СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Режим дня и его физиологические основы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Режим дня и его физиологические основы.

Просмотр содержимого документа
«Режим дня и его физиологические основы.»

Дисциплина: Анатомия, физиология и гигиена (1ч)


Тема урока: Режим дня и его физиологические основы.

Тип урока: УФНЗ

Цель занятия: развить представление об общих принципах построения образовательного процесса и режима дня детей

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Актуализация знаний

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.Закрепление материала

6.Задание на дом. Составить режим дня для детей дошкольного возраста на выходной день

3. Актуализация знаний

3.1. Что вы понимаете под понятием «Режим дня».

3.2.Почем возникли общие принципы режимных моментов.

3.3. Почему важен режим.

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

4.1. Характеристика ритмичности процессов

4.2. Суточный ритма функций организма

4.3. Циркадная система человека

4.4. Десинхроноз

4.5. Рациональный режим дня- закрепление динамического стереотипа


5. Закрепление материала

? Режим дня включает следующие обязательные элементы…

? Связь двигательной активности с развитием координации движений

? Перечислить виды мышц

?Специфика мимических мышц


5.1.Рефлексия.















МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ.


Знание физиологических основ и принципов построения режима, а также важности каждого его элемента помогает осознавать необходимость соблюдения рационального распорядка дня.

Античные философы выдвинули идею о ритмичности процессов, происходящих в природе и организме. Об этих закономерностях писали Гераклит, Аристотель, Платон. У поэта древней Греции Архилоха мы читаем: "Познай, какой ритм владеет людьми".

Интерес к этой особенности жизнедеятельности природы и организма человека поддерживался на протяжении веков. К. Линней, живший в XVIII веке, предложил ввести в обиход "цветочные часы", используя способности многих цветов раскрываться утром, а вечером закрываться. В начале XIX века медики впервые применили термин "живые часы" для обозначения суточного ритма функций организма, па зывая сутки "единицей нашей естественной хронологии".

В наши дни для изучения биологических ритмов созда на специальная наука - хронобиология. Это название мож но перевести как "временная биология".

Под биологическим ритмом ученые понимают периодическое чередование различных состояний организма и колебаний интенсивности физиологических процессов и реакций. Важнейшей характеристикой любого ритма является его период, т. е. отрезок времени, по истечении которого происходит повторение состояний организма.

Основным ритмом организма является суточный (циркадный) ритм, имеющий продолжительность около 24 ч с частотой повторяемости один раз в сутки. Циркадный ритм присущ более чем 300 функциям и процессам организма. Разработана даже циркадная система человека, объединившая выявленные учеными временные закономерности состояния организма. Например, максимальных значений достигают масса тела человека в 18-19 ч, температура - в 16-18 ч, частота сердечных сокращений - в 15-16 ч, частота дыхания - в 13-16 ч, артериальное давление - в 15-18 ч. .

Многочисленными исследованиями ученых установлено, что биоритмы - один из важнейших механизмов приспособления организма к окружающей среде. Кроме того, они являются критерием функционального состояния организма, его благополучия, так как изменения биоритмов - это ранние, а иногда первые признаки влияния неблагоприятных факторов окружающей среды, сигнал о неблагополучии.

Многие гигиенические рекомендации по рациональному режиму дня основаны на знании суточных ритмов. Существуют биоритмы физической и психической деятельности, сезонные, лунные и другие колебания биоритмов. На биоритмы влияют различны факторы:

- увеличение времени бодрствования за счет искусственного удлинения светового дня, просмотра радио- и телепередач;


- увеличение времени напряженного бодрствования, в результате возрастания учебной нагрузки в школе и домашних заданий;

- более частые стрессовые нагрузки вследствие интенсивного учебного и производственного труда.

Накопленные наукой теоретические знания о биоритмах, закономерностях их проявлений, их пластичности, т. е. способности приспосабливаться, помогать организму адаптироваться к условиям среды, имеют важное практическое значение. Знание этих закономерностей, их учет дают возможность разработать режим жизни, труда и отдыха, при которых достигается соответствие биологических ритмов социальным условиям. Нарушение этих требований ведет к развитию состояния, называемого десинхронозом.. Десинхроноз является постоянным спутником многих заболеваний.

Выделяют явный и скрытый десинхроноз.

Явный десинхроноз проявляется раздражительностью, плохим сном, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности. Состояние скрытого десинхроноза приводит к снижению приспособительных возможностей организма, повышает риск возникновения заболеваний.

Организм детей и подростков очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, следовательно, особенно нуждается в эффективных средствах защиты. К таким средствам относится рациональный режим дня. Объясняется это не только тем, что распорядок дня строится с учетом биоритмов, но и тем, что соблюдение изо дня в день одних и тех же часов сна, приема пищи, занятий утренней гимнастикой и т. д. ведет к выработке рефлекса на время, формирует так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Учение И. П. Павлова об условных рефлексах, результаты многолетних экспериментальных исследований ученых, огромный практический опыт, накопленный физиологами и медиками в процессе изучения высшей нервной деятельности человека, позволили подойти к пониманию режима как системы условнорефлекторных реакций, действующей по типу динамического стереотипа.

Формирование и закрепление динамического стереотипа вызывает дополнительное напряжение нервной системы, требует времени, поэтому привыкание к новому режиму происходит не сразу, а постепенно, только при повторении его элементов, т. е. строгом соблюдении распорядка дня. Далеко не безразлична для организма и "переделка" сложившегося динамического стереотипа, его разрушение. В таких случаях происходит торможение, угасание положительных, выработанных многократным повторением, условных рефлексов и появляется необходимость в формировании новых рефлексов. Если эта "переделка" для нервной системы сложна и чрезмерна, могут возникнуть отклонения в состоянии здоровья.

Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий функционирование организма.



Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня, позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, сон достаточной продолжительности, что способствует нормальному росту и развитию ребёнка

Режим дня включает следующие обязательные элементы:

Режим питания (интервалы между приёмами пищи и кратность питания);

Время пребывания на воздухе в течение дня;

Продолжительность и кратность сна;

Продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательного учреждения, так и дома;

Свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня в одно и то же время приводит к возникновению у детей прочных условных рефлексов на время.

Правильный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Эмоциональное состояние ребенка, его радости и неудачи отражаются на процессах роста и развития. Психическая напряженность, депрессия, психологическая травма всегда приводят к торможению роста. Полоса школьных неудач или семейных конфликтов может приводить к значительному отставанию в росте.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый – адекватная физическая подвижность, второй – достаточность сна, так как именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные процессы перестройки организма, определяющие формирование скелета ребенка.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется и составляет: в 7-10 лет – 11-10 часов, в 11-14 лет – 10-9 часов, в 15-17 лет – 9-8 часов.

В течение дня работоспособность школьника имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 часов и 16-18 часов. При этом первый подъем выше и продолжительнее второго. В соответствии с этим должен строиться режим дня школьника.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5ч, в среднем – 2,5-3ч, в старшем – 2-2,5ч.

В учебной жизни детей есть периоды наибольшего напряжения умственной деятельности, всплеска эмоций, связанных со сдачей экзаменов.


Скачать

© 2020 188 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!