СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Результаты педагогической деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Результаты педагогической деятельности»


«Изучение и наблюдение природы породило науку»

Марк Туллий Цицерон







Тема самообразования «Экологическое воспитание дошкольников в игровой деятельности»

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем возрасте. И как это ни печально, но человек не редко теряет гармоническую связь с природой ещё в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни.

Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, весёлого мира ребёнок видит перед собой серый асфальт.

Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов) ведёт к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить своё отношение к миру природы.

Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Взрослые вводят малыша в этот прекрасный мир природы, раскрывают перед ним его тайны и законы, воспитывают правильное отношение к природе, потребность в её познании. Очень важно постоянно показывать интерес к природе, её объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что не утрачена способность удивляться и радоваться зелёной травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнышку, ветру, снегу. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относится к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач.

Процесс приобщения маленького ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания и от первых успехов. В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды; по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребенка важно приблизить к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки. Большое значение имеет атмосфера любви, гуманного отношения к природе в семье.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Приобщение к миру природы детей раннего возраста является первой, начальной ступенью в системе непрерывного экологического образования.

Наиболее близки для детей комнатные растения. Интерес к растениям проявляется у ребенка чаще всего, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с малышом. Комнатные растения очень разно образны: они различаются по внешнему виду стеблей, листьев, цветков, их окраске, форме, величине. В каждом своя красота и неповторимость. Особенно красиво цветущее растение. Яркие, привлекательные растения способны вызвать и удержать ещё неустойчивое внимание малыша. При этом нужно обращать внимание на состояние растений при уходе за ними: «Растение красивое, потому что мы его поливаем». Надо помочь ребенку увидеть, а затем по возможности понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света. Приобщаясь к зелёному миру на окне, ребенок постепенно учится отличать здоровое, красивое растение от слабого, бледного, которое нуждается в «лечении». Когда ребенок научится понимать состояние растений, он будет «сочувствовать» им, помогать, проявлять заботу. Важно вместе с ребенком чаще подходить к растениям и каждый раз удивляться, восхищаться их красотой.

Итак, знакомство маленького ребенка с зелёным царством дома формирует первые эстетические представления о жизни «зелёных друзей», способствует развитию наблюдательности, интереса, воспитывает бережное отношение к растениям.

Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями. Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что это живые существа Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений. Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило, радость, оживление, удивление. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно. Необходимо предупреждать у детей любые проявления бессердечного обращения к животным, черствости, жестокости.

Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок ещё не знает, как правильно общаться с животными, может нанести ему и себе вред.

В детском саду всегда есть аквариум. Аквариум не только красив, но и весьма интересен для знакомства детей с его обитателями. Наблюдать за жизнью рыбки в воде, за её поведением лучше многократно, каждый раз подмечая что-то новое. Нужно пояснить ребенку, что рыбка живёт только в воде, без воды она не может жить. Основы заботливого отношения к животным у маленьких детей закладываются при организации систематических длительных контактов и общения с ними. Постепенно во время коротких живых наблюдений ребенок научится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с животными, растениями. Это тонкое движение души ребенка, с этого зарождается чувство ответственности за всё живое. У двухлетнего ребенка есть целый мир - «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Однако большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Выходя на прогулку, родители и педагоги должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир.

Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый сенсорный опыт ребенка, основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, проявлять наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе - вот благородная задача взрослых.


Первая младшая группа

(от 2 до 3 лет)


Знакомить детей с доступными явлениями природы.


  • Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку,

собаку, корову, курицу и т. д.), их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных: медведя, зайца, лису и т. д. и называть их.

  • Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за

рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.

  • Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) и

фруктов (яблоко, груша и т. п.).

  • Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать

бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде и др.).


Сезонные наблюдения

Осень.

  • формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе:

похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья;

  • формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и

фрукты.

Зима.

  • формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет

снег.

  • привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в

снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна.

  • формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает

снег; появились лужи, травка, насекомые, набухли почки;

Лето.

  • наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки, цветут

растения.


Ожидаемые результаты:


  • узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей;

  • различать овощи, фрукты, деревья (1–2 вида);

  • иметь некоторые представления о природных сезонных явлениях.












Изучение по блокам


ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Корова и телёнок

Кошка и котёнок

Голубь

Коза и козлёнок

Воробей

Дятел

Кукушка

Ёж

Лиса

Медведь

Заяц

Утка и утёнок

Гусь и гусёнок

Курица и цыплёнок

ДОМАШНЯЯ ПТИЦА



птица

ПТИЦЫ ЛЕСА и ГОРОДА

НАСЕКОМЫЕ

ФРУКТЫ

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Сорока

Синичка

Ворона

Волк

ОВОЩИ

Картофель

Морковь

Огурец

Помидор

Банан

Апельсин

Груша

Яблоко

ЯГОДЫ

Виноград

Свинья и поросёнок

Собака и щенок

Бабочка

Божья коровка

муха










































Вишня


Клубника

малина














Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Расширять представления детей о природе.

  • Знакомить с домашними животными, птицами (волнистые попугайчики).

  • Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и

способами передвижения (у ящериц продолговатое тело; длинный хвост, который она может сбросить; очень быстро бегает); расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

  • Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец,

морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

  • Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань,

бегония, примула и др.), способами ухода за ними.

  • Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.) Рассказывать о свойствах

песка, глины и камня.

  • Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей,

снегирь), подкармливать их зимой.

  • Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений

(воздух, вода, питание и т. п.).

  • Учить детей замечать изменения в природе.

  • Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения

Осень.

  • учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки,

ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг;

  • устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы

(похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.);

  • принимать участие в сборе семян растений.

Зима.

  • учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. наблюдать за

поведением птиц на улице и в уголке природы;

  • рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их;

  • расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в

теплом помещении тают;

  • привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из

снега.

Весна.

  • учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало

теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые;

  • рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения;

  • формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.

  • учить наблюдать за посадкой и всходами семян;

  • привлекать детей к работам в огороде и цветниках;

Лето.

  • расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит

солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются;

  • в процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды,

камней и глины;

  • закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных

подрастают детеныши.


К концу года дети могут

  • называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.

  • различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.

  • называть времена года.

  • знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.