- фиксирование собственных трудностей при решении задач с помощью систем уравнений, выявление причин этих затруднений и нахождение способов их преодоления
Деятельностная: научить детей анализировать условие задачи; способствовать умению составлять системы уравнений по условию задачи.
Этап урока/ время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | Формируемые УУД |
1. Мотивационный этап. Организация. | -приветствует обучающихся, - создает эмоциональный настрой | приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока, настраиваются на работу | | | Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; | |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. | - организует повторение ранее пройденных тем | - участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем, - отвечают на поставленные вопросы | 1. Устный опрос: 1) какими способами можно решать системы уравнений; 2) алгоритм решения систем уравнений способом подстановки; 3) алгоритм решения систем уравнений способом сложения; 4) даны две системы линейных уравнений(слайд 1) ответить на вопросы: какую систему, каким способом легче решить? где будет более рациональное решение? 5) решить задачу: За 15 акций компании «Трансгаз» и за 10 акций компании «Суперсталь» заплатили 35 000 рублей. Сколько стоит одна акция каждой компании, если акция компании «Трансгаз» на 1000 рублей дешевле акции компании «Суперсталь»? (слайд 2) | - знание и умение применять способы решения систем уравнений (подстановка, сложение) | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; |
3. Выявление затруднения (в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия). | - орканизует выявление нового задания (которое еще не решали) | - определяют задание, которое затрудняются решить | | - умение определять затруднения | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; | Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. | |
4. Целеполагание и разработка плана по выходу из создавшегося затруднения (рассмотрение множества вариантов, поиск оптимального решения). | -мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы | - записывают дату в тетрадь, -определяют тему и цель урока. | | | Познавательные УУД: - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - формулировать проблему; - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; - определять цель учебной деятельности. | Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; | планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке; - самостоятельно формулировать тему и цели урока. |
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения (это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания). | - организует составление алгоритма решения задач с помощью систем уравнений; -организует и контролирует процесс решения задачи; - оформляет решение задачи на доске | -составляют алгоритм решения задач с помощью систем уравнений; - решают задачу - записывают решение задачи в тетрадь | составление алгоритма решения задач с помощью систем уравнений: (слайд 3) 1) введение переменных; 2) составление уравнений (словесно или с помощью таблицы); 3) составление системы уравнений; 4) решение системы уравнений (любым способом); 5) запись ответа (согласно вопросу задачи) | - учение читать и анализировать условие задачи; - умение вводить переменные; - умение составлять уравнения(по условию задачи); - умение составлять систему уравнений; 4) умение решать системы уравнений ( способом сложения или способом подстановки); | Познавательные УУД: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в учебнике; - сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. |
6. Физкультминутка | -меняет деятельность - обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся | повторяют упражнения | видеоролик | | |
7. Первичное закрепление нового знания. | - организация и контроль за процессом решения задач | - индивидуальная работа над поставленными задачами -выполняют решение предложенных задач на месте, один учащийся у доски | выполнить № 734(а) стр 212 | | Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи; - обобщать на уровне формулирования правила, закона и др.; Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; - осуществлять работу в паре (в группе). Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
8. Самостоятельная работа и проверка по эталону | - организует самостоятельную работу - организуетсамопроверку по эталону | - выполняют самостоятельную работу - осуществляют самопроверку по эталону | Решить задачу: Периметр равнобедренного треугольника 17см. Основание треугольника на 2 см больше, чем боковая сторона. Найти стороны треугольника. Карточка–подсказка(для слабых учащихся) 1) - основание - боковая сторона 2) 1-е уравнение: ? = 2; 2- е уравнение: ? = 17. 3) составление системы уравнений 4) решение системы уравнений 5) запись ответа Эталон для самопроверки: х см – основание, у см – боковая сторона I(способ подстановки) II(способ сложения) x = 7 если х = 7, то 7 - у = 2 у = 5 7см – основание, 5см – боковые стороны Овет: 7; 5; 5. | - умение самостоятельно решать задачи с помощью систем уравнений; -умение осуществлять проверку по эталону | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное; - анализировать, синтезировать и сравнивать информацию. Коммуникативные УУД: - высказывать свои суждения, доказывать правоту; - аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала; - выступать публично; - участвовать в групповой деятельности; - высказывать суждения по результатам сравнения; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей. Регулятивные УУД: - оценивать коллективную работу и свой вклад; - оценивать работу друг друга; - оценивать свою работу на уроке на разных этапах; - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять самоконтроль; - контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов. |
9. Рефлексия (включает в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций) | - выявляет качество и уровень усвоения знаний; -устанавливает причины выявленных ошибок; | - анализируют свою работу; - определяют свои затруднения и обсуждают правильность решения задач; - заполняют лист самоконтроля (приложение 1) | лист самоконтроля(приложение 1) | - умение определять затруднения - умение находить способы устранеия затруднений | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
10. Домашнее задание. | - делает комментарии к домашнему заданию | записывают домашнее задание | 1) изучить п 10.9; 2) запомнить алгоритм решения задач с помощью систем уравнений; 3) выполнить № 734(б), 724(б) | -знание алгоритма решения задач с помощью систем уравнений - умение решать задачи с помощью систем уравнений | |