудняется! Обратить внимание на слова «что», «это».
6) Решение теста
- Возьмите листочек с тестовыми заданиями. Подпишите их. Решения записываем на этих же листочках.
7) Игра «МАГАЗИН»
- Представьте, что вы продавцы в магазине, где объявлены скидки на ¼ от прежней цены.
Назовите новую цену.
Слайд 14
ПЛАТЬЕ – 800 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 600 РУБ)
КОСТЮМ – 1600 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 1200 РУБ)
САРАФАН – 600 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА- 450 РУБ)
ПИДЖАК – 1000 РУБ (НОВАЯ ЦЕНА – 750 РУБ)
Слайд 15
- Скидка в магазине на 1/3 от прежней цены. (какую часть составляет новая цена?)
Какой была старая цена, если НОВАЯ:
СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ – 1000 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА – 1500 РУБ)
ЮБКА – 500 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА – 750 РУБ)
БЛУЗКА – 400 РУБ (СТАРАЯ ЦЕНА – 600 РУБ)
8) Итог урока
- Вернемся к целям, которые мы себе поставили на урок. Мы их достигли?
-На какие вопросы нужно ответить себе, чтобы решить задачи?
- Какова схема решения задач на нахождение части от числа? Целого числа по его части? На соотношение части числа и его целого?
- Что на уроке понравилось? Что запомнилось? Что вызвало затруднения?
9) Запишите домашнее задание:
- решить по одной задаче из списка на выбор;
- придумать по одной задаче каждого вида и решить их.
Выставляются отметки за работу на уроке!
Слайд 16
ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!