Тема урока: Решение задач по теме: «Радиоактивные превращения атомных ядер».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки решения задач на законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях.
Учебно-воспитательные задачи урока:
Образовательная: закрепить знания: радиоактивность, история открытия явления радиоактивности, методы регистрации частиц, состав атома и ядер, законы сохранения массового и зарядового числа; применить полученные знания при записи уравнений ядерных реакций; проконтролировать уровень усвоения основных законов.
Развивающая: развивать логическое мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение ставить цели и выражать свою точку зрения; создать условия для реальной самооценки учащегося, реализации его как личности, воспитывать ответственность.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения: Средства обучения: Физика: учебник для 9 класса / Перышкин А.В.– М.: «Дрофа», 2017 г.
План урока
№ | Этапы урока | время | Методы и методические приемы |
1 | Орг. Момент | 1 мин | Словесный (приветствие) |
2 | Повторение и обобщение опорных знаний учащихся | 12 мин | Словесный, практический |
3 | Решение задач | 28 мин | Словесный, практический |
4 | Подведение итогов. Домашнее задание | 2 мин | Словесный, оценивание |
5 | Рефлексия | 2 мин | Словесный |
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Создание благоприятного психологического настроя учащихся на активную работу на уроке.
Повторение и обобщение опорных знаний учащихся
Учащиеся отвечают на вопросы теста. Выберите правильный ответ:
Вариант 1
Кто открыл явление радиоактивности?
1) Резерфорд 2) Томсон 3) Бор 4) Беккерель
γ-излучение - это
1) поток отрицательных частиц 2) поток нейтральных частиц
3) поток положительных частиц 4) электромагнитное излучение
При а-распаде массовое число ядра
1) увеличивается на 2 единицы 2) увеличивается на 2 единицы
3) уменьшается на 2 единицы 4) уменьшается на 4 единицы
Чему равна масса атома
в а.е.м. и заряд ядра в элементарных зарядах?
1) 235 а.е.м, 92 элементарных заряда 2) 92 а.е.м, 0 заряда
3) 235 а.е.м, 0 элементарных заряда 4) 92 а.е.м, 235 элементарных заряда
5. В каком приборе прохождение ионизирующей частицы регистрируется по возникновению импульса электрического тока в результате возникновения самостоятельного разряда в газе?
А. В сцинтилляционном счетчике Б. В счетчике Гейгера
В. В пузырьковой камере Г. В камере Вильсона
Вариант2
Кто предложил «пудинговую» модель атома?
1) Резерфорд 2) Томсон 3) Эйнштейн 4) Беккерель
Что представляет собой а-излучение?
1) Поток электронов 2) Поток ядер гелия 3) Поток ядер радия 4) Поток протонов
При β-распаде ядра его зарядовое число
1) уменьшается на 1 единицу 2) не изменяется
3) увеличивается на 1 единицу 4) увеличивается на 2 единицы
Чему равна масса атома
в а.е.м. и заряд ядра в элементарных зарядах?
1) 238 а.е.м, 92 элементарных заряда 2) 92 а.е.м, 0 заряда
3) 238 а.е.м, 0 элементарных заряда 4) 92 а.е.м, 238 элементарных заряда
5. В каком приборе след движения быстрой заряженной частицы в газе делается видимым в результате конденсации пересыщенного пара на ионах?
1) в счетчике Гейгера 3) в сцинтилляционном счетчике
2) в камере Вильсона 4) в пузырьковой камере
Взаимопроверка. Критерии оценивания:
5 правильных ответов -5;
4 правильных ответа-4;
3 правильных ответа-3
Учащиеся отвечают на вопросы:
Что представляет собой атом согласно ядерной модели, выдвинутой Резерфордом? (слайд)
Что такое радиоактивность? (слайд)
Кем была открыта радиоактивность? (слайд)
Кто продолжил исследования по радиоактивности? (слайд)
Как были названы частицы, входящие в состав радиоактивного излучения? (слайд) и кем они были открыты? (слайд)
Какая часть атома, ядро или электронная оболочка, претерпевает изменения при радиоактивном распаде?
Изменяются ли массовое число, масса и порядковый номер элемента при испускании ядром γ-кванта? (Z и N не меняются, энергия ядра изменяется на энергию γ-кванта.)
Какой формулой связаны между собой массовое число, зарядовое число и число нейтронов ядре?
Как называются протоны и нейтроны вместе?
Как называются силы притяжения между нуклонами в ядре?
Как в общем виде принято обозначать ядро любого химического элемента?
Ядром какого элемента является протон?
Что происходит с ядром радиоактивного элемента при α-распаде?
Как читается правило смещения для α-распада?
Что происходит в ядре атома, претерпевшего β-распад? Какие частицы при этом излучаются? Что происходит с зарядом ядра и почему?
Сформулируйте правило смещения для β-распада.
Изменится ли массовое число ядра при β-распаде? Почему?
Определите нуклоновый состав ядер гелия 42Не кислорода 168O, селена 7934Se, ртути 20080Hg, радия 22688Ra, урана 23592U.
Доля каких нуклонов в ядрах элементов возрастает с увеличением зарядового числа?
Назовите химический элемент, в атомном ядре которого содержатся нуклоны: 18р + 22n; 84р + 126n.
Задание: На слайде появляются фотографии великих ученых. Задача назвать имя ученого и рассказать о его вкладе в развитие науки.
Антуан Анри Беккерель Пьер и Мария Склодовская-Кюри
Эрнест Резерфорд Поль Виллард
Открытие Беккереля ознаменовало собой начало новой эры в физике — эры превращения элементов. Отныне атом уже не мог считаться единым и неделимым — перед наукой открывался путь в глубины этого «кирпичика» материального мира. Среди элементов, содержащихся в земной коре, радиоактивными являются все, с порядковыми номерами более 83, т. е. расположенные в таблице Менделеева после висмута.
Структура периодической системы элементов, во многом сходная с современной была разработана Д. И. Менделеевым на основе периодического закона в 1869-1871 гг. Самая старая таблица Менделеева находится в России, а не в Шотландии, как считалось ранее. Обнаруженная таблица была выпущена в 1876 году по личному указанию Дмитрия Менделеева, и сейчас ее можно увидеть в одном из корпусов Санкт-Петербургского государственного университета на Васильевском острове.
Решение задач
Одним из веществ, выброшенных в больших количествах из реактора при Чернобыльской аварии, был йод-135. В дальнейшем он распадался по цепочке:
Какой тип распада происходил на каждом этапе?
Какие частицы вылетали из ядер на каждом этапе?
Определите, ядра каких элементов образуются в результате β-распада
и α-распада ядра
.
Решение кроссворда
Вопросы кроссворда
Кто из ученых открыл явление радиоактивности?
2.Частица вещества.
3. Фамилия ученого, определившего состав радиоактивного излучения.
4. Ядра с одинаковым числом протонов, но с разным числом нейтронов – это…
5. Радиоактивный элемент, открытый супругами Кюри.
6. Изотоп полония альфа-радиоактивен. Какой элемент при этом образуется?
7. Имя женщины - ученой, ставшей Нобелевским лауреатом дважды.
8. Что находится в центре атома?
Интерактивная игра-викторина (презентация)
Подведение итогов урока. Рефлексия
Домашнее задание. Подготовить сообщения на тему: «Негативное воздействие радиации на живые организмы и способы защиты от нее».
Составить уравнение ядерной реакции для α-распада изотопа золота-204 и β-распада изотопа урана-239.