Просмотр содержимого документа
«Рецензия на исследовательский проект "Язык художественной литературы и его особенности"»
РЕЦЕНЗИЯ на исследовательский проект ученика 11-А класса Вялкова Михаила Леонидовича
«ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ».
На рецензию был представлен исследовательский проект ученика 11 класса ОУ № 2» Вялкова М.Л. Работа носит практический характер и посвящена актуальной теме, так как при проведении анкетирования, из бесед с одноклассниками и библиотекарем школы автор проекта обнаружил проблему, которую сформулировал как необязательность понимания при чтении книг каких-то слов разных стилей речи, авторских выражений в художественных произведениях, потому что «можно догадаться», что случилось с героями, из контекста.
Стоит обратить особое внимание на то, что автор исследования сам в течение 3 лет вёл собственную «словарную работу»: выписывал в отдельную тетрадь незнакомые ему слова и в различных справочниках, словарях искал их смысл, выписывал лексические значения неизвестных понятий. Именно поэтому Вялков М.Л. и предположил следующее: использование авторами художественных произведений различных пластов лексики, принадлежащих всем известным стилям речи, обусловлено прежде всего содержанием произведения, временем описываемых событий, психологизмом в обрисовке героев, а также авторским мировоззрением и зачастую его профессией. Таким образом, были уточнены и сужены цели проекта: не просто доказательства того, что понятие «художественный стиль» не вбирает в себя особенностей авторского стиля (языка произведения). Объектом исследовательской работы стал «особый», не всегда понятный язык художественной литературы, а предметом – научная лексика и закономерности её использования в романах-антиутопиях А. Платонова, Е. Замятина и некоторых других художественных текстах.
Настоящий исследовательский проект связан с теоретическими и практическими разделами русского языка, литературы, конкретно с разделами родного (русского) языка и родной (русской) литературы. Таким образом, проект носит межпредметный характер.
Материал исследовательского проекта изложен логично, работа построена по традиционной схеме и состоит из нескольких частей.
В основной части проекта освещаются несколько вопросов. Интересны выводы Вялкова М.Л. о мотивах чтения, о талантливом читателе, который может понять автора, если будет вникать в смысл новых для него слов. Учеником на конкретных примерах представлен также свой уникальный опыт по поиску лексических значений профессионализмов и математических терминов из книг Е. Замятина, канцеляризмов из романа и повести А. Платонова.
Практическая часть проекта содержит результаты и анализ анкетирования обучающихся вечерней школы.
В заключительной части исследования Вялковым М.Л. сформулированы закономерности использования писателями лексики различных функциональных стилей речи, которые, по мнению автора, позволяют считать художественный стиль не просто стилем, а особым языком художественной литературы.
Завершает работу приложение: беседа с библиотекарем школы о талантливых читателях, которые только и могут понять писателя.
Проект заслуживает оценки «отлично».
Рецензент проекта: Ирина Ивановна Езимова,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.