СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по экологии в 9 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассмотрены различные типы задач по экологии, даны задания для закрепления

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по экологии в 9 классе»

Биология 9 класс

Решение экологических задач

Последовательность живых организмов, которую можно представить состоящей из зве­ньев — видов растений, животных, грибов и бактерий, связан­ных друг с другом отношениями «пища — потребитель», принято называть трофической цепью. Даже самая просто устроенная пищевая цепь имеет несколько трофических уров­ней.

Первый трофический уровень формируют зелёные рас­тения (продуценты);

второй — животные, питающиеся рас­тениями (консументы первого порядка);

третий — хищники, поедающие растительноядных животных (консументы второго порядка) и четвёртый — хищники, жертвами которых стано­вятся более мелкие хищники (консументы третьего порядка).

Редуценты — микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушаю­щие остатки мёртвых существ.

Правило экологической пирамиды — закономерность, согласно которой количество растительного вещества, служа­щего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также имеет массу в 10 раз меньшую.

Экологическая пирамида отражает число особей на каждом этапе пищевой цепи, количество биомассы и заключенных в организмах энергии. В реальных условиях цепи питания перекрещиваются, образуя сети питания.


Примеры решения задач

При составлении пищевой цепи необходимо правильно рас­положить все звенья и показать стрелками, с какого уровня получена энергия.

Пример 1. В луговом сообществе обитают: гусеница, жаво­ронок, люцерна, коршун. Составьте пищевую цепь.

Ответ: люцерна → гусеница → синица → коршун.



Пример 2. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море выросла одна особь калана (мор­ской выдры) массой 30 кг, если цепь питания имеет вид: фитопланктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, калан. Сколько необходимо нехищной рыбы для существования двух каланов массой 30кг.

Из правила экологической пирамиды известно, что каждый последую­щий пищевой уровень имеет массу в 10 раз меньшую, чем предыдущий. Зная это, можно легко решить задачу.

Решение. 1) Составим трофическую цепь, начиная от продуцентов:

фито­планктон → нехищные рыбы → хищные рыбы → калан.

Зная, что масса калана составляет 30 кг, а это число должно быть в 10 раз меньше массы предыдущего звена трофической цепи, легко найдём массу предыдущего звена (хищная рыба): 30 х 10 = 300 (кг). Соответственно масса нехищной рыбы составляет: 300 х 10 = 3000 (кг), масса фитопланк­тона составляет: 3000 х 10 = 30000 (кг).

30000кг 3000кг. 300кг 30кг.

фито­планктон → нехищные рыбы → хищные рыбы → калан.

2) Для существования одного калана массой 30 кг, необходимо нехищной рыбы массой 3000кг., а для существования двух каланов: 3000кг х 2 = 6000 (кг).

ответ: для того чтобы в море вырос один калан массой 30 кг, необходимо 30000 кг фитопланктона. Для существования двух каланов массой 30кг. необходимо нехищной рыбы массой 6000кг.

Решите задачи

1. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем экологической пирамиды, на котором он находится, и впишите в таблицу: растения, орёл-змееяд, лягушка, микроскопический гриб, жук.

Продуцент

 

Консумент 1 порядка

 

Консумент 2 порядка

 

Консумент 3 порядка

 

Редуцент

 

2. Определите массу компонентов цепи питания, если известно, что мас­са консумента третьего порядка составляет 8 кг

Компоненты цепи питания

Общая масса

Фитопланктон

 

Мелкие ракообразные

 

Рыбы

 

Выдра

8 кг

3. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем экологической пирамиды, на котором он находится, и впишите в таблицу: циклоп, фитопланктон, судак, карась, рак.

Продуцент

 

Консумент 1 порядка

 

Консумент 2 порядка

 

Консумент 3 порядка

 

Редуцент

 

4. Определите, какое количество сычей может прокормить цепь пита­ния, если известно, что общая масса продуцента составляет 8000 кг, а масса одного сыча — 0,2 кг.

Компоненты цепи питания

Общая масса

Растения

8000 кг

Насекомые

 

Мелкие птицы

 

Сыч

 

5. Какая масса водорослей необходима для существования пары скоп (рыбоядные птицы)? Масса каждой птицы составляет около 3,5 кг. Исходя из цепи питания: водоросли – рыбы – скопы.

6. Пользуясь правилом экологической пирамиды определите: какая масса водорослей необходима для существования одного дельфина массой 400кг. составить цепь питания из четырех звеньев, где последнее звено – дельфин. (в состав цепей могут входить: дельфин, водоросли, рыбы, ракообразные). Сколько необходимо ракообразных для существования пары дельфинов?

7.Вычислите массу зеленых растений, которую сохраняет от поедания гусеницами пара синиц массой 80 г., пользуясь правилом экологической пирамиды.

8. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

  1. Клевер - кролик - волк

  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник