Реализация ФГОС с помощью комплекса технологий деятельностного типа опыт Образовательной системы «Школа 2100»
Саша
900igr.net
План презентации: 1. Цели ФГОС 2. «Школа 2100» (цели, продуктивные задания, минимакс с примерами) 3. Комплекс технологий (кратко в целом) 4.Проблемный диалог 5.Продуктивное чтение 6.Оценивание успехов
Этот слайд аудитории показывать не обязательно. Он нужен для того, чтобы легче было ориентироваться – какую часть презентации взять для того, чтобы провести свой семинар в школе или в на заседании методической сети. Например, если начинаем внедрение с технологии проблемного диалога, то достаточно взять только пункты 1, 2, 3 и 4. Если же 1-3, уже показывали коллегам в другой презентации, то вообще достаточно будет только фрагмента про сам Проблемный диалог (пункт 4). И так далее.
1. Зачем нам этот ФГОС?
Саша
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ:
Поможем друг другу спасти мечту и наших детей!
СУРОВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Хотели «как лучше», получилось «как всегда»
Обычно 99% аудитории – за стихийное бедствие. Это нормально. Т.к. любые новшества в образовании в последние годы оборачиваются для учителя увеличением числа бумаг. В этом бумажном море топятся светлые идеи. Так и со ФГОС. Однако идеи там СВЕТЛЫЕ. Поэтому авторы 2100, все-таки за то, что это «алые паруса» – осуществление мечты.
Для вас в большей степени: СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ ИЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЧТЫ?
4
ФГОС – это требования к …
СТРУКТУРЕ
РЕЗУЛЬТАТАМ освоения
УСЛОВИЯМ реализации
основной образовательной программы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ?
Главная задача школы – дать хорошие, прочные…
ЗНАНИЯ ?
Личностные
Метапредметные
Предметные
- ценностно-смысловые установки личностной позиции,
- основы гражданской идентичности.
- универсальные учебные действия ( познавательные , регулятивные и коммуникативные )
получения, преобразования и применения системы предмет-ных знаний
Можно подумать, что ничего нового! Все эти красивые слова говорились и раньше (личностные – воспитание, УУД – общучебные умения). ОДНАКО если вчитаться – то результат теперь описан не в виде ЗНАНИЙ, а в виде ДЕЙСТВИЙ! ТЕПЕРЬ ЭТО БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ – Т.Е. ЭТО БУДЕТ НЕ НА СЛОВАХ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, А РЕАЛЬНО ПОТРЕБУЕТСЯ НА ДЕЛЕ.
Система оценки результатов ФГОС: КИМы проверяющие не знания, а умения ими пользоваться – действия! (сделано в нач.школе, меняются ГИА и ЕГЭ)
4
4
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - …
«деятель», а не «знайка»
Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
ДЕЙСТВИЯ
Самое главное!!! Новый результат теперь будут проверять. Требования к системе оценки ФГОС – порождают новые задания на проверку действий! Они уже с деланы в начальной школе, начата переработка ГИА и ЕГЭ
Сравните с тем, как все это называется во ФГОС! Совпадают ли государственный и социальный заказы к школе? Это ли не «мечта»!
Сравните с тем, что в ответ на этот вопрос называют в любой аудитории от Камчатки до Калининграда уже 8 лет
Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен?
6
2. «Школа 2100» один из возможных вариантов реализации ФГОС
авторский
коллектив
Развивающая Образовательная система массовой школы «Школа 2100»
ЗАЧЕМ учить? (цель)
КТО будет учить?
Научная концепция: «Педагогика здравого смысла» развитие личности через культуру в деятельности
Свободный союз свободных людей, 40 тыс. педагогов; система повышения квалификации, журнал «Нач.шк.+до и после»
КАК учить? (технологии)
ЧТО изучать? (содержание)
Этот слайд – краткое знакомство со «Школой 2100» – как с системой. От чего к чему она строилась. От научных идей академика А.А.Леонтьева, вокруг которых объединился авторский коллектив (на экране фото только Совета координаторов – Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, С.А.Козлова, Д.Д.Данилов, А.В.Горячев, А.А.Вахрушев; и научный руководитель системы – академик РАО Д.И.Фельдштейн). Далее подбирались и создавались технологии и учебники для реализации идей. Вокруг этих целей и средств объединялись люди, которым это близко.
?!
УМК от д/с до старшей школы
Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (самостоятельно понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела)
☺
©
Новые Стандарты провозглашают новые развивающие цели, но как это сделать?
ФГОС (2009): цель - «компетентный деятель»; Школа 2100 (1999) : - функционально грамотная личность
Главные образовательные результаты: ФГОС (2009) личностные , регулятивные , познавательные , коммуникативные, «Школа 2100» (2004): обще учебные ум ения
От целей мы идей к конкретным ситуациям на каждом уроке. Главная мысль – для развития действий, прежде всего, нужны задания, ситуации, моделирующие реальную деятельность.
Предметные результаты – ФГОС (2009) система действий с предметным содержанием. «Школа 2100» (2000) – предметные линии развития
Продуктивные задания , развивающие действия с предметными знаниями
Выполнению продуктивных заданий надо учить. Этот алгоритм представлен в большинстве учебников
Перечисли основные свойства воды
С помощью текста определи, почему корабли сделанные из железа не тонут?
=
- Осмысли цель задания (что надо сделать?)
- Найди нужную информацию (текст, рис…)
- Пре образуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
- Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
- Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Этот универсальный алгоритм хорошо еще и тем, что в нем одновременно представлены составляющие всех групп УУД (см. цветовые выделения – такая цветовая маркировка принята во всех учебниках «Школы 2100»).
Регулятивные. Познавательные . Личностные . Коммуникативные
10
Примеры продуктивных заданий: Начальная школа: ОМ обществознание, математика, ОМ естествознание . Основная школа: история, биология, русский язык .
Внимание! Примеры даны на гиперссылках. Два последующих слайда будут видны в презентации, только если нажать на соответствующую подчеркнутую строку этого слайда. Можно это вообще не использовать!
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ примеры из начальной школы
Традиционные задания
Задания в учебниках «Школы 2100» 3-4 кл.
1. З а что люди стали называть Петра Великим? (Окружающий мир, 3 кл.)
Перескажи текст о Петре I .
1. Перед вами план спортивного зала. Зелёным цветом показано место, которое нужно покрыть вплотную друг к другу резиновыми ковриками. Сколько таких ковриков надо взять, если длина зала 8м, ширина – 6 м., а размер одного коврика 1мх 1м? (Математика)
Как найти площадь прямоугольника, если известны длины его сторон?
Можно предложить аудитории самим сравнить и назвать в чем разница в каждой паре заданий.
1. Поработайте в паре: один называет источник энергии, другой способ его использования в хозяйстве человека? (Окружающий мир, 4 кл.)
Как люди используют энергию?
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - примеры из основной школы
Традиционные задания
Задания в учебниках «Школы 2100»
Назовите прогрессивные
силы, участвовавшие в
восстании Пугачева
● Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.)
Перечислите основные особенности мускулатуры птиц.
● Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого
из них мускулатура прочнее прикреплена к
скелету? С чем, на ваш взгляд, это связано?
(Биология, 7 кл.)
Аналогично предыдущему.
Что такое имя числительное?
● Почему числительное относится к классу имен? (Русский язык, 6 кл.)
Ну и где мне взять время на всю эту «красоту»? (принцип минимакса)
Очень актуальный вопрос. В большинстве аудиторий его называют уже на стадии знакомства с алгоритмом продуктивного задания.
Как найти время для развития действий, если мы не успеваем осваивать даже содержание?
- Содержание предметов насыщено огромным количеством фактов, понятий, закономерностей
- Число учебных часов сокращается, а ученики должны освоить те же объемы информации плюс ещё и развитие УУД!!!
Минимакс – важнейший принцип работы с содержанием и одновременно способ развития познавательных УУД
Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена»
Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория
Пытаясь выполнить задания на МАКСИМАЛЬНОМ уровне, ученик попадает в зону своего ближайшего развития
МАКС
предлагаем
МИНИ
спрашиваем
Про минимакс написано во многих текстах «Школы 2100». Самое главное: МАКС – это все, что теоретически мы можем предложить на уроке – весь объем учебника, вся информация, которую может подобрать учитель. Но этого всего не успеть – надо выбирать. А мини – это то обязательное, что нельзя не успеть. Мини – краткий.
Контрольные работы
16
«Да кто про минимакс знает? Как им пользоваться?»
ПРАВИЛА НА ОБЛОЖКЕ УЧЕБНИКА:
Каждому надо учиться выбирать главное и интересное! Не все, что есть в учебнике, нужно запоминать или выполнять!
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УРОКА:
1. Определить минимум ближайшего урока (по программе, специальным страницам учебника и т.д.)
2. Выделить в параграфе минимум (правило, алгоритм, закономерность, понятие и т.д.) и спланировать работу прежде всего с этим минимальным содержанием.
3. Распорядиться максимумом (остальное содержание параграфа): если успеем – хорошо, если нет – не страшно, не будем это читать и делать и не будем задавать на дом!!!
ЗАТО УБРАВ МАКСИМУМ С УРОКА, ПОЛУЧАЕМ 5-15 МИНУТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ-ДЕЙСТВИЙ!
Очень важный алгоритм, не освоив его, практически не возможно найти время на развитие у детей действий! Погоня за объемом содержания съест все время.
Примеры использования минимакса: Окружающий мир. 2 кл . История. 5 кл . Математика ??? Русский язык ??? Литература ???
Опять же примеры – на гиперссылках. Видны только при нажатии на них.
Минимакс. Окружающий мир. 2 кл. Притяжение Земли.
1. Определить миниум. 2. Выделить его в §. 3. А максимум?
Правило подробно
Осмысление жизненного опыта наблюдения явления земного притяжения
Аналогия для понимания космического значения земного притяжения
История про Ньютона
Правило кратко
Последняя страница параграфа: вывод и понятия, которые надо запомнить:
Раздел 1 . НАША ПЛАНЕТА Надо научиться:
- Объяснять отличия твердых, жидких и газообразных веществ.
- Объяснять действие притяжения Земли на предметы
- … с.7
Показаны четыре страницы одного параграфа. Это много для 2-го класса. Но после того, как определяем мини (Синим выделен – мини, а красным – макси), видно, что не надо успевать это все. Можно выбрать. Крестами зачеркнуто, что не берет на этот урок – один конкретный учитель (автор этого слайда). Другой учитель выберет другой макси. Например, оставит рассказ про Ньютона. Каждый подбирает макси под себя!
Минимакс. История. 5 кл .
1. Определить миниум. 2. Выделить его в §. 3. А максимум?
Управление в племени
Глиноделие. ткачество
Зарождение земледелия
Быт земледельц.
Языковые семьи
Союз родов - племена
Переселение племен
Быт земледельц.
Зарождение скотоводства
Конфликт племен
Аналогично предыдущему слайду.
3. Комплекс технологий «Школы 2100» одно из средств достижения цели
Кроткое знакомство с тремя технологиями сразу.
Как строился урок традиционно?
Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности
Добывать, преобразовывать и представлять информацию
Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща
СТРУКТУРА урока «Изучение НОВОЙ ТЕМЫ»
1. Учитель проверяет д/з. Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные
2. Учитель объявляет новую тему. Иногда называет план урока, редко – формулирует цель
3. Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают
4. Ученики повторяют, как поняли тему; задания по аналогии
Здесь вспоминаем традиционную модель образования – не плохую, но нацеленную в основном только на передачу ЗНАНИЙ. Так уже многие не работают, но фильмы про учителей как снимали, так и продолжают снимать в этом режиме – преобладают объяснительно-иллюстративные и авторитарные методы. Про каждую группу результатов спрашиваем, что из нее такая традиционная модель обеспечивает, а что нет. Сразу становистя видно, что малая доля самостоятельности детей, дает лишь малую часть тех результатов, которые теперь в соответствии со ФГОС требуются ото всех. Зачеркнуто, то, что в данной модели не обеспечивается как регулярный результат (он все равно мог получатсья, но за счет отхода творческих учителей или реже сами учеников от той традиционной модели обучения).
Контроль и ОЦЕНИВАНИЕ
Использование ТЕКСТА
1. Учитель объявляет отметки за пересказ и (или) задания.
2. В конце урока учитель по совокупности работы объявляет ученикам: «Тебе – 5, тебе – 3 и т.д.» Иногда с кратким комментарием
1. Д/з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы
2. Иногда – отдельные тексты читаются в классе
Урок по комплексу технологий «Школы 2100»
Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности
Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща
Добывать, преобразовывать и представлять информацию
технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА
1. Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока
2. Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового
3. Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания , находят решение.
4. Ученики применя-ют новые знания в задачах примене-ния
Знакомим кратко с кажд.технологией приводя конкретные примеры, пересказывая эпиозоды конкретных уроков
После знакомства с каждой технологией задаем вопрос - какие действия развивает эта технология? В схеме анализа урока Находим и ставим галочку на формулировке (чтобы потом делать также на уроке) ВЫВОД – КОМПЛЕКС ТЕХНОЛОГИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДЕЯТ.ПОДХОД?
технология ОЦЕНИВАНИЯ
технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий)
2. Ученик сам оценивает себя:
- Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка?
3-7. Каждое задание по таблицам умений , уровням успешности и пр.
1. До чтения – прогнозирование.
2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст.
3. После чтения – анализируем и самостоятельно трактуем информацию
4. Технология проблемного диалога алгоритмы Е.Л.Мельниковой с примерами и практикумами
Рассмотрим проблемный урок на примере (Окружающий мир. 4 кл.)
Начинать надо по сути с мастер-класса. На последующих слайдах дан почти целый урок, который можно (подготовившись заранее) разыграть с аудиторией: ведущий в роли учителя, аудитория – в роли класса. Если это трудно, то можно просто рефлексировать, спрашивая у аудитории: этот элемент учебника – какой этап технологии обеспечивает? Как он это делает? При этом тогда можно пользоваться ПАМЯТКОЙ-ПРАКТИКУМОМ подготовка урока изучения нового (проблемный диалог).
Отбор минимума содержания урока по минимаксу
Проблемная ситуация. Ожидаемая проблема (примерная формулировка): Почему государства не объединяются? Чем они так сильно отличаются?
ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПО СЛОВАРЮ
Этап актуализации.
Первый шаг открытия нового и решения проблемы: государства разные, потому что в одних правят короли (наследственные правители), а в других – выборные (президенты и прочие).
Второй шаг открытия нового – государства разные, т.к. в одних демократия и у людей есть право участвовать в управлении, а в других диктатура и людей почти нет прав!
Примеры проблемного диалога в учебниках разных предметов: Русский язык. 2 кл . Математика. 2 кл . Русский язык. 5 кл . Биология 9 кл . История 5 кл .
Далее на гиперссылках даются примеры из разных уроков. Они короткие в основном проблемная ситуация и основная идея поиска решения проблемы. Можно выбрать интересующий пример или не использовать их вообще.
Русский язык. 2 кл.
Пример проблемной ситуации (задание с затруднением )
Учебник «Математика», 2 класс
Выражения с переменной
Знакомимся с основным вопросом урока
Катя придумала задачу: в вазе лежало 4 яблока. Несколько яблок взяли. Сколько яблок осталось? Составьте выражение и ответьте на вопрос задачи
?! Как в выражении обозначить число взятых яблок? Как найти значение выражения?
Узнаём новое
Петя, решая задачу Кати, начал рассуждать так: количество яблок, взятых из вазы, не названо, значит, это неизвестное число. Обозначим его х. При этом х не может быть больше 4…
Продолжите рассуждение Пети и ответьте на основной вопрос урока.
Отвечаем, проверяем себя по тексту
ДОДЕЛАТЬ
Пример проблемной ситуации (задание с затруднением )
Учебник «Русский язык», 5 класс
Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова.
?
з [ а/о ] ря
зарево
зорька
- Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (осознание затруднения)
- Какие вопросы у вас возникают?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА. Как выбрать написание? Чем руководствоваться?
РЕШЕНИЕ. Это слова с чередующимися гласными, правило написания слов с чередованием гласных а - о в корне зар – зор.
ДИМА
Пример проблемной ситуации
Учебник «Биология», 9 класс,
Учитель предлагает ученикам прочитать текст к параграфу.
Биолог: Робот – не живой организм: он не растет и не размножается. Живое может появиться только от живого, его нельзя создать искусственно.
Инженер: Современная техника создала искусственный живой организм – робота. Он преобразует энергию, двигается, реагирует на окружающую среду. Наконец, он может даже обучаться.
САША
- Сравни две точки зрения. В чём они противоречат друг другу?
- Сформулируй учебную проблему (сравни с вариантом авторов).
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА. Можно ли создать искусственную жизнь?
РЕШЕНИЕ. Да, но для этого искусственный организм должен обладать всеми признаками живого: обмен веществ, рост, размножение, реагирование на среду.
Пример проблемного диалога: «История» 5 кл.,
ДАЛЬШ Е
Из вступительной статьи к учебнику
МИТЯ
ПРОБЛЕМА : Зачем первобытные люди создавали произведения искусства?
Что надо узнать? (планирование - РЕГУЛЯТИВНЫЕ) : 1. Как смотрели на мир, иначе чем мы? 2.Зачем им нужны рисунки?
36
36
•
•
Можно ли считать их примитивными? Сделай вывод по проблеме.
Проблема: Почему первобытные люди прятали свои рисунки?
План:
1.Как смотрели на мир?
= мифы: у животных есть дух (душа), которую можно обидеть, испугать…
2.Зачем им нужны рисунки?
????
Проблема: Почему первобытные люди прятали свои рисунки?
План:
1.Как смотрели на мир?
= мифы: у животных есть дух (душа), которую можно обидеть, испугать…
2.Зачем им нужны рисунки?
= для охотничьей магии, чтобы «убить дух животного», а потом тело.
= магия – тайный обряд, ему могут помешать, значить его надо … прятать.
(…)
МИТЯ
(…)
37
Конструирование урока по технологии проблемного диалога (см. памятку-практикум)
Далее идет практикум. Коллеги сами должны попробовать разработать урок. Для этого и нужна ПАМЯТКА-ПРАКТИКУМ.
Немного теории проблемного диалога
Побуждающий диалог
Подводящий диалог
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
+ Развивает логическое мышление
+ Просчитывается по времени
+ Ведет к нужному результату коротким путем
+ Развивает творческое мышление
+ Максимально близок к жизненным ситуациям
- Меньше творчества
- Ученики могут увести в сторону от темы
- Невозможно рассчитать время на уроке
Эта информация дополняет памятку.
А если в диалоге участвует только 3-5 активных детей?
+ Каждый третий-четвертый вопрос диалога (или задание) давать для работы в парах : «Полминуты посовещайтесь в парах и договоритесь, какой ответ (или формулировку вопроса) вы даете». Потом спрашиваем 3-4 пары!!!
Теория+практика: Урок – на доске
Другой факт/ мнение.
Один факт/ мнение.
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА: «Почему …. ?»
2) Выдвижение версий
Кл.слово версии
Кл.слово версии
4) Составление плана решения проблемы
3) А ктуализация имеющихся знаний
Мы ЗНАЕМ:
исполнение задания про пройденному материалу (у доски, с места)
Надо УЗНАТЬ:
План:
1. …
2. …
3. …
Систематизация нового знания на доске по ходу открытия:
а) в схеме
б) в таблице
в) списком
и т.п.
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания:
1.
2.
3.
Когда на экране появляются все голубые надписи, то можно спросить – какими этапами проблемного урока можно иногда пожертвовать (например, из-за нехватки времени), а какими – нельзя (урок перестанет быть проблемным). С точки зрения авторов слайда – это постановка проблемы и этап решения. Это минимум технологии.
Черные надписи показывают как удобно отображать этапы проблемного диалога на доске. Без этого большая часть класса не успевает осознавать весь ход урока – от постановки проблемы (если она не записана, через 5 минут ее почти никто не помнит), до ее решения.
6) Выражение решения проблемы и п рименение нового знания на практике
Разработка ПД урока по теме: ….
1-я сторона проблемной ситуации: …
2-я сторона проблемной ситуации: …
ПРОБЛЕМА: « ?»
Надо УЗНАТЬ:
План:
1. …
2. …
3. …
Мы ЗНАЕМ:
…
Отображение нового:
????
Это слайд для коллективного практикум. Надо выйти из режима демонстрации слайдов и прямо на экран записывать то, что придумается в мозговом штурме всей аудиторией: какую берем тему? Какое знание будем открывать? Какой хотим проблемный вопрос? Как построить проб.ситуацию, чтобы дети сами этот вопрос задали? И т.д.
НОВОЕ ЗНАНИЕ:
????
Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?
- Регулятивные: умение решать проблемы.
- Коммуникативные: умение вести диалог.
- Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.
- Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.
Слайд –рефлексия по проблемному диалогу. Сначала спросим аудиторию. А потом покажем мнение авторов слайда.
5. Технология продуктивного чтения с примерами и практикумами
Посмотрим, как выглядит продуктивное чтение на уроке начнем, как и наши ученики, с художественного текста 1 класса.
Опять же в начале – материал для мастер-класса – демонстрации продуктивного чтения в действии. Ведущий – учитель, а аудитория – класс. Читаем простой, но интересный текст из 1-го класса. Технология родилась именно на художественных текстах, а только потом была перенесена на учебно-научные.
Пример: Литературное чтение. 1 кл.
Берестяная трубочка. М.Пришвин
До чтения: Понятно заглавие? Можно ли найти трубочку на рисунке?
Во время чтения : Диалог с автором В – задай вопрос . О – предположи ответ. П – проверь свои предположения, по прочитанному тексту .
1.
Я нашел удивительную берестяную трубочку. В
(Что такое берестяная трубочка? Почему она удивительная?)
Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернется. Их бывает на березах так много, что и внимания не обратишь. П (На какой вопрос ответили)
Но сегодня мне захотелось посмотреть нет ли чего в такой трубочке. В (Интересно, что там может быть?) О (Вы как думаете?)
2.
И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П (Проверьте свои предположения: в трубочке оказался орех!)
Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал? В О (Попробуем найти ответ на прямой вопрос автора!)
«Наверное белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. – Она знала, что трубка будет плотнее и плотнее свертываться и все крепче прихватит орех, чтобы не выпал.
ПО мере появления элементов на экране – спрашиваем аудитории, получаем от нее реакцию, а потом идем дальше – смотрим как у авторов технологии (это пример из учебника и методички).
Продолжение примера: Литературное чтение. 1 кл.
Берестяная трубочка. М.Пришвин
3.
Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки. П (Проверьте свои предположения: вот откуда в трубочке оказался орех!)
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие? В
(Интересно, какое?)
: под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул свое паутинкой. П (Вот какое открытие!) .
Почему же Пришвин назвал эту трубочку удивительной? (выход на подтекстовую информацию)
Сколько открытий сделал писатель? А вы? (концептуальная информация)
После чтения : .В тетради – соединим с частями рассказа загадочные заголовки: 1) Удивительная трубочка. 2) Как же орех туда попал? 3) Еще одно открытие. …
Аналогично.
Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстовой информации, выраженной в явном и неявном виде
Три этапа работы с текстом
1) До чтения текста. Прогнозирование содержания текста по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
2) Во время чтения текста. Изучающее чтение в режиме диалога с автором: делаем остановки по ходу чтения для того, чтобы:
- задать вопрос автору текста ( В ),
- Предположить (спрогнозировать) ответ ( О ),
- при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на этот вопрос и проверить себя ( П ).
- Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.
3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
Это слайд дублирует ПАМЯТКУ-практикум – показывает основные этапы. Лучше если коллеги прочитают саму памятку, а не с экрана.
Подготовка текста к продуктивному чтению на уроке
Продолжаем анализировать памятку.
Продуктивное чтение для художественных и учебно-научных текстов отличается, но суть одна.
- Прочитайте текст , выделите в нем фактуальную, подтекстовую (если есть) и концептуальную информацию
- Определите роль данного текста на уроке (Художественный текст – художественная задача; учебно-научный текст: поиск решения проблемы, выполнение продуктивного задания)
- Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
- Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения (диалог с авторов, комментарии и т.п.)
- Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
Опять же экране дублирует памятку-практикум – показывает шаги подготовки текста. Здесь лучше выполнить практикум по памятке – поработать с данным там текстом.
Примеры продуктивного чтения Учебно-научный текст («Кровь») Окружающий мир, 4 кл. Художественный текст. «Любовь к жизни». Литература 6 кл. Учебно-научный текст. «Стили Речи». Русский язык. 5 кл. Учебно-научный текст. «Князь Владимир». История. 6 кл. Учебно-научный текст. «Бактерии в жизни человека». Биология. 6 кл.
Примеры можно показывать или нет. Все зависит от состава и интересов аудитории. Все сразу – не нужно.
Окружающий мир 4 кл. Что такое кровь? (Сложный ли это текст?)
ДАЛЬШЕ
Кровь – внутренняя среда организма. Мышцы, кости и
другие части тела состоят из отдельных клеток. Составляющие же кровь клетки не связаны друг с другом, а плавают в жидкой среде – кровяной плазме . Плазма сама по себе – прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус. Это сложнейший водный раствор, в котором есть почти все вещества, встречающиеся в организме. В каждой капле крови содержится около 100 миллионов живых клеток. Среди них больше всего красных кровяных клеток . Цвет им придаёт вещество красного цвета – гемоглобин . С помощью гемоглобина эти клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам. Белые кровяные клетки крупнее красных и могут сами перемещаться подобно амёбе.
ДАЛЬШЕ
Они защищают организм от «попавших в него бактерий. Смелые защитники нападают на бактерий, хотя часто погибают при этом сами. Гной, скопившийся в воспалённой ранке, – это и есть погибшие бактерии и белые кровяные клетки.
Попадая на воздух, кровь быстро темнеет, густеет и застывает – свёртывается. Не будь у неё этого замечательного свойства, из порезанного пальца могла бы вытечь вся кровь. К счастью, в крови находятся кровяные пластинки , которые, участвуя в свёртывании крови, закупоривают рану и останавливают кровотечение. Повреждённый кровеносный сосуд вскоре восстанавливается.
Питательные вещества, витамины, растворённые газы, различные отходы путешествуют в кровеносных сосудах вместе с плазмой. Кровь транспортирует («перевозит») не только вещества, но и тепло. Например, лицо человека не замерзает на морозе благодаря постоянному притоку тёплой крови.
Что такое кровь? (В: Что надо узнать, чтобы ответить? О: Из чего состоит? Для чего нужна? В: Есть в тексте выдел. слова? )
Кровь – внутренняя среда организма. (В:Почему среда?) Мышцы, кости и другие части тела состоят из отдельных клеток. Составляющие же кровь клетки не связаны друг с другом, а плавают в жидкой среде – кровяной плазме . (П:почему среда понятно! В: А что такое плазма?)
Плазма сама по себе – прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус. Это сложнейший водный раствор, в котором есть почти все вещества, встречающиеся в организме. (П:получили ответ? На какой из двух вопросов к тексту можем ответить? Из чего?)
В каждой капле крови содержится около 100 миллионов живых клеток. Среди них больше всего красных кровяных клеток . Цвет им придаёт вещество красного цвета – гемоглобин . (П:на какой вопрос к тексту получен ответ? Из чего? В: о чем можно спросить автора? Зачем?)
С помощью гемоглобина эти клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам. (П: на какой вопрос получен ответ? Зачем нужна!)
ДАЛЬШЕ
Белые кровяные клетки крупнее красных и могут сами перемещаться подобно амёбе. (П:на какой вопрос к тексту получен ответ? Из чего? В: Что можно спросить у автора? Зачем?) Они защищают организм от «попавших в него бактерий. (В: Как?) Смелые защитники нападают на бактерий, хотя часто погибают при этом сами. Гной, скопившийся в воспалённой ранке, – это и есть погибшие бактерии и белые кровяные клетки. (П:на какой вопрос к тексту получен ответ? Зачем?)
Попадая на воздух, кровь быстро темнеет, густеет и застывает – свёртывается. Не будь у неё этого замечательного свойства, из порезанного пальца могла бы вытечь вся кровь. К счастью, в крови находятся кровяные пластинки , (Это к вопросу…Из чего?) которые, участвуя в свёртывании крови, закупоривают рану и останавливают кровотечение. Повреждённый кровеносный сосуд вскоре восстанавливается. (Это к вопросу…Зачем?)
Питательные вещества, витамины, растворённые газы, различные отходы путешествуют в кровеносных сосудах вместе с плазмой. Кровь транспортирует («перевозит») не только вещества, но и тепло. Например, лицо человека не замерзает на морозе благодаря постоянному притоку тёплой крови. (Это к вопросу…Зачем?)
Вернемся к заголовку. Можем теперь объяснить, что такое кровь?)
Литература, 5 кл. Любовь к жизни. Джек Лондон До чтения: Понятно заглавие? О какой любви идет речь?
Во время чтения : Диалог с автором В – задай вопрос автору О – спрогнозируй ответ П – проверь себя по ходу чтения .
Прихрамывая , В (Почему? Что случилось?) О они спускались к речке (Путь явно был долгим и сложным) , и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись (Не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе) среди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений (герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения) . В (Ради чего?) Плечи им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями...
– Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, - сказал один. П (Значит патроны кончились, именно к тайнику они стремятся) В (Догадались, почему хотя бы два?) О П
Голос его звучал вяло, без всякого выражения… его спутник, только что вступивший в молочно-белую пенящуюся по камням воду, ничего ему не ответил.
Он окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался один… Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь мглу и густой туман… Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев ни кустов ни травы – ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни. (Представили?) В его глазах появилось выражение страха…
Работа с текстом на уроке русского языка
Стили речи. Учебно-научный стиль.
- Стили речи. Учебно-научный стиль.
1.О чем будет текст?
2. Какие это 3 цели?
Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из 3 целей ( В ): общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь ( П ).
В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нем выделяются разновидности , которые называются стилями ( В ): разговорный, книжные (научный, художественный и др.) ( П )
Можем предположить, что такое стиль?
Как вы понимаете значение этого слова?
3. Что мы узнали о стилях и для чего они нужны?
История 6 кл. Крещение Руси
• Определи по тексту, что принесло правление Владимира жителям Руси. • Сделай вывод об историческом образе князя.
… Важной задачей Владимира была оборона южных рубежей русской земли от набегов печенегов. В (Почему?) О (Предположи!) Печенежские орды кочевали в то время в причерноморских степях. Каждое лето, когда степные кони нагуливали силы на сочных травах, ханы объединялись и вели своих соплеменников на Русь. В городах и селах они находили богатую добычу: пищу, одежду, ткани, украшения. П (Понятно?) Заслышав о подходе русских дружин, печенеги так же быстро и неожиданно уходили обратно в степи, уводя сотни пленников. П (Понятно?) В (Что же делать князю?) О (Есть варианты?) По приказу Владимира вдоль притоков Днепра соорудили непреодолимые для печенежской конницы земляные валы. П Дороги и речные броды охраняли крепости, в которых Владимир велел служить воинам из северных областей Руси: словенам, кривичам, чуди. Эти пограничные заставы первыми принимали удар печенежских орд. В (А дальше?) Дым от сигнальных костров, зажигавшихся на их башнях, в несколько минут давал знать в Киеве о приближении врага. Навстречу печенегам выходила великокняжеская дружина. П (Ясно, что Владимир дал людям?)
57
Биология.
57
57
Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?
- Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника.
- Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.
- Личностные: в случае если анализ текста порождает оценочные суждения.
- Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).
Рефлексия по продуктивному чтению, аналогично проблемному диалогу.
6. Технология оценивания учебных успехов с примерами и практикумами
Первое знакомство с технологией оценивания
7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ
ЧТО? Все действия! Но отметка – за решение задачи
КТО? Ученик + Учитель в диалоге
СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка
ГДЕ? В таблицах образов. результатов и в портфеле достижений школьника
КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)
КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)
ИТОГ? Предметные – по таблице результатов, общая – по всем накопленным результатам.
Этот слайд дублирует памятку-практикум по внедрению технологии. Лучше здесь читать ее и просить аудиторию сформулировать вопросы к каждому правилу: что не понятно, что вызывает сомнения? Главное обратить внимание, что правила 1-2 – это основа, минимум с которого надо начать. А остальное по мере готовности. Часть правило можно вообще не вводить (например, «Когда») – это максимум.
НАЧАЛЬНЫЙ уровень технологии оценивания ( правила 1, 2)
Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
«Оцениваться может любое, особенно успешное действие
(предметное, метапредметное, личностное),
а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)».
Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ : общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.
Мини-практикум по Правилу 1
ЧТО ОЦЕНИВАНЕМ в предметах?
Какое задание является продуктивным (достойно оценки и отметки), а какое репродуктивным (достойно оценки, но, чаще, без отметки)?
УУД
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 4 класс
Объясни, как люди используют разные свойства воды
=
Перечисли свойства воды
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 класс
Какие мысли автора ты сумел «прочитать между строк»?
Понравилось ли вам произведение?
=
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 класс
В первых трех парах сначала идет традиционное задание – репродуктивное, а потом продуктивное задание на ту же тему.
В последней строке показано, что бывают и традиционные задания, которые всегда являлись и остаются вполне продуктивными и им изобретать замену не требуется!!! Это значительная часть традиционных заданий в русском языке и математике, проверяющих предметные умения.
Объясни что общего в группе слов: язык, язычок, языкознание. Как можно узнать однокоренные слова?
Какие слова называются однокоренными?
=
Напиши слова под диктовку, раздели на слоги.
=
-------- // ----------
65
Мини-практикум по Правилу 1
ЧТО ОЦЕНИВАНЕМ в личност. и метапредметных результатах?
Какое задание является продуктивным (достойно оценки и отметки), а какое репродуктивным (достойно оценки, но без отметки)?
Отметка
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
68%
Прочитай текст рассказа В.Драгунского «Что любит Мишка» и найди с кем разговаривает Дениска.
=
Прочитай текст рассказа В.Драгунского «Что любит Мишка» и выполни задания:
- Почему Борис Сергеевич слушал Дениску ВНИМАТЕЛЬНО, ЗАДУМЧИВО? Объясни.
Проверяемое умение: вычитывать информацию, данную в неявном виде
Мини-практикум по Правилу 1
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ в метапредметных результатах?
Какое задание является продуктивным, а какое во многом репродуктивным?
Отметка
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
72%
Известно, что деревянные предметы плавают в воде. Утонет ли в воде линейка? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.
А . Да. Б . Нет. В. Данных для ответа недостаточно.
Если твой ответ В, то укажи какой информации не хватает.
Какие материалы не тонут в воде?
А. Дерево. Б. Железо. В. Камень. Г. Пластмасса.
=
Проверяемое умение: определять, какая информация нужна для решения задачи
Мини-практикум по Правилу 1 (см.памятку-практикум)
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ ?
ПРИДУМАЙТЕ ПРИМЕР ПРОДУКТИВНОГО ЗАДАНИЯ. Например по теме «Времена года» из курса «Окружающий мир» или любой другой.
Примерный алгоритм изготовления задания
1. Какое будем проверять умение?
2. С использованием каких знаний (их надо помнить или они приводятся в самом задании)?
3.Чётко сформулируйте задание.
4. В какой форме должен быть дан ответ (устно, письменно – поле для записи и т.п.)?
Здесь делаем практикум.
67
Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?
« На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена .
Правило №2 предполагает освоение учениками …
АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель , что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?». (Подробнее см. Сборники)
Важно проиграть этот алгоритм с аудиторий.
Практикум по правилу №2 САМООЦЕНКА (или см.памятку-практикум)
Какие слова ты соединишь со словом «рассказ»? А какие со словом «стихотворение»? Соедини.
ОБРАЗЕЦ:
начало, развитие
событий, концовка
начало, развитие
событий, концовка
рассказ
написан в
прозе
рассказ
написан в
прозе
ритм
ритм
стихотворение
стихотворение
строфа
строфа
Этот слайд дублирует практикум из Памятки.
рифма
рифма
Выполните это задание в роли двух учеников – одного правильно, а второго с какой-то ошибкой, недочетом и т.п. (3 мин.) Потом включите микрофон. Мы попросим одну или несколько подключенных к нам аудиторий озвучить свои ответы
КАК ВВОДИТЬ ПРАВИЛО «САМООЦЕНКА»
Если есть соответствующая Памятка, то лучше дать прочитать ее, а не смотреть последующие слайды про это же.
Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки
- 1 шаг . Учитель выбирает уроки , на которых можно ограничить предметный материал до минимума (см.принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе).
- 2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика , психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.
МАКС
МИНИ
Формирование умения самооценки (начало)
- 1 шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика)
- 2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал):
1. Задание? (приучаем помнить цель)
2. Выполнил? (учим сопоставлять цель и результат)
3. Правильно? (учим признавать ошибки)
4. Сам? (учим анализировать процесс исполнения)
5. +со 2 кл.: Какая отметка? (учим различать уровни - поправляем завышение или занижение).
Формирование умения самооценки (окончание)
- 3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.
- 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим , глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение .
- 5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.
Использование сформированного умения самооценки (начало)
- 1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал.
- 2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается : после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п.
Если мнение ученика и учителя совпадают , можно вести урок дальше .
Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции
Использование сформированного умения самооценки (окончание)
- 3 шаг. После проверки письменных работ , ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.
Если ученик прав , учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.
Если ученик не прав , учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.
!!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!
СТАНДАРТНЫЙ уровень технологии оценивания ( +правила 3 и части 4, 6, 7)
Правило 3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?
«За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»
ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)
ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий . Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок , которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть понятно ученику
Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ?
В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных) и в портфеле достижений!
Таблицы результатов образования – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных- неперсонифицированных .
Портфель достижений - сборник работ и результатов, демонстрирующих усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях .
Предметная ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ Отметка выставляется в таблицу результатов (блокнот учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения задачи . Минимум – учитель 1-2 раза в четверть после контрольной работы. Максимум – учитель и ученики регулярно. Пример:
Окружающий мир 3 класс. Тема _____________
Умения 1-й линии развития – Объяснять мир
Ученики
О бъяснять значение круговорота веществ в природе
П риводить примеры живых организмов разных «профессий»
П риводить примеры взаимосвязи живой и неживой природы
Катя П.
4. 5.
3
Павел В.
3. 3. 4.
4
Антон Б.
4.
5
Практикум по ТАБЛИЦЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Какие умения развивает упражнение из учебника «Русского языка» 2 класса:
Прочитай. Расставь предложения по порядку чтобы получился текст. Спиши текст. Озаглавь.
Дом белый, а крыша у него розовая. Вот наш дом. Он большой. Они как мачты на сказочном корабле. На крыше антенны. Такой корабль я видел на картинке.
Раздели слова первого предложения для переноса. Все ли слова делятся для переноса? Проверь написанное. Докажи, что ты правильно разделил слова для переноса. Подчеркни большую букву в словах.
Использовать в общении знания о языке
Писать без ошибок
Правильно пользоваться речью
Составлять предложения, текст на заданную тему
Безударные гласные в корнях слов
Боль
шую букву
Делить слова на части для переноса
Находить в словах суффиксы и приставки
Подбирать однокоренные слова
Находить корень в группе однокоренных слов
Проверять написанное
Правильно списывать слова, предложения, тексты;
ТАБЛИЦЫ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Пример. Регулятивные УУД . Н - необходимый уровень 3-4 кл., П – повышенный уровень 3-4 классов (необходимый для 5-6 классов)
Определять цель (проблему) и план действий
Ученики
Определять цель обнаруживать и формулировать проблему:
Н
Н – учебной деятельности, урока
1.
П – тему проекта
П
2.
Выдвигать версии , прогнозировать результат и определять средства решения проблемы:
.
Н – выбирая из предложенных
Н
Средний % по классу
П – самостоятельно искать средства достижения цели.
Планировать с помощью учителя учебную деятельность:
П
Н
Н - решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера;
.
Действовать по плану, решая проблему
Работать по плану (предложенному и самостоятельно составленному), используя
П
П - осуществление проекта.
Н - основные
Н
П - и дополнительные средства (справочники, сложные приборы, средства ИКТ)
По ходу работы сверять свои действия с целью , находить и исправлять ошибки
П
Н – с помощью учителя
Н
Оценивать результат действий
П
Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев:
П - самостоятельно.
Н – в привычной учебной ситуации на уроке
Н
Осознавать причины своего успеха или неуспеха , находить выход из ситуации неуспеха
П – при оценке проекта; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки.
П
Н – в диалоге с учителем
Н
П – самостоятельно.
П
Таблица метапредметных результатов
Регулятивные
Познавательные
Личностные
Коммуникативные
«Личный еженедельник первоклассника»
Использование ТАБЛИЦЫ результатов: без изменения заполнения официального журнала
- 1 шаг . В таблицу требований (в своих рабочих материалах) учитель выставляет все необходимые ему отметки (например, только за контрольные работы, все и т.д.) в той шкале отметок, которую он выбрал
- 2 шаг . В традиционный журнал учитель переносит отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы). Отметки выставляются в той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, 5-балльная).
Использование ТАБЛИЦЫ РЕЗУЛЬТАТОВ :
с изменением заполнения оф. журнала
На педагогическом совете школы принимается локальный акт о том, что:
«В школе (классах, предметах) используется технология оценивания учебных успехов ОС «Школа 2100», одобренная Российской академией образования. В соответствии с данной технологией в официальный журнал класса выставляются только итоговые отметки за четверть. Текущие отметки выставляются в таблицы предметных результатов – в рабочий блокнот учителя (и дневники школьников). Данное решение принимается на основании Устава ОУ и Закона об образовании:
Закон об образовании РФ. Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
2. К компетенции образовательного учреждения относятся: (…)
5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий,
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством гос. аккр.;
16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;
Правило 6: КАК? (по уровням успешности)
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем . Это «хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи , где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - « отлично».
Максимальный уровень (повышенный НЕобязательно проверяемый) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. И сключительно. « Превосходно».
Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной шкале. Например:
УРОВНИ УСПЕШНОСТИ
5-ти и 6-ти балльные ОТМЕТКИ
Необходимый уровень «норма; хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень « приближается к отлично; отлично».
Максимальный уровень (необязательный) «превосходно».
ЧАСТИЧНО – 3 / 1
ПОЛНОСТЬЮ – 4 / 2
ЧАСТИЧНО – 4+ / 3
ПОЛНОСТЬЮ – 5 / 4
ЧАСТИЧНО – 5+ / 5
ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5 / 6
Предметные контрольные
Общий вид заданий в новых контрольных работах (с 3-го класса):
Формулировка задания ( указание проверяемого умения из требований программы )
- Необходимый уровень (стандартная задача – «хорошо, но не отлично»)
- Повышенный уровень (нестандартная задача – «отлично»)
- Максимальный уровень (задача сверх уровня школьных требований данного возраста – «превосходно»)
ПРИМЕР РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛ.
Умение: находить корень в однокоренных словах.
Необходимый уровень
Выдели корень в группе однокоренных слов:
берег, береговой, бережок, безбрежный
Повышенный уровень
Подчеркни однокоренные слова в каждой группе, выдели в них корень:
1) сила, сильный, силушка, силос
2) вода, водный, водитель, водяной
3) нос, носилки, носовой, носик
Какие образовательные результаты обеспечивает технология оценивания?
- Регулятивные: умение определять, достигнут ли результат деятельности.
- Коммуникативные: умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.
- Познавательные: умение логически обосновывать свои выводы.
- Личностные: толерантное отношение к иным решениям.
ОБЩАЯ РЕФЛЕКСИЯ?
Назовите первое, что приходит на ум, из того что:
- понравилось, заинтересовало, близко.
- не понравилось, не понятно или чуждо .
Главный вывод
Деятельностный подход позволяет достичь нового образовательного результата
Остальное на сайте:
www.school2100.ru
778-16-74
778-16-83