Реализация предпрофессиональных программ в сфере физической культуры и спорта в организациях дополнительного образования
Внедрение предпрофессиональных программ позволит:
- Решать одновременно не только задачу отбора спортивно одаренных детей, но и задачу вовлечения как можно большего количества детей в регулярные занятия спортом.
- Стимулировать спортивные школы к переходу на реализацию программ спортивной подготовки, перераспределив финансирование в рамках государственного (муниципального) задания. Обеспечить преемственность образовательного процесса и спортивной подготовки для всех спортивных школ (в особенности спортивных школ олимпийского резерва) в необходимом для подготовки спортивного резерва объеме и с учетом финансовых возможностей субъектов РФ и муниципалитетов.
- Использовать спортивные и педагогические технологии в организации деятельности спортивных школ.
- Стимулировать тренерско-преподавательский состав спортивных школ, работающих на массовость и выявление одаренных в спорте детей.
- Профессионально ориентировать детей и подростков к подготовке и поступлению в дальнейшем в физкультурно-спортивные вузы и к освоению профессий, необходимых для нашей отрасли.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Вступил в силу с 1 сентября 2013 года
Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
Основная статья для образовательных
организаций, осуществляющих деятельность
в области физической культуры и спорта
Общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта (особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта):
Основные задачи в период реформирования:
Основные различия в принципах педагогики и спортивной подготовки:
Основные изменения, определенные Федеральными государственными требованиями, касаются:
1. Направленности обучения на результат, который четко формулируется в разделе “Требования к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы”.
2. Введения дополнительного года обучения в целях продления предпрофессиональной подготовки для детей, не освоивших успешно программу в силу возраста, а также детей, желающих поступить в профессиональные учебные заведения .
3. Проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Основные изменения, определенные Федеральными государственными требованиями, касаются:
4. Новой структуры учебных планов, которые делятся на предметные области: теория и методика физической культуры и спорта; общая физическая подготовка; избранный вид спорта; специальные умения и навыки, в том числе, в избранном виде спорта.
5. Нормирования часов самостоятельной работы обучающихся, объем которой определяется с учетом минимальных затрат на индивидуальную спортивную подготовку, а также с учетом параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования, в том числе, реального объема активного времени суток.
Факторы успешности внедрения изменений в законодательстве
Отличительные особенности программ
Программы, реализуемые на различных этапах подготовки:
Программы
Спортивно-оздоровительный этап
Этапы
Общеразви-вающие программы
Основная деятельность
Этап начальной подготовки
Дополнительные предпрофессиона-льные программы
подготовки
Программы спортивной подготовки
Не допускается
Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
Не допускается
Этап совершенствования спортивного мастерства
Основная
Допускается с учетом специфики подготовки
Этап высшего спортивного мастерства
деятельность
Основная
Допускается для завершения образовательного процесса
Основная деятельность
деятельность
Не допускается
Не допускается
Основная деятельность
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
УСТАНАВЛИВАЮТ обязательные требования только к дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта по следующим разделам:
- к минимуму содержания программ (Главы по видам спорта) ;
- к структуре программ (Глава ХI) ;
- к условиям реализации программ ( Глава ХII) ;
- к срокам обучения ( Глава ХII) .
Приказ Министерства спорта Российской Федерации
от 12 сентября 2013 г. № 730.
Федеральные государственные требования разрабатываются по группам видов спорта:
- Игровые.
- Командно-игровые. ( футбол, хоккей )
- Спортивные единоборства.
- Сложно-координационные. (фигурное катание на коньках)
- Циклические, скоростно-силовые, многоборья. (конькобежный спорт, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание)
- С использованием животных.
- Адаптивные (спорт глухих, спорт слепых, спорт ПОДА, спорт ЛИН).
- Национальные виды спорта.
- Служебно-прикладные, военно-прикладные, спортивно-технические, стрелковые, а также виды спорта, осуществляемые в природной среде .
(пулевая стрельба, стрельба из лука)
Требования к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной программы (предметные области – модули):
Общая
физическая и специальная подготовка
Сроки освоения дополнительных предпрофессиональных программ:
Для детей, планирующих поступление в профильные образовательные организации профессионального образования, срок освоения программы может быть увеличен на 1 год
Срок освоения дополнительных предпрофессиональных программ устанавливается по каждому этапу (периоду) обучения по группам видов спорта от 2 до 3 лет
Образовательная организация имеет право реализовывать образовательную программу в сокращенные сроки
Срок освоения дополнительных предпрофессиональных программ в зависимости от избранного вида спорта - от 6 до 10 лет
Структура дополнительной предпрофессиональной программы:
- наименование Программы;
- наименование образовательной организации, реализующей Программу;
- срок реализации Программы;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) разработчика(ков) Программы;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) не менее двух рецензентов Программы;
- населенный пункт, в котором находится образовательная организация;
- год составления Программы.
В пояснительной записке Программы дается характеристика избранного вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации обучения, излагается структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды), минимальный возраст детей для зачисления на обучение и минимальное количество детей в группах.
- продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям;
- навыки в других видах спорта, способствующие повышению профессионального мастерства в избранном;
- соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения, включая время, отводимое для самостоятельной работы обучающихся, в том числе и по индивидуальным планам.
Структура дополнительной предпрофессиональной программы:
- содержание и методику работы по предметным областям, этапам (периодам) подготовки;
- требования техники безопасности в процессе реализации Программы;
- объемы максимальных тренировочных нагрузок.
- система контроля и зачетные требования для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся:
- комплексы контрольных упражнений для оценки результатов освоения Программы;
- методические указания по организации промежуточной (после каждого этапа (периода) обучения) и итоговой (после освоения Программы) аттестации обучающихся;
- требования к результатам освоения Программы, выполнение которых дает основание для перевода обучающегося в дальнейшем на программу спортивной подготовки.
- перечень информационного обеспечения:
- список литературы, содержащий не менее 10 источников;
- перечень аудиовизуальных средств с учетом специфики избранного вида спорта (дисциплины);
- перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в образовательном процессе.
Структура образовательной программы повторяет структуру программы спортивной подготовки в целях соблюдения преемственности тренировочного процесса
(ФГТ, глава ХI)
Соотношение реализуемых программ в организациях различного вида (распределение контингента)