СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач ОГЭ на сплавы и смеси

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение задач ОГЭ на сплавы и смеси»

Методы решения различных типов задач «сплавы и смеси» (№ 22 ОГЭ,  №11 ЕГЭ)  учитель математики Михайлова Ж.В.

Методы решения различных типов задач «сплавы и смеси» (№ 22 ОГЭ, №11 ЕГЭ)

учитель математики Михайлова Ж.В.

При решении текстовых задач могут помочь несколько простых и общих советов: Прочитайте и тщательно изучите условие задачи. Попытайтесь полученную информацию представить в другом виде – это может быть рисунок, таблица или просто краткая запись условия задачи. Выбор неизвестных. Составление и решение «математической модели». (При составлении «математической модели» (уравнения, неравенства, системы уравнений или неравенств) еще раз внимательно прочитайте условие задачи. Проследите за тем, что соответствует каждой фразе текста задачи в полученной математической записи и чему в тексте задачи соответствует каждый «знак» полученной записи (сами неизвестные, действия над ними, полученные уравнения, неравенства или их системы). Решить полученное уравнение, систему, неравенство. (Если решение задачи не получается, то нужно еще раз прочитать и проанализировать задачу.)

При решении текстовых задач могут помочь несколько простых и общих советов:

  • Прочитайте и тщательно изучите условие задачи.
  • Попытайтесь полученную информацию представить в другом виде – это может быть рисунок, таблица или просто краткая запись условия задачи.
  • Выбор неизвестных.
  • Составление и решение «математической модели». (При составлении «математической модели» (уравнения, неравенства, системы уравнений или неравенств) еще раз внимательно прочитайте условие задачи. Проследите за тем, что соответствует каждой фразе текста задачи в полученной математической записи и чему в тексте задачи соответствует каждый «знак» полученной записи (сами неизвестные, действия над ними, полученные уравнения, неравенства или их системы).
  • Решить полученное уравнение, систему, неравенство. (Если решение задачи не получается, то нужно еще раз прочитать и проанализировать задачу.)

Задача 1. Два велосипедиста одновременно отправились в 153-километровый пробег. Первый ехал со скоростью на 8 км/ч больше, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 8 часов раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым. Решение. Пусть х км/ч скорость второго велосипедиста, тогда согласно условию задачи, составим таблицу: Расстояние(км) 1 велосип. Скорость ( км/ч) 2 велосип. 153 Время х+8 153 (ч) 153/(х+8) х 153/х

Задача 1.

Два велосипедиста одновременно отправились в 153-километровый пробег. Первый ехал со скоростью на 8 км/ч больше, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 8 часов раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым.

Решение. Пусть х км/ч скорость второго велосипедиста, тогда согласно условию задачи, составим таблицу:

Расстояние(км)

1 велосип.

Скорость ( км/ч)

2 велосип.

153

Время

х+8

153

(ч)

153/(х+8)

х

153/х

Зная, что второй велосипедист был в пути на 8 часов больше, чем первый, составим и решим уравнение     = 9   = -17, что не удовлетворяет условию задачи       

Зная, что второй велосипедист был в пути на 8 часов больше, чем первый, составим и решим уравнение

 

 

= 9

 

= -17, что не удовлетворяет условию задачи

 

 

 

Чтобы накачать в бак 117 л воды, требуется на 5 минут больше времени, чем на то, чтобы выкачать из него 96 л воды. За одну минуту можно выкачать на 3 л воды больше, чем накачать. Сколько литров воды накачивается в бак за минуту?  Решение: Пусть за минуту в бак накачивается  х  литров воды.   Объем накачать 117 За минуту выкачать Время х 96 117/х х+3 96/(х+3)  По условию задачи составим уравнение:  х≠0, х≠-3 117(х+3)-96х=5х(х+3) 117х+351-96х=5 +15х - 6х - 351=0  х=9 и х = -7,8( не удовлетворяет условию задачи) Ответ: 9 литров.

Чтобы накачать в бак 117 л воды, требуется на 5 минут больше времени, чем на то, чтобы выкачать из него 96 л воды. За одну минуту можно выкачать на 3 л воды больше, чем накачать. Сколько литров воды накачивается в бак за минуту? Решение: Пусть за минуту в бак накачивается  х  литров воды.

Объем

накачать

117

За минуту

выкачать

Время

х

96

117/х

х+3

96/(х+3)

По условию задачи составим уравнение:

х≠0, х≠-3

117(х+3)-96х=5х(х+3)

117х+351-96х=5 +15х

  • - 6х - 351=0

х=9 и х = -7,8( не удовлетворяет условию задачи)

Ответ: 9 литров.

Пример№1: Определить концентрацию раствора, полученного при слиянии 150 г 30%-го и 250 г 10% го растворов какой-либо соли. Дано: m1=150г m2=250г Пусть концентрация полученного раствора х % 30 % Х % - 10% 150 г 3 = Х % ω 1 =30 % ω 2 =10 % Найти ω 3 5 30%-х% 250 г 10 % Отношение разностей массовых долей равно отношению масс растворов: Х-10 Х= 17,5 3 = 30-х 5 Ответ: 17, 5%

Пример№1:

Определить концентрацию раствора, полученного при слиянии 150 г 30%-го и 250 г 10% го растворов какой-либо соли.

Дано:

m1=150г

m2=250г

Пусть концентрация полученного раствора х %

30 %

Х % - 10%

150 г

3

=

Х %

ω 1 =30 %

ω 2 =10 %

Найти ω 3

5

30%-х%

250 г

10 %

Отношение разностей массовых долей равно отношению масс растворов:

Х-10

Х= 17,5

3

=

30-х

5

Ответ: 17, 5%

Пример №2. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди? Свинец Медь Свинец Медь Свинец Медь + = 15% 65% 30% 200 г (200 – Х) г Х г 0,15Х + 0,65(200 – Х) = 0,3 * 200 Х = 140 (г) – первый сплав 200 – Х = 200 – 140 = 60 (г) – второй сплав Ответ: 140г, 60г.

Пример №2.

Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Свинец Медь

Свинец Медь

Свинец Медь

+

=

15%

65%

30%

200 г

(200 – Х) г

Х г

0,15Х + 0,65(200 – Х) = 0,3 * 200

Х = 140 (г) – первый сплав

200 – Х = 200 – 140 = 60 (г) – второй сплав

Ответ: 140г, 60г.

Таблица для решения задач имеет следующий вид Наименование веществ, растворов, % содержание      вещества (доля Масса  смесей, сплавов раствора Масса содержания   вещества) вещества   (смеси, сплава)

Таблица для решения задач имеет следующий вид

Наименование

веществ, растворов,

% содержание

 

 

вещества (доля

Масса

смесей, сплавов

раствора

Масса

содержания

 

вещества)

вещества

 

(смеси, сплава)

Задача 1 .  Смешали 4 л 15%-ного раствора соли с 5 л 20%-ного соли к смеси добавили 1 л чистой воды. Какова концентрация полученной смеси? Наименование I раствор веществ, смесей % содержание (доля) вещества 15 % = 0,15 Масса II раствор раствора (л) Масса 4 20 % = 0,2 вода вещества(л) 0% 0,15·4 Смесь 5 1 0,2·5 х % = 0,01х 0 10 0,01х·10 Уравнение для решения задачи имеет вид: 0,15·4 + 0,2·5=0,01х·10 0,1х = 1,6 х = 16 Ответ: концентрация смеси 16 %.

Задача 1 . Смешали 4 л 15%-ного раствора соли с 5 л 20%-ного соли к смеси добавили 1 л чистой воды. Какова концентрация полученной смеси?

Наименование

I раствор

веществ, смесей

% содержание

(доля) вещества

15 % = 0,15

Масса

II раствор

раствора (л)

Масса

4

20 % = 0,2

вода

вещества(л)

0%

0,15·4

Смесь

5

1

0,2·5

х % = 0,01х

0

10

0,01х·10

Уравнение для решения задачи имеет вид:

0,15·4 + 0,2·5=0,01х·10

0,1х = 1,6

х = 16

Ответ: концентрация смеси 16 %.

Задача 2. Смешав 40 % и 15 % растворы кислоты, добавили 3 кг чистой воды и получили 20 % раствор кислоты. Если бы вместо 3 кг воды добавили 3 кг 80 %раствора той же кислоты, то получили бы 50 %-ый раствор кислоты. Сколько килограммов 40 % -го и 15 %растворов кислоты было смешано? Наименование  веществ, смесей I раствор % содержание (доля) вещества II раствор 40 % = 0,4 Масса Масса раствора (кг) 15 % = 0,15 Вода х вещества (кг) Смесь I 0,4х у 0% 20 % = 0,2 3 0,15у 0% х + у +3 0,2(х + у +3) Кислота 80 % = 0,8 Смесь II 3 50 % = 0,5 0,8·3 х + у +3 0,5(х + у +3) Для решения задачи получаем систему уравнений: Ответ:3,4 кг 40 % кислоты и 1,6 кг 15 % кислоты.

Задача 2. Смешав 40 % и 15 % растворы кислоты, добавили 3 кг чистой воды и получили 20 % раствор кислоты. Если бы вместо 3 кг воды добавили 3 кг 80 %раствора той же кислоты, то получили бы 50 %-ый раствор кислоты. Сколько килограммов 40 % -го и 15 %растворов кислоты было смешано?

Наименование

веществ, смесей

I раствор

% содержание (доля) вещества

II раствор

40 % = 0,4

Масса

Масса

раствора (кг)

15 % = 0,15

Вода

х

вещества (кг)

Смесь I

0,4х

у

0%

20 % = 0,2

3

0,15у

0%

х + у +3

0,2(х + у +3)

Кислота

80 % = 0,8

Смесь II

3

50 % = 0,5

0,8·3

х + у +3

0,5(х + у +3)

Для решения задачи получаем систему уравнений:

Ответ:3,4 кг 40 % кислоты и 1,6 кг 15 % кислоты.

Задача 3 . Имеется три сосуда. В первый сосуд налили 4 кг 70 % сахарного сиропа, а во второй – 6 кг 40 % сахарного сиропа. Если содержимое первого сосуда смешать с содержимым третьего сосуда, то получим в смеси 55 % содержание сахара, а если содержимое второго сосуда смешать с третьим, то получим 35 % содержание сахара. Найдите массу сахарного сиропа в третьем сосуде сиропа и концентрацию сахара в нем. Наименование веществ, смесей % содержание (доля) вещества  I сосуд 70 % = 0,7  II сосуд Масса раствора 40 % = 0,4 I III сосуд Масса вещества (кг) (кг) 4 0,7·4=2,8 у % = 0,01у  I и III сосуды 6 0,4·6 = 2,4 х 55 % = 0,55  II и III сосуды 0,01ху 35 % = 0,35 4+х 0,55(4+х) или 6+х 2,8+0,01ху 0,35(6+х) или 2,4+0,01ху

Задача 3 . Имеется три сосуда. В первый сосуд налили 4 кг 70 % сахарного сиропа, а во второй – 6 кг 40 % сахарного сиропа. Если содержимое первого сосуда смешать с содержимым третьего сосуда, то получим в смеси 55 % содержание сахара, а если содержимое второго сосуда смешать с третьим, то получим 35 % содержание сахара. Найдите массу сахарного сиропа в третьем сосуде сиропа и концентрацию сахара в нем.

Наименование веществ, смесей

% содержание (доля) вещества

I сосуд

70 % = 0,7

II сосуд

Масса раствора

40 % = 0,4

I III сосуд

Масса вещества (кг)

(кг)

4

0,7·4=2,8

у % = 0,01у

I и III сосуды

6

0,4·6 = 2,4

х

55 % = 0,55

II и III сосуды

0,01ху

35 % = 0,35

4+х

0,55(4+х) или

6+х

2,8+0,01ху

0,35(6+х) или

2,4+0,01ху

Итак, получаем систему уравнений : Решаем её: Ответ :1,5 кг сахарного сиропа 15 % концентрации.

Итак, получаем систему уравнений :

Решаем её:

Ответ :1,5 кг сахарного сиропа 15 % концентрации.

Задача 4. Сплав меди и олова массой 10 кг содержит 70% олова. К этому сплаву добавили 8 кг меди. Сколько нужно добавить килограмм олова, чтобы его концентрация стала в 3 раза больше, чем концентрация меди? Наименование веществ, смесей % содержание (доля) олова I сплав 70 % = 0,7 Масса сплава (кг) медь олово Масса олова (кг) 10 0% 100%=1 0,7·10=7 8 II сплав 0 х 75 % = 0,75 х 18+х 0,75(18+х) Пусть концентрация меди равна t%, тогда концентрация олова 3t%,  так как суммарная концентрация меди и олова должна быть равной 100% (других компонентов в сплаве нет), имеем уравнение t + 3t = 100, откуда концентрация меди равна 25%, а концентрация олова равна 75%.  7+х=0,75(18+х)   х  =  26.  Ответ: 26 кг.

Задача 4. Сплав меди и олова массой 10 кг содержит 70% олова. К этому сплаву добавили 8 кг меди. Сколько нужно добавить килограмм олова, чтобы его концентрация стала в 3 раза больше, чем концентрация меди?

Наименование веществ, смесей

% содержание (доля) олова

I сплав

70 % = 0,7

Масса сплава (кг)

медь

олово

Масса олова (кг)

10

0%

100%=1

0,7·10=7

8

II сплав

0

х

75 % = 0,75

х

18+х

0,75(18+х)

Пусть концентрация меди равна t%, тогда концентрация олова 3t%,

так как суммарная концентрация меди и олова должна быть равной 100% (других компонентов в сплаве нет), имеем уравнение t + 3t = 100, откуда концентрация меди равна 25%, а концентрация олова равна 75%.

7+х=0,75(18+х)

  х  =  26.

Ответ: 26 кг.

Предлагаемый подход к решению текстовых задач с помощью уравнений сводится к следующему:  1.Через х обозначаем меньшую величину или то, о чём спрашивается в вопросе задачи.  2.Краткую запись оформляем в виде таблицы, схемы.  3.По условию задачи заполняем 2 столбика задачи, третий столбик нам даёт уравнение.  4.Смотрим, к какому типу относится задача (на сложение величин, на сравнение и т.п.) в зависимости от этого составляем уравнение.  5.Найдя х, смотрим, ответили мы на вопрос задачи, или нет, если нет, то решаем и находим ответ.

Предлагаемый подход к решению текстовых задач с помощью уравнений сводится к следующему: 1.Через х обозначаем меньшую величину или то, о чём спрашивается в вопросе задачи. 2.Краткую запись оформляем в виде таблицы, схемы. 3.По условию задачи заполняем 2 столбика задачи, третий столбик нам даёт уравнение. 4.Смотрим, к какому типу относится задача (на сложение величин, на сравнение и т.п.) в зависимости от этого составляем уравнение. 5.Найдя х, смотрим, ответили мы на вопрос задачи, или нет, если нет, то решаем и находим ответ.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя