Результаты мониторинга метапредметных и личностных результатов:
В условиях резкого увеличения объёма получаемой информации требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться. Помочь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей - ключевая задача школьного образования. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных (метапредметных), общеучебных умений и навыков.
Метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
На сегодняшний день одной из самых важных проблем современной школы является развитие информационной грамотности у учащихся. Информационная грамотность – это набор умений и навыков учащегося, позволяющий ему запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию. Названные умения и навыки позволяют развивать УУД.
Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование умения работы с текстом. Для этого учащимся были даны тексты с заданиями, которые проверяли следующие умения:
Умение определить тему текста
выделять главную мысль текста
вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде
Результаты диагностической работы
Мониторинговая карта 4 класса
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. № п/п | Ф.И. | 1. Умение определять тему | 2.Умение определять главную мысль текста | 3.Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | старт | тек | итог | старт | тек | итог | старт | тек | итог | 1 | Ак | + | + | + | - | + | - | - | - | + | 2 | Ар | + | + | + | + | - | + | + | + | + | 3 | Бат | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 4 | Бел | + | + | - | + | + | + | + | + | + | 5 | Вик | + | - | + | + | - | + | н | + | + | 6 | Бур | - | + | + | + | - | - | + | - | - | 7 | Баз | + | + | - | - | + | + | + | + | + | 8 | Бар | + | - | + | - | + | - | + | + | + | 9 | Гар | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 10 | Дун | + | - | - | - | + | + | + | + | + | 11 | Ерм | н | + | н | н | - | н | + | + | + | 12 | Дул | + | - | - | + | + | + | н | + | + | 13 | Ил | н | + | + | н | + | + | + | + | + | 14 | Исм | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 15 | Ис | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 16 | Ив. | н | + | - | н | + | - | н | н | + | 17 | Са | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 | Кон | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 19 | Мих | + | + | + | - | + | + | + | + | + | 20 | Мос | - | + | + | + | + | + | + | + | + | 21 | Ону | + | + | - | + | - | - | + | + | + | 22 | Пет | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 23 | Пе | + | + | + | - | + | + | + | - | - | 24 | Пин | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 25 | Ст | - | + | + | + | + | + | н | + | + | 26 | Санж | + | - | + | - | + | - | + | - | - | 27 | Сем | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 28 | Сал | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 29 | Тих | + | - | + | - | + | - | + | + | + | 30 | Цыб | - | + | - | + | + | + | + | + | + | 31 | Цыб | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 32 | Шищ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 33 | Як | + | + | + | + | - | - | + | + | + | | итог | 26 4 | 27 6 | 25 7 | 22 8 | 27 6 | 24 8 | 28 1 | 28 4 | 30 3 | |
| 1. Умение определять тему | 2.Умение определять главную мысль текста | 3.Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде |
| старт октябрь | тек январь | итог май | старт октябрь | тек январь | итог май | старт октябрь | тек январь | итог май |
сформ | 27 | 29 | 26 | 19 | 26 | 27 | 30 | 30 | 30 |
не сформ | 6 | 7 | 7 | 14 | 7 | 6 | 3 | 3 | 3 |
По итогам входной диагностики сделала вывод, что 23 ученика затруднились в выполнении данных заданий. На последующих уроках была проведена коррекционная работа в этом направлении, и в январе, мае учащиеся показали результаты лучше. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что многие учащиеся справились с работой. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства учащихся не вызвало затруднений задание определить тему текста, выделить главную мысль текста. Значительной частью учащихся освоено умение находить в тексте нужную информацию, представленную в явном виде.
Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам, которые включают:
- готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Эти способности, умения, установки квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, формирующиеся на всех ступенях обучения.
Для выявления динамики личностных результатов, включающих стремление к саморазвитию, наличие собственной позиции и адекватную самооценку, использую разные методы, в том числе метод наблюдений. Была проведена диагностическая работа и на основании её результатов заполнена таблица «Динамика личностных результатов». В октябре 2017 года дети показали низкие результаты. В связи с этим были проведены тематические классные часы, родительское собрание, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. С января по март 2018 года при проведении повторных диагностик учащиеся показали более высокие результаты, также и в конце учебного года. Таким образом, проведенная воспитательная работа способствовала позитивной динамике личностных результатов. Карта наблюдений в обобщенном виде прилагается.
Карта наблюдений
«Динамика личностных результатов»
Класс 3 «Б»
№ | Ф.И. ученика | Деятельностный аспект | Социальный аспект | Личностный аспект |
Ответственное отношение к учебной деятельности | Ответственное отношение к общественно- полезному труду | Дисциплинированность, поведенческая культура | Толерантное отношение к окружающим | Способность к сотрудничеству | Общественная активность | Стремление к саморазвитию | Наличие собственной позиции | Адекватная самооценка |
1 | Ак | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
2 | Ар | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | Бат | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
4 | Бел | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5 | Вик | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
6 | Бур | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
7 | Баз | + | + | - | - | + | + | - | + | + |
8 | Бар | - | + | - | - | - | + | + | + | - |
9 | Гар | - | + | + | + | + | - | - | - | + |
10 | Дун | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
11 | Ерм | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
12 | Дул | + | + | + | + | + | - | + | + | + |
13 | Ил | + | + | + | + | - | + | - | + | + |
14 | Исм | - | + | + | + | + | - | + | - | + |
15 | Ис | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
16 | Ив. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
17 | Са | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
18 | Кон | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
19 | Мих | - | + | + | + | + | - | - | - | + |
20 | Мос | + | + | + | + | + | + | - | - | + |
21 | Ону | + | - | + | + | + | + | + | + | + |
22 | Пет | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
23 | Пе | - | + | + | + | + | + | + | + | + |
24 | Пин | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
25 | Ст | + | + | - | - | - | + | - | - | - |
26 | Санж | + | + | - | + | + | + | + | - | + |
27 | Сем | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
28 | Сал | - | - | + | + | + | + | + | + | + |
29 | Тих | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
30 | Цыб | - | + | - | + | - | + | - | - | - |
31 | Цыб | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
32 | Шищ | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
33 | Як | + | - | + | + | + | + | + | + | + |
Итого: | +26 - 7 | +30 - 3 | + 28 - 5 | + 30 - 3 | + 30 - 3 | + 30 - 3 | + 28 - 5 | + 25 - 8 | + 30 - 3 |
+ проявляется
─ слабо проявляется (не проявляется)
Карта «Динамика личностных результатов» (обобщенная)
Месяц прове дения | класс | Деятельностный аспект | Социальный аспект | Личностный аспект |
| 4 класс | Ответственное отношение к учебной деятельности | Ответственное отношение к общественно- полезному труду | Дисциплинированность, поведенческая культура | Толерантное отношение К окружающим | Способность к сотрудничеству | Общественная активность | Стремление к саморазвитию | Наличие Собственной позиции | Адекватная самооценка |
октябрь | 33 уч | 24 | 27 | 24 | 27 | 25 | 26 | 26 | 22 | 26 |
январь | 33уч | 28 | 27 | 25 | 27 | 26 | 23 | 26 | 23 | 25 |
март | 33 уч | 17 | 29 | 27 | 29 | 27 | 27 | 28 | 25 | 28 |
май | 33 уч | 27 | 31 | 30 | 33 | 32 | 30 | 28 | 26 | 33 |
Диагностика сформированности универсальных учебных действий
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся начальных классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
отбор методик для определения уровня сформированности личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;
выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД.
С учащимися моего класса ежегодно проводилась диагностика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД по следующим методикам:
класс | Методики | Авторы | УУД |
1 | "Нарисуй себя", Рисование на тему ”Что мне нравится в школе» | А.М. Прихожан и З. Василяускайте Н. Г. Лускановой | Личностные |
«Рисование по точкам» | А.А Венгер | Регулятивные |
«Выделение существенных признаков» | - | Познавательные |
«Рукавички» | Г.А. Цукерман | Коммуникативные |
2-3 | «Лесенка» | В.Г.Щур | Личностные |
"Корректурная проба" (буквенный вариант). | Тест Бурдона | Регулятивные |
“Найди несколько различий” | В. А. Анисимов | Познавательные |
«Левая и правая стороны» | Пиаже, 1997 | Коммуникативные |
4 | «Лесенка» | В.Г.Щур | Личностные |
Корректурная проба" (буквенный вариант). | Тест Бурдона | Регулятивные |
«Выделение существенных признаков» | - | Познавательные |
«Ваза с яблоками» | Ж.Пиаже | Коммуникативные |
Методы сбора информации:
тестирование | анкетирование | наблюдение | рисование на заданную тему | беседа |
Сравнительный анализ по формированию УУД за 4 года ( 2016- 2020 уч.г)
Класс « Е» | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4кл |
Высокий уровень | 20% | 19% | 21% | 42% | 21% | 25% | 34% | 42% | 12% | 18% | 23% | 32% | 34% | 18% | 31% | 38% |
Средний уровень | 41% | 47% | 52% | 48% | 31% | 33% | 53% | 47% | 47% | 45% | 49% | 44% | 26% | 37% | 51% | 48% |
Низкий уровень | 39% | 36% | 27% | 10% | 48% | 42% | 13% | 11% | 41% | 37% | 28% | 24% | 40% | 45% | 18% | 14% |