СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Революция 1905-1907

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Революция 1905-1907»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель Хританкова Н.Ю.

(Ф.И.О)













МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)



Дисциплина: «История»

Тема 2.17. Революция 1905-1907 гг.

Разработчик – Петрова Ирина Сергеевна














2019

СОДЕРЖАНИЕ


МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 3

МОТИВАЦИЯ 4

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ 5

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 7

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ 15

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24





МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – объяснение с демонстрацией наглядных пособий

Продолжительность – 90 мин.

Тип занятия – изучение нового материала


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования определены учебные цели:

- Формировать знания об истории России и человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе;

2. Развивающие цели:

- развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

3. Воспитательные цели:

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК 10).

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный с использованием мультимедийной презентации.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.





МОТИВАЦИЯ

Первая российская революция была одним из первых этапов, указывающих, что народ более не желал жить по-старому. Революция 1905 года очень важна, поскольку она предшествовала революции 1917 года, она олицетворяла собой проблемы в русском обществе, а также неразрешенные конфликты внешнеполитического устройства мира.

Данное занятие позволит познакомиться с революционными событиями 1905-1907 года, поможет разобраться в противоречиях общества, возникших в начале XX века, откроет предпосылки формирования многопартийной системы современной России, а также способствует формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10)

Приложение 1

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«РОССИЙСКИЙ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ»

Студенты письменно отвечают на 8 вопросов

1.Назовите термин

крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции называется…

2. Назовите термин

изменение менее развитого общества, входе которого приобретает новые качества свойственны более развитому обществу называется…

3. Назовите термин

общественно-экономическая фармация, основанная на частной собственности и рыночной экономике, называется…

4. Назовите термин

вложение капитала с целью получения прибыли, называется…

5. Назовите термин

финансово-промышленная группа компаний разных отраслей промышленности

6. Укажите одну из характеристик экономики России на рубеже XIX-XX вв.:

А).развитие капиталистических способов производства в деревне

Б) большая роль развития государства в экономике

В) слабая взаимосвязь российской и мировой экономики

Г) преобладание в экспорте промышленной продукции.

7. Выберите один правильный ответ.

Что было характерным для экономической политики С.Ю. Витте:

А).Активное привлечение иностранного капитала

Б)Борьба государства с капиталистическими монополиями

В)Снижение таможенных пошлин на иностранные товары

Г)Приоритетное финансирование сельского хозяйства

8. Выберите один правильный ответ.

Один из результатов денежной реформы С.Ю. Витте:

А)Было восстановлено обращение бумажных денег

Б)Золотой рубль стал основой денежной системы

В)Бумажные деньги были изъяты из обращения

Г)Серебряный рубль стал основой денежной системы




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

«5» - работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - работа выполнена в полном объеме самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работ.

«3» - работа выполняется при помощи преподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьезные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.




ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 ГОДЫ

Причины, участники, ход и итоги революции 1905-1907 гг. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма. Аграрная реформа П. А. Столыпина.

Вступительное слово преподавателя

Сегодня мы с вами познакомимся с революционными событиями 1905-1907 года, попробуем разобраться в противоречиях общества, возникших в начале XX века. Ребята, попробуйте ответить на мои вопросы:

  • Давайте определим значение понятия «революция» в истории мира? (Революция – поворот, переворот, превращение, радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение)

  • Вспомните несколько революций в Отечественной истории России? (Революция 1905-1907(«Кровавое воскресенье»), февральская революция, октябрьская революции 1917 года).

Слово преподавателя

Объяснение нового материала начинается с раскрытия преподавателем причин, характера и движущих сил революции 1905—1907 гг. в России. По возможности, обучающиеся самостоятельно выделяют причины революции на основе пройденных тем:

Причины революции 1905-1907 гг.:

  • У большей части населения России отсутствовали политические права и свободы;

  • Оставался нерешенным аграрный вопрос (крестьяне не могли распоряжаться своими наделами, к ним применялись до 1905 года телесные наказания, крестьяне служили свободной наемной силой в деревнях и городах);

  • Нерешенность рабочего вопроса: (тяжелое положение рабочих: длинный рабочий день, низкая зарплата, отсутствие рабочего законодательства, регулирующие условия труда, большие штрафы);

  • Нерешенность национального вопроса: (недовольство других национальностей своим правовым и культурным положением)

  • Поражение в русско-японской войне показавшее техническую отсталость страны.

Объективные причины революции коренились в незавершенности политических и социально-экономи­ческих преобразований, торможении насущных реформ. Проблемы, не решенные на предшествующей стадии развития России (нежелание принятия конституции (проект Лорис-Меликова), нерешенность крестьянского вопроса), переплелись с проблемами быстро формировавшегося индустриального общества (рабочий вопрос) и породили в начале XX в. крайне взрывоопасную ситуацию. Экономический кризис 1900—1903 гг., поражение в войне с Японией, несосто­ятельность перемен «сверху» привели к революционному взрыву.

Преподаватель: А теперь, рассмотрев, причины революции, выделите категории населения России начала XX века, заинтересованных в активных революционных действиях?

Категории населения: рабочие, крестьяне, национальные меньшинства, солдаты, интеллигенция. Таким образом, мы можем говорить о всероссийской революции. Основной причиной революции является борьба за демократические права, следовательно, революция будет носить демократический характер. Целью революции будут демократические преобразования, создание представительной власти, улучшение положения общества. Средства борьбы: забастовки, стачки, восстания, погромы.

Предпосылка революции: 

3 января 1905 года начало забастовки на Путиловском заводе в знак протеста против увольнения четырех своих товарищей. В поддержку забастовки священник Г.А. Гапон организовал шествие рабочих для передачи петиции царю Николаю II. 

Работа с текстом петиции (раздаточный материал) «Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II 9 января 1905 г»

Вопросы к документу:

  • Каков характер требований, изложенных в петиции рабочих к царю. (Характер – революционный, но с целью установления конституционной монархии)

  • Охарактеризуйте отношение к царю рабочего класса, исходя из требований петиции? (Среди рабочих в тот момент царила вера - по выражению В.И. Ленина в «Доброго царя и плохих бояр»).

9 января 1905 года -  шествие рабочих к Зимнему Дворцу (140 тыс. человек) было расстреляно гвардейскими войсками. 96 человек погибло, 330 человек было ранено, арестовано 600 человек. В этот же вечер начинаются забастовки, массовые беспорядки, столкновения с войсками.

Основные этапы и события революции 1905-1907 годов

Работая над этапами революции, обучающиеся параллельно составляют таблицу революции. Для составления можно использовать презентацию слайды 10,11,12.

I этап.  Начало и развитие революции. Январь-сентябрь 1905 года

14-25 июля - восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»

Июль – приказ правительства о повышении заработной платы рабочим фабрик.

31 июля – 1 августа - съезд Крестьянского союза.

Июль-август-массовые аресты протестующих.

Октябрь-декабрь 1905 года.

7-15 октября – общероссийская стачка (участвовали более 2 млн. человек в более чем 50 городах), образование в городах Советов рабочих депутатов.

17 октября – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», утверждение гражданских свобод, привлечение к работе Государственной думы всех слоев населения, одобрение всех законов Государственной думы.

Октябрь-декабрь 1905 года

3 ноября - Манифест о сокращении выкупных платежей в 1906 году и о полной отмене выкупных платежей с 1 января 1907 года.

10-19 декабря - вооруженное восстание в Москве, которое было подавлено с помощью армии.

II этап.  Спад революционного движения

Январь 1906- июнь 1907 год

2 февраля 1906-акт о создании Государственной думы.

26 марта-20 апреля 1906 год – выборы в Государственную думу.

23 апреля-8 июля 1906 год - началась деятельность государственной думы первого созыва.

9 ноября 1906 год-указ о разрешении крестьянам получать наделы земли в личное пользование.

Февраль 1907 года-выборы во вторую государственную думу

20 февраля-2 июня 1907 года – началась деятельность 2 государственной думы

3 июля 1907 - Манифест о роспуске государственной думы.

В итоге работы по этапам революции должна получиться следующая таблица:

Основные этапы и события революции 1905-1907 годов

Этапы

Основные события


Итоги революции 1905-1907 года

Ребята, давайте попытаемся на основе характеристики Манифеста 17 октября 1905 года выделить итоги событий 1905-1907 года. Работа с текстом октябрьского Манифеста (раздаточный материал).

  • Появление в стране элементов демократии: Государственного совета, Государственной Думы.

  • Формирование многопартийности в стране.

  • Создание Декларации прав личности.

  • Отмена выкупных платежей. Сокращение помещичьего землевладения.

  • Сокращение рабочего дня, разрешение профсоюзов, забастовок рабочих.

  • Сохранение самодержавия.

  • Национальные районы получили право на обучение на родном языке.

Преподаватель: 1905 год обнажил бездействие правящего режима, который решился на проведение назревших преобразований лишь под давлением революционной стихией.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.

Преподаватель: Ребята, после того, как вы проанализировали текст «Манифеста 17 октября 1905 года» вы отметили, что произошли изменения формы политического правления в Российской империи, а также данный Манифест 17 октября 1905 г. привел к стремительному росту различных организаций и союзов по всей стране. Так начали образовываться политические партии, общественные движения в России.

Работу над понятием «три лагеря политических сил» можно провести в виде работы с таблицей, которая отображена на слайде 14.

Монархический (правительственный) лагерь

Либерально- демократический лагерь

Революционно-демократический лагерь

Октябристы

Черносотенцы

Кадеты

Эсеры

РСДРП (м)

РСДРП (б)


Аграрная реформа П. А. Столыпина 1906-1911

Преподаватель: В 1906г. Председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин (убежденный монархист и сторонник решительных действий). Сын севастопольского героя генерала – адъютанта Столыпина и княжны Горчаковой. После окончания Петербургского университета начал карьеру в Министерстве внутренних дел, был переведен в 1903 году на должность губернатора в Саратовской губернии. В 1906 году был назначен министром внутренних дел. Для обуздания революции нужны были не только уступки и репрессии, но и социально-экономические реформы. Летом 1906 г. председателем Совета министров стал П.А.Столыпин. Выступая в Думе, он заявил: «Сначала успокоение, потом - реформы». В августе 1906 г. после взрыва его дачи, он подписал указ о военно-полевых судах. Разбирательство теперь длилось 48 часов, а приговор приводился в исполнение в течение суток. За 4 года было казнено 3825 человек. Виселицу прозвали «столыпинским галстуком», а «теплушки»- «столыпинскими вагонами». Участие в революции крестьянства заставило премьера начать аграрную реформу. 24 августа 1906 он опубликовал свою программу. Ставя задачу наведения порядка, документ объявлял о подготовке законов о вероисповедании, начальном образовании, местном самоуправлении, полицейской реформе, рабочем законодательстве, подоходном налоге. 24 августа 1906 года была опубликована правительственная программа.

Программа представляла 2 этапа:

1.Успокоение страны.

2.Реформы.

Работа с выдержкой из речи Столыпина в государственной думе от 10 мая 1906 года (раздаточный материал).

Вопросы к тексту:

  • Узнайте, какую важнейшую задачу ставил перед собой П.А. Столыпин? (Главной задачей перед собой Столыпин П.А. ставил подавление революционного движения и организаций, прибегающих к террору).

  • Как осуществлял эту задачу? (Были учреждены военно-полевые суды.)

Преподаватель: Таким образом, своей важнейшей задачей Столыпин считал:

  • подавление революционного движения и организаций, прибегающих к террору.

  • Были учреждены военно-полевые суды.

Опыт работы в Государственной Думе показал важность аграрного вопроса для России. Аграрные преобразования стали следующей главной задачей П.А. Столыпина.

Преподаватель: Аграрную реформу П.А. Столыпина зафиксируйте себе в тетради в виде таблицы.

Аграрная реформа Столыпина

УКАЗ 9 ноября 1906 г.

«О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования»

ЗАКОН 14 июля 1910 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землепользовании»

Содержание реформы Столыпина

1. Право выхода из общины и за­крепление надела в личную собственность крестьянина.

2. Уравнение крестьян в гражданских правах с другими сословиями.

3. Предоставление крестьянину земли в одном месте (хутор, отруб).

4. Право продажи и залога крестьянских надельных земель.

5.Переселение малоземельных крестьян на казенные земли в малообжитые районы Сибири и Урала.

Результаты аграрной реформы Столыпина:

- К 1915 г. количество фермерских хозяйств не превышало 10 % всех крестьянских хозяйств.

- Увеличение в среднем на 10 % посевных площадей.

- Увеличение в среднем на 35 % хлебного экспорта.

- Увеличение вдвое количества применяемых минеральных удобрений.

-В 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин.

-Ежегодные темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире.

- В Сибирь переселились 3 млн. 40 тыс. человек.

- Переселенцы освоили 30 млн. десятин целины.

- К началу 1917 г. в России насчитывалось 63 тыс. различных кооперативов.

-Сельская кооперация обслуживала 94 млн. человек.

Преподаватель: Таким образом, столыпинский план реформ был программой модернизации России. Главное внимание он уделял аграрной реформе, целью которой было разрушение общины и формирование в деревне класса собственников.











Приложение 2

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ

Опираясь на опорный конспект, устно ответьте на вопросы (не оценивается)

  1. Поворот, переворот, превращение, радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение называется…

  2. Укажите дату начала первой российской революции.

  3. Назовите основные причины революции.

  4. Российская революция началась 9 января 1905 г. с выступления, каких категорий населения. Перечислите их?

  5. Опираясь на Манифест 17 октября 1905 года, подведите итоги революции 1905-1907 года.

  6. Перечислите «три лагеря политических сил»?

  7. Что предусматривала аграрная реформа П.А. Столыпина?




Приложение 3

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Прочитайте и перескажите материал учебника ч.2, с. 62-73, отвечать устно на первые четыре вопроса на с. 72.



Приложение 4

ПЕТИЦИЯ РАБОЧИХ И ЖИТЕЛЕЙ ПЕТЕРБУРГА

ДЛЯ ПОДАЧИ НИКОЛАЮ II

9 ЯНВАРЯ 1905 Г.

Государь!

Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга, разных сословий, наши жены, дети и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.

Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать.

Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь! Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.

И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы немногого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука.

Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но в этом нам отказали. Нам отказали в праве говорить о наших нуждах, находя, что такого права за нами не признает закон. Незаконными также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8-ми в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до одного рубля в день, отменить сверхурочные работы; лечить нас внимательно и без оскорблений; устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега.

Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской администрации, противозаконно, всякая наша просьба — преступление, а наше желание улучшить наше положение — дерзость, оскорбительная для них.

Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности, в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения.

Нас поработили и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии. Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту интересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляют в ссылку. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека — значит совершить тяжкое преступление.

Весь народ рабочий и крестьяне отданы на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенно не только не заботящегося об интересах народа, но попирающих эти интересы. Чиновничье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их. Рабочие лишены возможности организоваться в союзы для защиты своих интересов.

Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть, умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты-эксплуататоры рабочего класса и чиновники-казнокрады и грабители русского народа.

Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение.

Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь. Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо [народное] представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собою. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай же его помощь, прими ее, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все; это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти.

Но одна мера все же не может залечить всех наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России.

Необходимы:

I. Меры против невежества и бесправия русского народа.

1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

3) Общее и обязательное народное образование на государственный счет.

4) Ответственность министров перед народом и гарантия законности правления.

5) Равенство пред законом всех без исключения.

6) Отделение церкви от государства.

II. Меры против нищеты народной.

1) Отмена косвенных налогов и замена их прогрессивным подоходным налогом.

2) Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и постепенная передача земли народу.

3) Исполнение заказов военного и морского ведомства должно быть в России, а не за границей.

4) Прекращение войны по воле народа.

III. Меры против гнета капитала над трудом.

1) Отмена института фабричных инспекторов.

2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии.

3) Свобода потребительно-производительных и профессиональных рабочих союзов — немедленно.

4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.

5) Свобода борьбы труда с капиталом — немедленно.

6) Нормальная заработная плата — немедленно.

7) Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих — немедленно.

Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе. Лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей родины от рабства и нищеты, возможно, ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих интересов от наглой эксплуатации капиталистов и грабящего и душащего народ чиновничьего правительства.

Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, — мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда больше итти и не зачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу… пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим ее!









Приложение 5

МАНИФЕСТ НИКОЛАЯ II 17 ОКТЯБРЯ 1905 ГОДА Высочайший манифест.

Божьей милостью Мы, Николай Второй. Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем Нашим верноподданным:

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи Нашей великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце Наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным и печаль народная Его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей.

Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для Государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешного выполнения общих намечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.

На обязанность Правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участью в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив этим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.


3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выбранным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению этой неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе в 17 день Октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, Царствования же Нашего в одиннадцатое





Приложение 6

РЕЧЬ П.А. СТОЛЫПИНА ВО II ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ 10 МАЯ 1907 ГОД

« Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами и отчуждалась бы у одних и передавалась бы другим, местным социал-демократическим присутственным местом, - что эта земля получила бы скоро те же свойства, как вода и воздух.…Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена…. Все будет сравнено…. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому….

… Национализация земли представляется правительству гибельною для страны….

Где же выход? ....

Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым…

Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину… освободиться от тех… теперешних условий жизни.…Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих….

…Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма….

Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия! »








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс / Н.В. Загладин, Н.А.Симония. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. – 480 с.

  2. Жукова Л.В. Справочник. История России с древнейших времен: для школьников и выпускников. ФГОС/Л.В.Жукова.- 11-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.- 527,[1]с.

  3. Самыгин П.С. История: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений [Текст]: / Самыгин П.С. – 17-е изд. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - учебное пособие, 2012.- 474с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!