СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация инклюзивного образования через урочную деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена внедрению инклюзивного образования для детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

Просмотр содержимого документа
«Реализация инклюзивного образования через урочную деятельность.»

Реализация инклюзивного образования через урочную деятельность.

В настоящее время в средствах массовой информации всё чаще и чаще можно услышать о детях с ограниченными возможностями. Сейчас стали говорить и писать о том, что такие дети имеют право на полноценное детство, на равное образование в общеобразовательной системе, об интеграции и инклюзии. Введение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства. 

С. 2. В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие:

1. «Всеобщая декларация прав человека»

2. «Декларация о правах инвалидов»

3. «Конвенция о правах ребенка»

4. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»

5. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

6. «Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ»


С.3. Инклюзия – это:
- процесс развития предельно доступного образования для каждого в школах и других образовательных учреждениях;
- формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех учеников;
- процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

С.4. Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  4. Все люди нуждаются друг в друге;

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

    1. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Наша школа является экспериментальной площадкой инклюзивного образования. В школе созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

С. 5. Главную цель работы мы видим в создании необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы для каждого участника образовательного процесса, реализации принципов доступности, непрерывности и вариативности образования.

Задача школа сделать доступным получение образования и создать условия для достижения успеха всеми детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

С.6. В качестве приоритетных мы выделяем следующие направления деятельности школы:

  • создание необходимых условий для адаптации, социализации, обучения, воспитания и развития личности учащегося через интеграцию школьного, общего и дополнительного образования;

  • вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями и их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем развития, состоянием здоровья;

  • создание комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

  • С.7 формирование у обучающихся положительного отношения к учению как фактору личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы посредством успешности в различных видах деятельности (учебной, творческой, проектно-исследовательской, коммуникативной, трудовой и др.);

  • сохранение и укрепление здоровья школьников;

  • влияние на изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.


Реализация инклюзивного образования в школе проводится при совместной работе педагога, психолога, логопеда, социальной службы.

С каждым годом все больше и больше детей с ОВЗ приходит в 1 класс массовой школы.

В классе, котором я работаю, обучаются трое детей с ограниченными возможностями здоровья. Знакомство с детьми я начала с рассмотрения заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

С. 8. В заключении ПМПК устанавливается статус ребенка с ОВЗ, выявляются трудности в обучении, развитии, разрабатывается индивидуальный маршрут, где указывается :

С.9. 1. Форма обучения, степень инклюзии и программа обучения

2. Указывается наиболее эффективные методы и приемы психолого-медико-педагогической помощи.

3. Необходимость повторного обращения на ПМПК.

С.10. Такая диагностика проводилась психологом, логопедом и мною в ноябре по окончанию адаптационного периода. В таблице даны результаты диагностики ЗУН по отдельным предметам. По многим пунктам диагностики мы видим пробелы в знаниях, умениях., ноябрь

С.11. Исходя из этого формируется индивидуальная программа обучения

С.12. Таблица май 2016г

С.13. Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

  • Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)

  • Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика

  • Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения

  • Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе

  • Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения

  • Составлена с целью повышения успешности ученика.

Ориентируясь на индивидуальный маршрут, рекомендуемый ПМПК для детей с ОВЗ , строится урок.

Предлагаю рассмотреть несколько этапов работы урока математики.

С. 14. 1 этап:

Организационный момент.

На данном этапе зачитываю стихотворения, приветствия для того, чтобы настроить детей на урок, поднять настроение. Проверяется готовность к уроку. Первый месяц необходимо показывать всем ученикам класса, где должны лежать школьные принадлежности, а ребенку с ОВЗ помогаем расположить все предметы на парте. В дальнейшем этому ученику может оказывать помощь одноклассник – сосед по парте.

К концу I полугодия коррекционная работа на этом этапе не требуется, т.к. ученик с ОВЗ организует своё рабочее место в соответствии с требованиями учителя.

С.15. 2 этап:

Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности.

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Коррекционная цель: развитие мыслительных процессов, сообразительности, умения проанализировать изображенные на картинках события, выделить существенные моменты, смысл ситуации, сделать выводы, установить пространственно-временные и причинно-следственные отношения.

Урок построен в форме путешествия по сказке «Колобок». Зачитывается загадка и дети должны отгадать главного героя и сказку. Все ученики вспоминают содержание сказки.

С. 16. Перед ребенком с ОВЗ раскладывают сюжетные картинки в случайном порядке и предлагают разложить их так, чтобы получился рассказ.

Ему дается инструкция: "Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ".

В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет.

Если такая помощь не привела к успеху, тогда обращаемся к ученикам, которые начинают рассказывать сказку. В процессе рассказа ученик с ОВЗ находит и исправляет ошибки.

Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности.

После выполнения задания, всем классом принимается решение помочь Колобку спастись от голодных зверей. И для этого необходимо выполнить некоторые задания.

С.17. 3 этап:

Устный счет.

Цель: подготовить учащихся к восприятию новой темы.

На этапе устный счет, учитель использует технологию сотрудничества учитель + ученик, при помощи математического веера учащиеся выполняют задания на установление места числа в числовом ряду.

С.18. На этом этапе также решаем примеры на сложение и вычитание. На интерактивной доске показаны примеры, и дети, применяя имеющиеся навыки, вычисляют и ответ показывают при помощи веера.

Ребенок с ОВЗ при выполнении данных заданий пользуется числовым рядом, т.к. он не может применить навыки счета.

С. 19. И далее идет работа с геометрическими фигурами. Это задание ученик с ОВЗ может выполнять вместе с классом. Но если он затрудняется, то предлагаем ему более легкое задание.

Н-р: задание для всего класса – определить лишнюю фигуру (круг) и объяснить свой выбор.

Ученик с ОВЗ старается ответить на вопрос : как называется фигура у которой нет углов? Как называется фигура, у которой 4 угла? или обвести на рисунке предметы, имеющие форму круга.

И в таком порядке идет работа по теме урока, где деятельность учащегося с ОВЗ идет по индивидуальному маршруту, который имеет коррекционные цели и задачи.

С. 20 -22. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения: 

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).

Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность.

Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.

Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

4.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. На слайдах можно поместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью

5. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Подводя итог своей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, хочется отметить, что вне зависимости от выбираемой формы проведения занятий максимальная их эффективность достигается при условии тесного сотрудничества учителя со школьным психологом.

Рекомендации психолога учитываются при планировании групповой и индивидуальной работы учителя с детьми.

И самое главное в работе со всеми детьми - это поддержание интереса к учебному процессу на протяжении всей деятельности.

С. 23-24.

Рекомендации при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья для учителя

Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.

Многократно повторять материала на уроках

Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.

При выполнении любого вида заданий учитель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.

Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.

Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом ему.

Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.

Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.

Поскольку дети с ОВЗ имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.

Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.

Поскольку у детей с ОВЗ отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.

Речь самого учителя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения.

Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.

Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.

Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.

Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.

Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.

Установить доверительные отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог). При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился в образовательных учреждениях, имеющих квалифицированных специалистов, методическую базу специальные условия, учитывающие индивидуальные особенности детей.