СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
І. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных УУД:
представления о своей этнической принадлежности;
развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, за великое достояние российского народа русский язык;
представления oб окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность);
осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родным языкам;
представления о языке как развивающемся явлении; представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
положительного отношение к языковой деятельности;
заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок, и репродукций картин и др.;
этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей.
развитияспособностей сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представления о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;
понимать причины успеха и неуспеха при выполнении учебной задачи;
выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте но вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы ее решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводи в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное — часть речи и др.);
выявлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждении об объекте.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
понимание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и к языкам, на которых говорят другие народы;
понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
начальные учебные действия по выбору адекватных языковых средств при составлении небольших монологических высказываний;
овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: «Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика», «Морфология и синтаксис» (в объёме изучаемого курса);
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
первоначальные способности проверять написанное;
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
формирование начальных способностей находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые- единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
читать тексты учебника (самостоятельно), извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать понятия звук и буква, правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
определять качественную характеристику каждого звука: гласный—согласный, гласный ударный—безударный, согласный твёрдый—мягкий, парный—непарный, согласный глухой—звонкий, парный—непарный (в объёме изученного);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
определять способы обозначения буквами твёрдости- мягкости согласных и звука [й'];
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
определять ударный и безударные слоги в слове;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
использовать знание алфавита при работе со словами;
определять функцию мягкого знака (ъ) как раздели тельного;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука;
находить случаи расхождения звукового и буквенно- состава слов при их орфоэпическом проговаривании учителем;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике).
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь);
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении, на практическом уровне различать такие слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
понимать значение понятия родственные слова, соотносить его с понятием однокоренные слова;
владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокорен ных) слов;
выполнять общий способ действия при выделении в слове корня (простые случаи); пользоваться памяткой при определении корня слова;
подбирать родственные (однокоренные) слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам к т о? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, их роль в предложении;
узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте:
подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа;
выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
устанавливать связи между словами в предложении;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
восстанавливать деформированные предложения;
составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
находить предложения с обращениями.
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
разделительный мягкий знак (ь);
знаки препинания конца предложения (. ? !);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объемом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объемом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
разграничивать орфограммы на изученные и неизученные правила письма;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
пользоваться орфографическим словарем учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ И ТРУДНОПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ
Алфавит, апрель, берёза, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоко, яблоня, ягода, январь.
ЧИСТОПИСАНИЕ
Закрепление гигиенических учебных действий письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формой букв и их соединениями в словах. Письмо строчных, заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
и, ш, Ш, п, р, т, г;
л, м, JI, М, я, Я;
у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
с, С, в, о, О, а, д, б;
ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
н, ю, Н, Ю, к, К";
В, в, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
Ф, У, Г, П, Т, Р, Б.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию.
Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочёты при начертании:
Я, Т, Р, Ж, У, X, Н, К, Ф и др.;
а, у, д, з, в, б, m и др.
Связное ритмичное письмо слов и предложений.
ІІ. Содержание учебного предмета, курса.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС «РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС» (170 ч)
Наша речь (3 ч) |
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог. |
Текст (3ч) |
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста. Развитие речи |
Предложение (11 ч) |
Предложение. Члены предложения. (Связь слов в предложении. Развитие речи) |
Слова, слова, слова… (18 ч) |
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам. Развитие речи |
Звуки и буквы (60 ч) |
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Разделительный мягкий знак (ь). ( Развитие речи. Проекты «И в шутку и всерьез», «Рифма», «Пишем письмо»). |
Части речи (57 ч) |
Части речи. Имя существительное. ( Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Обобщение.) Глагол. ( Глагол как часть речи. Число глагола. Правописание частицы не с глаголом. Обобщение знаний. Текст-повествование и роль в нем глаголов). Имя прилагательное. (Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Обобщение).Местоимение. (Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги. )Развитие речи. Проект «В словари за частями речи». Контрольный диктант. |
Повторение (18 ч) |
Разделы рабочей программы для 2 класса с учетом уроков развития речи, проверочных и контрольных работ, проектов.
|
| Рабочая программа | Количество часов, выделяющихся в разделе (из общего количества) на: | |||
№ п/п | Название раздела | развитие речи | проверочная работа | контрольные диктанты | проекты | |
1 | Наша речь | 3ч |
|
|
|
|
2 | Текст | 3ч | 1 |
|
|
|
3 | Предложение | 11ч | 1 | 1 |
|
|
4 | Слова, слова, слова | 18ч | 2 | 1 |
|
|
5 | Звуки и буквы | 60ч | 12 | 2 | 4кон.дик.(+1кон.сл.дик.) | 3 |
6 | Части речи | 57ч | 12 | 5 | 2кон.дик.(+1кон.спис.) | 1 |
7 | Повторение в конце года | 18ч | 2 | 1 | 1кон.дик.(+1кон.сл.дик.+1кон.спис.) |
|
| Итого | 170ч | 30 | 10 | 7 | 4 |
Контрольные работы записываются в тетрадь для контрольных работ, изложения и сочинения записываются в творческие тетради.
Примерное количество слов для: словарных диктантов: 8—10; контрольных диктантов: первое полугодие — 25—30, конец года — 35—45; изложений: первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов;
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие.
Контрольные работы
№ п/п | Наименование раздела | Чет верть | Тема контрольной работы | Источник для составления текста контрольной работы. |
1 | Звуки и буквы | 1 | Контрольный диктант за 1 четверть | В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками», 2 часть. Москва, «Просвещение», 2012. |
2 | Звуки и буквы | 2 | Контрольно – проверочный диктант с грамматическим заданием. | В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками», 2 часть. Москва, «Просвещение», 2012. |
|
|
|
|
|
3 | Звуки и буквы | 2 | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть. | В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками», 2 часть. Москва, «Просвещение», 2012. |
4 | Звуки и буквы | 3 | Контрольный диктант «Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в конце и перед согласным звуком». | В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками», 2 часть. Москва, «Просвещение», 2012. |
5 | Части речи | 3 | Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием. | В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками», 2 часть. Москва, «Просвещение», 2012. |
6 | Части речи | 4 | Контрольный диктант «Части речи». | В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками», 2 часть. Москва, «Просвещение», 2012. |
7 | Повторение | 4 | Итоговый контрольный диктант за год. Проверочная работа. | В. П. Канакина, Г. С. Щеголева «Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4».Москва, «Просвещение», 2013. Составлена на основе демоверсии для 2 класса. |
. Тематическое планировние с указанием количество часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Тема урока | Коли чество часов | Дата проведения
| |
по плану | Факти чески | |||
| наша речь | 3ч | |
|
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Язык и речь. Виды речи. | 1 |
|
|
2 | Наша речь. Что можно знать о человеке по его речи? | 1 |
|
|
3 | Диалог и монолог. | 1
|
|
|
| Текст. | 3 ч |
|
|
4 | Текст. Признаки текста. | 1 |
|
|
5 | Тема и главная мысль текста. Заглавие. | 1 |
|
|
6 | Части текста. Р. р. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | 1 |
|
|
| Предложение | 11 ч |
|
|
7 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки. | 1 |
|
|
8 | Связь слов в предложении. | 1 |
|
|
9 | Логическое ударение в предложении. | 1 |
|
|
10 | Главные члены предложения. | 1 |
|
|
11 | Второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 |
|
|
12 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. | 1 |
|
|
13 | Распространённое и нераспространенное предложения. Установление связи слов в предложении. | 1 |
|
|
14 | Р. р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С. Остроухова "Золотая осень". | 1 |
|
|
15 | Анализ сочинений | 1 |
|
|
16 | Проверочная работа по разделу «Предложение». | 1 |
|
|
17 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о предложении. | 1 |
|
|
| Слова, слова, слова. | 18 ч |
|
|
18 | Слово и его лексическое значение. | 1 |
|
|
19 | Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. | 1 |
|
|
20 | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
|
|
21 | Прямое и переносное значение слов. Р.р. наблюдение за переносным значением слов как средством создания словесно – художественных образов | 1 |
|
|
22 | Синонимы. | 1 |
|
|
23 | Антонимы. | 1 |
|
|
24 | Р. р. Обучающее изложение текста по данным к нему вопросам. | 1 |
|
|
25 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о синонимах и антонимах. | 1 |
|
|
26 | Родственные слова. Корень слова – главная значимая часть слова. | 1 |
|
|
27 | Родственные слова и синонимы. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. | 1 |
|
|
28 | Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах | 1 |
|
|
29 | Однокоренные слова. Корень слова. | 1 |
|
|
30 | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 |
|
|
31 | Ударение. | 1 |
|
|
32 | Перенос слов по слогам. | 1 |
|
|
33 | Перенос слов. Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова». Рубрика «Проверь себя». | 1 |
|
|
34 | Р. р. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 |
|
|
35 | Работа над ошибками. Упражнения в переносе слов. | 1 |
|
|
| Звуки и буквы. | 60ч |
|
|
36 | Звуки и буквы. | 1 |
|
|
37 | Русский алфавит, или Азбука. | 1 |
|
|
38 | Использование алфавита при работе со словарями. | 1 |
|
|
39 | Употребление прописной буквы. Р. р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е. Серебрякова "За обедом". | 1 |
|
|
40 | Работа над ошибками. Проверочная работа «Звуки и буквы». | 1 |
|
|
41 | Гласные звуки. |
|
|
|
42 | Гласные звуки. Слова с буквой э. Р. р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | 1 |
|
|
43 | Контрольный диктант (с грамматическим заданием) за 1 четверть. | 1 |
|
|
44 | Работа над ошибками. | 1 |
|
|
45 | Правописание слов с безударными гласными звуками в корне. Ударные и безударные гласные звуки. | 1 |
|
|
46 | Правило обозначения буквой безударного гласного звука. | 1 |
|
|
47 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне. | 1 |
|
|
48 | Правописание слов с безударным звуком в корне слова. | 1 |
|
|
49 | Разные способы проверки правописания безударных гласных в корне. | 1 |
|
|
50 | Правописание слов с безударным звуком в корне слова. | 1 |
|
|
51 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запомнить. | 1 |
|
|
52 | Правописание словарных слов. Р. р. Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. | 1 |
|
|
53 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 |
|
|
54 | Контрольно-проверочный диктант с грамматическим заданием. | 1 |
|
|
55 | Работа над ошибками. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. | 1 |
|
|
56 | Р. р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова "Зима пришла. Детство" | 1 |
|
|
57 | Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант. Р.р. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. | 1 |
|
|
58 | Согласные звуки. Р.р. Восстановление деформированного текста по рисунку. | 1 |
|
|
59 | Согласный звук [Й,] и буква "и краткое". | 1 |
|
|
60 | Слова с удвоенными согласными. Подготовка к выполнению проекта "И в шутку и всерьёз". | 1 |
|
|
61 | Слова с удвоенными согласными Р. р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Презентация проекта "И в шутку и всерьёз". | 1 |
|
|
62 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.. | 1 |
|
|
63 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.. | 1 |
|
|
64 | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед согласным. | 1 |
|
|
65 | Мягкий знак. Р. р. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Обучающее изложение «Белёк». | 1 |
|
|
66 | Работа над ошибками. Проект "Пишем письмо". Правописание слов с мягким знаком. | 1 |
|
|
67 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 |
|
|
68 | Орфоэпические нормы произношения слов с буквосочетаниями чн, чт. Правописание в словах буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 |
|
|
69 | Правописание в словах буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ . Р.р. Работа с текстом. | 1 |
|
|
70 | Подготовка к осуществлению проекта " Рифма". | 1 |
|
|
71 | Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. | 1 |
|
|
72 | Правописание буквосочетаний ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ в словах. Р.р. Работа с предложением и текстом. | 1 |
|
|
73 | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть. | 1 |
|
|
74 | Правописание буквосочетаний ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ в словах. Презентация проекта «Рифма». Работа над ошибками. | 1 |
|
|
75 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 |
|
|
76 | Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным на конце слова или перед согласным в корне. | 1 |
|
|
77 | Особенности проверочного и проверяемого слова. | 1 |
|
|
78 | Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. | 1 |
|
|
79 | Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласными. Р.р. Составление поздравительной открытки. | 1 |
|
|
80 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Проверочные и проверяемые слова. | 1 |
|
|
81 | Упражнение в подборе проверочного слова. | 1 |
|
|
82 | Упражнение в способах проверки буквы, обозначающей парный по глухости - звонкости согласный звук | 1 |
|
|
83 | Упражнение в правописании слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком. | 1 |
|
|
84 | Правописание слова с парным по глухости - звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Единообразное написание корня | 1 |
|
|
85 | Правописание слова с парным по глухости - звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Решение орфографической задачи | 1 |
|
|
86 | Правописание слова с парным по глухости - звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Фонетический разбор.. | 1 |
|
|
87 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. |
|
|
|
88 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. Р.р. Обучающее изложение текста по вопросам. Оляпка. |
|
|
|
89 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об изученных правилах письма. |
|
|
|
90 | Контрольный диктант «Обозначение буквами парных по глухости - звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным звуком». | 1 |
|
|
91 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 |
|
|
92 | Разделительный мягкий знак. Использование на письме. | 1 |
|
|
93 | Разделительный мягкий знак. Правило написания в словах. | 1 |
|
|
94 | Разделительный мягкий знак. Р.р. Составление устного рассказа по серии рисунков. Зимние забавы. | 1 |
|
|
95 | Разделительный мягкий знак. Проверочная работа с анализом | 1 |
|
|
| Части речи. | 57 |
|
|
96 | Части речи. | 1 |
|
|
97 | Употребление частей речи в тексте. | 1 |
|
|
| Имя существительное | 17ч |
|
|
98 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 |
|
|
99 | Имена существительные - названия явлений природы, качеств людей. | 1 |
|
|
100 | Одушевленные имена существительные. | 1 |
|
|
101 | Неодушевленные имена существительные. | 1 |
|
|
102 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Формирование представлений о профессиях и людях труда. | 1 |
|
|
103 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 |
|
|
104 | Правописание собственных имен существительных. Р.р. Составление устного рассказа по репродукции картины В.М. Васнецова "Богатыри". | 1 |
|
|
105 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей | 1 |
|
|
106 | Правописание собственных имен существительных. Названия и клички животных. Р.р. Составление рассказа о домашнем животном по личным наблюдениям и вопросам. | 1 |
|
|
107 | Правописание собственных имен существительных. Географические названия. | 1 |
|
|
108 | Единственное и множественное число имен существительных. | 1 |
|
|
109 | Изменение имен существительных по числам. | 1 |
|
|
110 | Число имен существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении. | 1 |
|
|
111 | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 |
|
|
112 | Р.р. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. | 1 |
|
|
113 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об имени существительном. | 1 |
|
|
114 | Проверочная работа по теме "Имя существительное". Работа над ошибками. | 1 |
|
|
| Глагол. | 12ч. |
|
|
115 | Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи. | 1 |
|
|
116 | Значение глаголов в речи. Самостоятельная работа. |
|
|
|
117 | Р. р. Составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели". | 1 |
|
|
118 | Работа над ошибками. Признаки глагола. | 1 |
|
|
119 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 |
|
|
120 | Изменение глаголов по числам. | 1 |
|
|
121 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 |
|
|
122.27 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 |
|
|
123 | Обобщение знаний о глаголе. Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 |
|
|
124 | Текст-повествование и роль в нем глаголов. Проверочная работа с анализом. | 1 |
|
|
125 | Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием. | 1 |
|
|
126 | Работа над ошибками. Текст-повествование. Р.р. Составление текста повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. | 1 |
|
|
| Имя прилагательное | 13ч. |
|
|
127 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 |
|
|
128 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
|
|
129 | Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
|
|
130 | Употребление в речи имен прилагательных. | 1 |
|
|
131 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнение как одно из выразительных средств языка. | 1 |
|
|
132 | Сравнение как одно из выразительных средств языка. | 1 |
|
|
133 | Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. | 1 |
|
|
134 | Единственное и множественное число имен прилагательных. | 1 |
|
|
135 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа. | 1 |
|
|
136 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
|
|
137 | Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Р.р. Составление текста-описания на основе личных наблюдений. | 1 |
|
|
138 | Р.р. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка". | 1 |
|
|
139 | Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Контрольное списывание. | 1 |
|
|
| Местоимение | 5ч |
|
|
140 | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление). | 1 |
|
|
141 | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи . Р.р. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. | 1 |
|
|
142 | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи. Р.р. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными; составление по рисункам текста-диалога | 1 |
|
|
143 | Текст - рассуждение. Р.р. Работа с текстом. | 1 |
|
|
144 | Проверочная работа. Рубрика «Проверь себя» Анализ работы. | 1 |
|
|
| Предлоги | 5 |
|
|
145 | Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. | 1 |
|
|
146 | Правописание предлогов с именами существительными. Р.р. Редактирование текста. | 1 |
|
|
147 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 |
|
|
148 | Правописание предлогов с именами существительными. Р.р. Восстановление деформированного повествовательного текста и его запись. | 1 |
|
|
149 | Проверочная работа | 1 |
|
|
150 | Проект "В словари - за частями речи!". | 1 |
|
|
151 | Контрольный диктант «Части речи». | 1 |
|
|
152 | Работа над ошибками. | 1 |
|
|
| Повторение | 18 ч |
|
|
153 | Повторение по теме «Текст. Типы текстов». | 1 |
|
|
154 | Повторение по теме «Текст. Типы текстов». Р. р. Составления текста-описания по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу". | 1 |
|
|
155 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Предложение. Члены предложения» | 1 |
|
|
156 | Повторение по теме «Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении». Р.р. Составление предложений из слов и текста из предложений. | 1 |
|
|
157 | Повторение по теме «Слово и его значение. Однокоренные слова». | 1 |
|
|
158 | Повторение по теме «Слово и его значение. Однокоренные слова» | 1 |
|
|
159 | Повторение по теме «Части речи». Имя существительное, имя прилагательное, глагол. | 1 |
|
|
160 | Повторение по теме «Части речи». Контрольный словарный диктант. | 1 |
|
|
161 | Повторение по теме «Части речи». Контрольное списывание. | 1 |
|
|
162 | Повторение по теме "Звуки и буквы". | 1 |
|
|
163 | Повторение по теме "Правила правописания". | 1 |
|
|
164 | Повторение по теме "Правила правописания". | 1 |
|
|
165 | Итоговый контрольный диктант за год. | 1 |
|
|
166 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 |
|
|
167 | Проверочная работа. | 1 |
|
|
168 | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. | 1 |
|
|
169 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. | 1 |
|
|
170 | Урок - игра | 1 |
|
|
14