СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по теме: «Радиоактивные превращения атомных ядер»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

 Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки решения задач на законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях.М

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме: «Радиоактивные превращения атомных ядер»»

  1. Тема урока: Решение задач по теме: «Радиоактивные превращения атомных ядер».

  2. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

  3. Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки решения задач на законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях.

  4. Учебно-воспитательные задачи урока:

Образовательная: закрепить знания: радиоактивность, история открытия явления радиоактивности, методы регистрации частиц, состав атома и ядер, законы сохранения массового и зарядового числа; применить полученные знания при записи уравнений ядерных реакций; проконтролировать уровень усвоения основных законов.

Развивающая: развивать логическое мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение ставить цели и выражать свою точку зрения; создать условия для реальной самооценки учащегося, реализации его как личности, воспитывать ответственность.

  1. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

  2. Средства обучения: Средства обучения: Физика: учебник для 9 класса / Перышкин А.В.– М.: «Дрофа», 2017 г.

  3. План урока

    Этапы урока

    время

    Методы и методические приемы

    1

    Орг. Момент

    1 мин

    Словесный (приветствие)

    2

    Повторение и обобщение опорных знаний учащихся

    12 мин

    Словесный, практический

    3

    Решение задач

    28 мин

    Словесный, практический

    4

    Подведение итогов. Домашнее задание

    2 мин

    Словесный,

    оценивание

    5

    Рефлексия

    2 мин

    Словесный

  4. Ход урока:


  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Создание благоприятного психологического настроя учащихся на активную работу на уроке.


  1. Повторение и обобщение опорных знаний учащихся

    1. Учащиеся отвечают на вопросы теста. Выберите правильный ответ:

Вариант 1

  1. Кто открыл явление радиоактивности?

1) Резерфорд 2) Томсон 3) Бор 4) Беккерель

  1. γ-излучение - это

1) поток отрицательных частиц 2) поток нейтральных частиц

3) поток положительных частиц 4) электромагнитное излучение

  1. При а-распаде массовое число ядра

1) увеличивается на 2 единицы 2) увеличивается на 2 единицы

3) уменьшается на 2 единицы 4) уменьшается на 4 единицы

  1. Чему равна масса атома в а.е.м. и заряд ядра в элементарных зарядах?

1) 235 а.е.м, 92 элементарных заряда 2) 92 а.е.м, 0 заряда

3) 235 а.е.м, 0 элементарных заряда 4) 92 а.е.м, 235 элементарных заряда

5. В каком приборе прохождение ионизирующей частицы регистрируется по возникновению импульса электрическо­го тока в результате возникновения самостоятельного раз­ряда в газе?

А. В сцинтилляционном счетчике Б. В счетчике Гейгера

В. В пузырьковой камере Г. В камере Вильсона


Вариант2

  1. Кто предложил «пудинговую» модель атома?

1) Резерфорд 2) Томсон 3) Эйнштейн 4) Беккерель

  1. Что представляет собой а-излучение?

1) Поток электронов 2) Поток ядер гелия 3) Поток ядер радия 4) Поток протонов

  1. При β-распаде ядра его зарядовое число

1) уменьшается на 1 единицу 2) не изменяется

3) увеличивается на 1 единицу 4) увеличивается на 2 единицы

  1. Чему равна масса атома в а.е.м. и заряд ядра в элементарных зарядах?

1) 238 а.е.м, 92 элементарных заряда 2) 92 а.е.м, 0 заряда

3) 238 а.е.м, 0 элементарных заряда 4) 92 а.е.м, 238 элементарных заряда

5. В каком приборе след движения быстрой заряженной частицы в газе делается видимым в результате конденса­ции пересыщенного пара на ионах?

1) в счетчике Гейгера 3) в сцинтилляционном счетчике

2) в камере Вильсона 4) в пузырьковой камере


Взаимопроверка. Критерии оценивания:

5 правильных ответов -5;

4 правильных ответа-4;

3 правильных ответа-3


    1. Учащиеся отвечают на вопросы:


  1. Что представляет собой атом согласно ядерной модели, выдвинутой Резерфордом? (слайд)

  2. Что такое радиоактивность? (слайд)

  3. Кем была открыта радиоактивность? (слайд)

  4. Кто продолжил исследования по радиоактивности? (слайд)

  5. Как были названы частицы, входящие в состав радиоактивного излучения? (слайд) и кем они были открыты? (слайд)

  6. Какая часть атома, ядро или электронная оболочка, претерпевает изменения при радиоактивном распаде?

  7. Изменяются ли массовое число, масса и порядковый номер элемента при испускании ядром γ-кванта? (Z и N не меняются, энергия ядра изменяется на энергию γ-кванта.)

  8. Какой формулой связаны между собой массовое число, зарядовое число и число нейтронов ядре?

  9. Как называются протоны и нейтроны вместе?

  10. Как называются силы притяжения между нуклонами в ядре?

  11. Как в общем виде принято обозначать ядро любого химического элемента?

  12. Ядром какого элемента является протон?

  13. Что происходит с ядром радиоактивного элемента при α-распаде?

  14. Как читается правило смещения для α-распада?

  15. Что происходит в ядре атома, претерпевшего β-распад? Какие частицы при этом излучаются? Что происходит с зарядом ядра и почему?

  16. Сформулируйте правило смещения для β-распада.

  17. Изменится ли массовое число ядра при β-распаде? Почему?

  18. Определите нуклоновый состав ядер гелия 42Не кислорода 168O, селена 7934Se, ртути 20080Hg, радия 22688Ra, урана 23592U.

  19. Доля каких нуклонов в ядрах элементов возрастает с увеличением зарядового числа?

  20. Назовите химический элемент, в атомном ядре которого содержатся нуклоны: 18р + 22n; 84р + 126n.

    1. Задание: На слайде появляются фотографии великих ученых. Задача назвать имя ученого и рассказать о его вкладе в развитие науки.





Антуан Анри Беккерель Пьер и Мария Склодовская-Кюри

Эрнест Резерфорд Поль Виллард



Открытие Беккереля ознаменовало собой начало новой эры в физике — эры превращения элементов. Отныне атом уже не мог считаться единым и неделимым — перед наукой открывался путь в глубины этого «кирпичика» материального мира. Среди элементов, содержащихся в земной коре, радиоактивными являются все, с порядковыми номерами более 83, т. е. расположенные в таблице Менделеева после висмута.

Структура периодической системы элементов, во многом сходная с современной была разработана Д. И. Менделеевым на основе периодического закона в 1869-1871 гг. Самая старая таблица Менделеева находится в России, а не в Шотландии, как считалось ранее. Обнаруженная таблица была выпущена в 1876 году по личному указанию Дмитрия Менделеева, и сейчас ее можно увидеть в одном из корпусов Санкт-Петербургского государственного университета на Васильевском острове.

    1. Решение задач

Одним из веществ, выброшенных в больших количествах из реактора при Чернобыльской аварии, был йод-135. В дальнейшем он распадался по цепочке:

Какой тип распада происходил на каждом этапе?

Какие частицы вылетали из ядер на каждом этапе?


Определите, ядра каких элементов образуются в результате β-распада и α-распада ядра .


Решение кроссворда

Вопросы кроссворда

Кто из ученых открыл явление радиоактивности?

2.Частица вещества.

3. Фамилия ученого, определившего состав радиоактивного излучения.

4. Ядра с одинаковым числом протонов, но с разным числом нейтронов – это…

5. Радиоактивный элемент, открытый супругами Кюри.

6. Изотоп полония альфа-радиоактивен. Какой элемент при этом образуется?

7. Имя женщины - ученой, ставшей Нобелевским лауреатом дважды.

8. Что находится в центре атома?






Интерактивная игра-викторина (презентация)

Подведение итогов урока. Рефлексия

Домашнее задание. Подготовить сообщения на тему: «Негативное воздействие радиации на живые организмы и способы защиты от нее».

Составить уравнение ядерной реакции для α-распада изотопа золота-204 и β-распада изотопа урана-239.