Решение задач на тему: «Импульс. Закон сохранения импульса»
Класс: 9
Дата проведения: 10.12.2018
Цели урока:
Образовательная: повторить изученный материал по теме «Импульс. Закон сохранения импульса» на примере решения задач различного уровня сложности.
Воспитательная: показать, что знание основ физики необходимо каждому; формирование познавательного интереса к физике.
Развивающая: развитие физических знаний и умений при решении задач.
Тип урока: урок первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: металлические шарики на нитях, тележки демонстрационные, грузы.
Средства обучения: презентация
Организационный этап – 1 мин
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Повторение изученного материала (фронтальный опрос) – 2 мин
Что называется импульсом тела?
Что можно сказать о направлениях векторов импульса и скорости движущегося тела?
Что принимают за единицу импульса?
Что означает утверждение о том, что несколько тел образуют замкнутую систему?
Сформулируйте закон сохранения импульса.
Для замкнутой системы, состоящей из двух тел, запишите закон сохранения импульса. Поясните, что означает каждый символ в этом уравнении.
Эксперимент:
На нитях подвешиваются два шарика, правый отклоняют и отпускают. Вернувшись в прежнее положение и ударившись о неподвижный шарик, он останавливается. При этом левый шарик приходит в движение и отклоняется практически на тот же угол, что и отклоняли правый шар.
Физический диктант (по вариантам) – 5 мин
Вариант 1.
1. Автомобиль движется на повороте по круговой траектории радиусом 20м с постоянной по модулю скоростью 10 м/с. Каково ускорение автомобиля?
2. Тело движется по окружности радиусом 10м. Период его обращения равен 20с. Чему равна скорость тела?
3. Тело движется по окружности в направлении по часовой стрелке. Как направлен вектор ускорения при таком движении тела?
4. Две материальные точки движутся по окружности с радиусами R1=R и R2=3R с одинаковыми скоростями. Сравните их центростремительные ускорения.
5. Гравитационная постоянная равна….
Вариант2.
1 Тело движется по окружности радиусом 10м. Период его обращения равен 20с. Чему равна скорость тела?
2. Скорость крайних точек точильного круга радиусом 10 см равна 6 м/с. Чему равно их центростремительное ускорение?
3. Тело движется по окружности в направлении по часовой стрелке. Как направлен вектор ускорения при таком движении? (рис. 2)
. 
4. Две материальные точки движутся по окружности с радиусами R1=2R и R2=4R с одинаковыми скоростями. Сравните их центростремительные ускорения.
5. Из закона всемирного тяготения: все тела притягиваются друг к другу с силой, модуль которой прямо пропорционален произведению их…. и обратно пропорционален …..
Алгоритм решения задач на ЗСИ:
1..Записать закон сохранения импульса в векторной форме.
2.Найти проекцию закона на ось Ох.
3. Выразить необходимую величину.
4. Произвести числовой расчет.
Задача 1
Движение материальной точки описывается уравнением:
. Приняв ее массу равной 2 кг, найти импульс через 2 с и через 4 с после начала отсчета времени, а также силу, вызвавшую это изменение импульса.
Задача 2
Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нем. Найти скорость вагона, если он двигается со скоростью 36 км/ч навстречу снаряду.
Задача 3
Тело массой 0,2 кг, падает с высоты 1 м с ускорением 8 м/с2. Найти изменение импульса тела за это время.
Задача 4
Снаряд массой 40 кг, летящий в горизонтальном направлении со скоростью 600 м/с, разрывается на две части с массами 30 кг и 10 кг. Большая часть стала двигаться в том же направлении со скоростью 900 м/с. Определить величину и направление скорости меньшей части снаряда.
Задача 5
Тележка с песком катится со скоростью 1 м/с по горизонтальной поверхности без трения. Навстречу тележке летит шар массой 3 кг со скоростью 8 м/с, направленной под углом 600 к горизонту. После встречи с тележкой шар застревает в песке. С какой скоростью и в какую сторону покатится тележка после встречи с шаром? Масса тележки с песком 10 кг.
Закрепление.
Рефлексия
Домашнее задание: § 21, 22, упр.20(2),21(1)