СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Революция 1917 года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Революция 1917 года»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель Хританкова Н.Ю.

(Ф.И.О)













МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)



Дисциплина: «История»

Тема 2.21.«Революция 1917 года»

Разработчик – Петрова Ирина Сергеевна














2019

СОДЕРЖАНИЕ


МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 3

МОТИВАЦИЯ 4

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ 5

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 8

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ 14

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20





МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – объяснение с демонстрацией наглядных пособий

Продолжительность – 90 мин.

Тип занятия – изучение нового материала


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования определены учебные цели:

- Формировать знания об истории России и человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе;

2. Развивающие цели:

- развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

3. Воспитательные цели:

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК 10).

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный с использованием мультимедийной презентации.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.





МОТИВАЦИЯ

В истории каждого народа есть такие даты, которые коренным образом меняют ход развития страны. Для нас таким переломным моментом стала февральская революция 1917 года. Февраль 1917 не только изменил историю нашего государства, но и всего человечества.

Данное занятие позволит выяснить причины, характер, движущие силы, ход революции, ее итоги и значение, изучить вопрос двоевластия, а также способствует формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10).




Приложение 1

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»

Студенты письменно отвечают на 10 вопросов

1.Запишите термин, о котором идет речь.

Союз Англии, Франции и России; оформился в 1904-1907 гг. и объединил в ходе Первой мировой войны против германской коалиции более 30 государств.

2. Запишите термин, о котором идет речь.

Военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879-1882 годах положившие начало разделу Европы на враждующие группировки и подготовке Первой мировой войны.

3.Международные отношения в конце XIX-начале XX века характеризуются:

А) превращением Англии в ведущую промышленную державу;

Б) усилением влияния Германии в мире;

В) сближением Франции и Германии

Г) установлением монопольного владычества Англии в Восточной и Западной Африке

4. Порсмутский мирный договор стал итогом войны:

А) Испано-американской

Б) Франко-прусской

В) Англо-бурской

Г) Русско-японской

5. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к механизму подготовки и развязыванию Первой мировой войны.

А) план Шлиффена

Б) блицкриг

В) Антанта

Г) Тройственный союз

Д) «Священный союз»

Е) антифранцузская коалиция

6. По какому показателю из перечисленных Россия опережала другие страны в начале XX века?

А) уровню производительности труда

Б) темпам ежегодного промышленного роста

В) уровню доходов на душу населения

Г) плотности населения

7.Какие три события из перечисленных связаны с внешней политикой России при Николае II? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) образование Тройственного союза

2) присоединение Средней Азии

3) заключение русско-французского союза

4) Гаагская международная конференция

5) образование Антанты

6) подписание Портсмутского договора

8.Ниже приведен список названий стран. Все они, за исключением двух, являлись участниками военно-политических блоков в начале XX века.

А) Франция

Б) Германия

В) Бельгия

Г) Япония

А) Россия

Б) Италия

9.Установите соответствие между событиями и датами:

СОБЫТИЯ

ДАТЫ

А) Убийство в Сараево

1)1882

Б) Создание Тройственного союза

2)1905

В) Брусиловский прорыв

3)1907

Г) Образование Антанты

4)1916


5)1914

10. К Первой мировой войне относится понятие:

А) «маленькая победоносная война»

Б) Севастопольская страда

В) Тарутинский маневр

Г) план Шлиффена





КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

«5» - работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - работа выполнена в полном объеме самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работ.

«3» - работа выполняется при помощи преподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьезные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.




ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

«РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА»

«Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь…»

Лермонтов М. Ю.

Вступительное слово преподавателя

Сегодня мы с вами попробуем разобраться в февральской революции 1917 года. Февраль 1917 не только изменил историю нашего государства, но и всего человечества. Это очень сложная и противоречивая страница в истории нашей страны. Выясним причины, характер, движущие силы, ход революции, ее итоги и значение. Поговорим об установлении двоевластия в Петербурге.

Преподаватель:

Как звали правящего императора? (Николай II)

Какая форма характеризует государственное устройство России? (самодержавная монархия)

Преподаватель: Незадолго до революции солдаты Первой мировой войны шли в бой «за Веру, царя и Отечество» и с воодушевлением пели « Боже, царя храни!». В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло – царя «смахнули с плеча», что пушинку, а народу, веками ему преклонявшемуся, не оказалось до него никакого дела? (На этот вопрос пытаются ответить по ходу занятия).

Преподаватель: Прежде чем мы рассмотри причины революции, давайте вспомним, что такое революция?

(Революция – коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение от жившего старого и утвержденного нового)

Преподаватель: Революция происходит тогда, когда общество утратило надежду на решение проблемы мирным путем. Но хочется здесь подчеркнуть, что революция несет с собой не только перспективу нового развития, революция это, прежде всего, зло и насилие, она несет дух анархии, морального разложения общества и братоубийственную войну, для тех стран, где в обществе нет согласия и единства понимания новых преобразований. Теперь вспомним, с какими проблемами Россия вступила в первую мировую войну в 1917 году?

  • С противоречиями, связанными с нерешенностью задач российской модернизации;

  • незавершенностью индустриализации;

  • незавершенность аграрной реформы Столыпина;

  • незавершенность процесса перехода России к конституционной монархии и формирования в стране гражданского общества;

  • нерешенность национально-правового вопроса и рабочего законодательства.

Задание: Работа с историческим документом(раздаточный материал).

Прочитайте текст. По его материалам составьте схему «Причины Февральской революции», и хронологию событий Февральской революции.

Причины революции

1. Экономический кризис – рост цен, спекуляция, продовольственные проблемы.

2. Рост недовольства народных масс.

3. Слабость самодержавной власти, невозможность управлять страной старыми методами.

4. Участие России в первой мировой войне.

Преподаватель: Исходя из причин революции, можно определить задачи революции. Главный вопрос любой революции - вопрос о власти. Опираясь на исторический документ, ответьте на вопросы:

Как предлагалось решить вопрос о власти в России?

О чем мечтали либералы и социалисты?

  • Установление новой демократической формы правления и свержения самодержавия – это первая задача.

Чего хотели народные массы?

  • Прекращение войны, ликвидации экономической разрухи, улучшения положения рабочих, решения аграрного и национального вопросов – это следующие задачи революции.

Преподаватель: Задачи мы выяснили, они волновали весь народ, значит движущей силой революции, будут все слои населения – рабочие, буржуазия, солдаты, крестьяне. Характер революции – буржуазно-демократический.

События февральской революции.

Просмотр видеоматериала: «Революционные выступления в Петрограде»

Преподаватель: Вопросы по просмотренному материалу:

1. Какую дату можно считать началом революции? (23 февраля 1917)

2.Какие лозунги выдвигали участники демонстрации? («Хлеба!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!»)

3. Какие меры предпринимал Николай II, находящийся в отставке в Могилеве?

(Навести в столице порядок, наделив генерала Иванова, командующего Петроградским военным округом чрезвычайными полномочиями)

4. Какие изменения произошли в Петроградском военном округе, который должен был навести порядок в Петрограде? (Солдаты Петроградского округа перешли на сторону демонстрантов)

5. Какие два центра власти для руководства восставшими создаются в ходе революции? (Временный комитет Государственной Думы под руководством М. В. Родзянко и Совет рабочих и солдатских депутатов под руководством Н.С.Чхеидзе и А.Ф. Керенского)

П реподаватель: Заполните таблицу «События февральской революции».



Двоевластие.

Просмотр видеоматериала: «Двоевластие».

Преподаватель: Вопросы к просмотренному материалу:

1. К какому решению пришли Военный комитет Госдумы и

Петроградский совет 1 марта? (О создании Временного правительства)

2. Почему оно называлось временным? (До созыва Учредительного собрания, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти)

3. Каков был состав Временного правительства? (Председатель — Львов Г. Е. (кадет), Министр иностранных дел — Милюков П. Н. (кадет), Министр военный — Гучков А.Н. (октябрист), Министр юстиции — Керенский А. Ф. (социалист).

Преподаватель: Запишите в тетрадях определение. Временное правительство — буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции.

Преподаватель: Вопросы к просмотренному материалу:

Как назывался центр власти, сформировавшийся входе революции

и защищавший интересы рабочих солдат и крестьян? (Петроградский Совет)

Преподаватель: Запишите в тетрадях определение. Петроградский Совет — революционный центр, имевший реальную военную силу, взявший контроль за демократией и деятельностью Временного правительства. Так в Петрограде оформилось двоевластие. Двоевластие – наличия параллельно с правительством организации лиц, объявившей себя центром власти и фактически ее обладающие.

Преподаватель: На местах в губерниях наблюдалась многовластие, власть в стране самоорганизовалась. Создались: Губернские, Фабрично-Заводские, Солдатские Комитеты, Местные Советы, Комиссары Временного правительства, Городские Думы, Земства. В итоге в центре – двоевластие, на местах – многовластие, а на практике «анархия».

Отречение Николая II от престола.

Преподаватель: Работа с историческим документом (раздаточный материал). Читаем вслух:

Дневник Николая II, 2 марта 1917 года.

«Утром пришел Рузский и прочел свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы теперь бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социально-демократическая партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2 часам пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствие, нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста.

Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест».

Преподаватель: Вопросы к историческому документу.

  1. Каковы истинные причины отречения Николая II?

  2. Кто же убедил царя отречься от престола? (А. А. Брусилов, Н. В. Рузский,

М. В. Алексеев, председатель Госдумы Родзянко М. В., а также Гучков А.И., и Шульгин В. убедили Николая II отречься от престола в пользу сына Алексея).

Преподаватель: Работа с историческим документом (раздаточный материал). Самостоятельное прочтение.

Преподаватель: Вопросы к документу:

1 группа: Какую дату можно считать началом революции?

2 группа: Какие лозунги выдвигали участники демонстрации?

3 группа: Какие меры предпринимал Николай II, находящийся в ставке в Могилеве?

4 группа: Какие изменения произошли в Петроградском военном округе, который должен был навести порядок в Петрограде?

5 группа: Какие два центра власти для руководства восставшими создаются в ходе революции?

Преподаватель: 2 марта - Великий князь Михаил Романов подписал отречение от престола и передал всю власть Временному правительству до созыва Учредительного Собрания. Монархия пала.

Преподаватель: «Тысячелетие по кирпичику создается государство, один час же может превратить его в пыль (Д. Байрон)».

Итоги и значение революции

Преподаватель: Итак, подведем итоги февральских событий.

Преподаватель: К чему привела февральская революция в России?

  • к отречению царя и ликвидации монархии

  • к перспективе демократического развития

  • к специфическому решению вопроса о власти

  • к анархии и беспорядкам

Преподаватель: Главным итогом февральской революции является - свержение самодержавия, которое считали источником всех бед в России. Но на самом деле оказалось, что все самые страшные испытания и беды для России были еще впереди. «Февральский смерч пришел неожиданно. Стремительно поднялся за несколько дней над всей огромной территорией Российской империи, а когда он стих, выяснилось, что не осталось после него ни империи, ни государства, ни законов, и ни чувства меры. Все смешалось в нашем отечестве». С другой стороны февральская революция открыла пути для демократического развития страны, чего так упорно добивалась буржуазия. Первые шаги Временного правительства действительно носили демократический характер.



Приложение 2

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ

  1. Дайте определение понятию революция.

  2. Назовите основные причины революции 1917 года.

  3. Буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции, называется…

  4. Революционный центр, имевший реальную военную силу, взявший контроль за демократией и деятельностью Временного правительства, называется…

  5. Какую дату можно считать началом революции 1917 года?

  6. К какому решению пришли Военный комитет Госдумы и Петроградский совет 1 марта?

  7. Каков был состав Временного правительства?

  8. Наличия параллельно с правительством организации лиц, объявившей себя центром власти и фактически ее обладающие, называется…



Приложение 3

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Прочитайте и перескажите материал учебника ч.2, с. 90-103. Подготовьте самостоятельно на стр. 96-98 учебника материал на тему: «Октябрьская революция 1917 года в истории России».


Приложение 4

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

«ПРИЧИНЫ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА»

«Поражение в Первой мировой войне ускорило приближение революционного кризиса. Потеряв в войне, длившейся более двух с половиной лет, 6 млн. человек, Россия представляла собой страну с измотанным войной народом, разрушенной экономикой, топливным и продовольственным голодом, расстроенной финансовой системой и огромным внешним долгом.

Сложная экономическая ситуация толкнула правительство на привлечение к управлению хозяйством буржуазии. Появились многочисленные комитеты и буржуазные союзы, целью которых было оказание помощи пострадавшим во время войны. Военно-промышленные комитеты занимались вопросами обороны, топлива, транспорта, продовольствия и др.

Началась «министерская чехарда» - за шесть месяцев до начала революции сменились три Председателя Совета Министров, два министра внутренних дел, четыре министра сельского хозяйства. Над царской семьей довлело пагубное влияние Г. Распутина, что вызывало недовольство, как в среде либералов, так и в высших слоях общества. Все эти факты явились составляющими частями «кризиса верхов». Стала очевидной неспособность буржуазии управлять страной.

В начале, 1917 г. уровень стачечного движения достиг критической точки. В январе-феврале 1917 г. бастовали 676 тыс. рабочих, предъявлявших в основном (95 % стачек) политические требования. Рост рабочего и крестьянского движения показал «нежелание низов жить по-старому». 14 февраля у Таврического дворца состоялась демонстрация с требованием от депутатов Государственной Думы создания «правительства народного спасения». Одновременно большевики, призвав рабочих к однодневной всеобщей стачке, вывели на улицы Петрограда 90 тыс. человек. Революционному взрыву способствовало введение карточек на хлеб, что вызвало его удорожание и панику среди населения. 22 февраля Николай II уехал в Могилев, где находилась его Ставка.

23 февраля забастовали Выборгская и Петроградская сторона, в городе начались погромы булочных и пекарен. Для совместного руководства революционным выступлением объединились большевики, меньшевики и эсеры. С лозунгами «Долой самодержавие!», «Долой войну!», «Хлеба!» демонстранты двинулись в центр города. В забастовке приняли участие более 300 тыс. человек. 26 февраля войска открыли огонь по демонстрантам на Невском проспекте. Успех революции стал зависеть от того, чью сторону примет Петроградский гарнизон.

Утром 26 Февраля к восставшим присоединились солдаты Волынского, Преображенского и Литовского полков, они захватили оружейный склад и арсенал. Были освобождены политзаключенные, содержащиеся в тюрьме «Кресты». До конца дня на сторону восставших перешло большинство частей гарнизона Петрограда. Направленный на подавление демонстрантов корпус под командованием Н.И. Иванова был разоружен на подступах к городу. Не дождавшись поддержки и понимая бессмысленность сопротивления, 28 февраля все остальные войска во главе с командующим военным округом генералом С.С. Хабаловым сдались. Восставшие установили контроль над важнейшими объектами в городе.

Утром 27 февраля члены «рабочей группы» при Центральном военно-промышленном комитете объявили о создании «Временного Исполнительного Комитета Советов рабочих депутатов» и призвали выбирать представителей в Совет. Николай II из Ставки пытался пробиться к Царскому Селу. В ситуации развивающегося революционного кризиса императора вынудили подписать манифест об отречении от престола за себя и малолетнего сына Алексея в пользу брата - Михаила Александрович Романова.

Однако Михаил отказался от престола, заявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание. Вместе с отречением Николай II подписал указ о формировании нового правительства. 4 марта были опубликованы документы об отречении и передаче власти Временному правительству. Самодержавие в России пало».






Приложение 5

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

«ОБ ОТРЕЧЕНИИ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЙ II ОТ ПРЕСТОЛА РОССИЙСКОГО О СЛОЖЕНИИ С СЕБЯ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ»

Ставка Начальнику штаба

«В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны, во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет

окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной думою признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на u1090 тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним повиновением царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь ЕМУ вместе с представителями народа вывести».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс / Н.В. Загладин, Н.А.Симония. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. – 480 с.

  2. Жукова Л.В. Справочник. История России с древнейших времен: для школьников и выпускников. ФГОС/Л.В.Жукова.- 11-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.- 527,[1]с.

  3. Самыгин П.С. История: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений [Текст]: / Самыгин П.С. – 17-е изд. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - учебное пособие, 2012.- 474с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!