«Изучение и наблюдение природы породило науку»
Марк Туллий Цицерон
Тема самообразования «Экологическое воспитание дошкольников в игровой деятельности»
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем возрасте. И как это ни печально, но человек не редко теряет гармоническую связь с природой ещё в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни.
Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, весёлого мира ребёнок видит перед собой серый асфальт.
Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов) ведёт к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить своё отношение к миру природы.
Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Взрослые вводят малыша в этот прекрасный мир природы, раскрывают перед ним его тайны и законы, воспитывают правильное отношение к природе, потребность в её познании. Очень важно постоянно показывать интерес к природе, её объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что не утрачена способность удивляться и радоваться зелёной травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнышку, ветру, снегу. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относится к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.
Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач.
Процесс приобщения маленького ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания и от первых успехов. В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды; по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребенка важно приблизить к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки. Большое значение имеет атмосфера любви, гуманного отношения к природе в семье.
Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Приобщение к миру природы детей раннего возраста является первой, начальной ступенью в системе непрерывного экологического образования.
Наиболее близки для детей комнатные растения. Интерес к растениям проявляется у ребенка чаще всего, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с малышом. Комнатные растения очень разно образны: они различаются по внешнему виду стеблей, листьев, цветков, их окраске, форме, величине. В каждом своя красота и неповторимость. Особенно красиво цветущее растение. Яркие, привлекательные растения способны вызвать и удержать ещё неустойчивое внимание малыша. При этом нужно обращать внимание на состояние растений при уходе за ними: «Растение красивое, потому что мы его поливаем». Надо помочь ребенку увидеть, а затем по возможности понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света. Приобщаясь к зелёному миру на окне, ребенок постепенно учится отличать здоровое, красивое растение от слабого, бледного, которое нуждается в «лечении». Когда ребенок научится понимать состояние растений, он будет «сочувствовать» им, помогать, проявлять заботу. Важно вместе с ребенком чаще подходить к растениям и каждый раз удивляться, восхищаться их красотой.
Итак, знакомство маленького ребенка с зелёным царством дома формирует первые эстетические представления о жизни «зелёных друзей», способствует развитию наблюдательности, интереса, воспитывает бережное отношение к растениям.
Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями. Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что это живые существа Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений. Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило, радость, оживление, удивление. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно. Необходимо предупреждать у детей любые проявления бессердечного обращения к животным, черствости, жестокости.
Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок ещё не знает, как правильно общаться с животными, может нанести ему и себе вред.
В детском саду всегда есть аквариум. Аквариум не только красив, но и весьма интересен для знакомства детей с его обитателями. Наблюдать за жизнью рыбки в воде, за её поведением лучше многократно, каждый раз подмечая что-то новое. Нужно пояснить ребенку, что рыбка живёт только в воде, без воды она не может жить. Основы заботливого отношения к животным у маленьких детей закладываются при организации систематических длительных контактов и общения с ними. Постепенно во время коротких живых наблюдений ребенок научится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с животными, растениями. Это тонкое движение души ребенка, с этого зарождается чувство ответственности за всё живое. У двухлетнего ребенка есть целый мир - «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Однако большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Выходя на прогулку, родители и педагоги должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир.
Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый сенсорный опыт ребенка, основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, проявлять наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе - вот благородная задача взрослых.
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
Знакомить детей с доступными явлениями природы.
Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку,
собаку, корову, курицу и т. д.), их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных: медведя, зайца, лису и т. д. и называть их.
Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за
рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.
Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) и
фруктов (яблоко, груша и т. п.).
бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде и др.).
Сезонные наблюдения
Осень.
похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья;
формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и
фрукты.
Зима.
формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет
снег.
привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в
снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна.
формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает
снег; появились лужи, травка, насекомые, набухли почки;
Лето.
наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки, цветут
растения.
Ожидаемые результаты:
узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей;
различать овощи, фрукты, деревья (1–2 вида);
иметь некоторые представления о природных сезонных явлениях.
Изучение по блокам
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Корова и телёнок
Кошка и котёнок
Голубь
Коза и козлёнок
Воробей
Дятел
Кукушка
Ёж
Лиса
Медведь
Заяц
Утка и утёнок
Гусь и гусёнок
Курица и цыплёнок
ДОМАШНЯЯ ПТИЦА
птица
ПТИЦЫ ЛЕСА и ГОРОДА
НАСЕКОМЫЕ
ФРУКТЫ
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Сорока
Синичка
Ворона
Волк
ОВОЩИ
Картофель
Морковь
Огурец
Помидор
Банан
Апельсин
Груша
Яблоко
ЯГОДЫ
Виноград
Свинья и поросёнок
Собака и щенок
Бабочка
Божья коровка
муха
Вишня
Клубника
малина
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, птицами (волнистые попугайчики).
Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и
способами передвижения (у ящериц продолговатое тело; длинный хвост, который она может сбросить; очень быстро бегает); расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец,
морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань,
бегония, примула и др.), способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.) Рассказывать о свойствах
песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей,
снегирь), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений
(воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень.
учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки,
ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг;
(похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.);
Зима.
учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. наблюдать за
поведением птиц на улице и в уголке природы;
рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их;
расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в
теплом помещении тают;
привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из
снега.
Весна.
теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые;
рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения;
формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.
учить наблюдать за посадкой и всходами семян;
привлекать детей к работам в огороде и цветниках;
Лето.
расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит
солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются;
в процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды,
камней и глины;
закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных
подрастают детеныши.
К концу года дети могут
называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.
различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
называть времена года.
знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.