СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация модели полной инклюзии в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрена одна из трех моделей инклюзии в образовательном учреждении - полная инклюзия

Просмотр содержимого документа
«Реализация модели полной инклюзии в начальной школе»

«Реализация модели полной инклюзии в начальной школе»


Сегодня общество начало осознавать, что дети с особенностями в развитии должны иметь равные возможности с другими детьми. Нет необходимости, как ранее, изолировать «особых» детей в спецшколах. Множество детей могло бы стать полноценными членами общества при правильно организованном инклюзивном образовании. Инклюзия - естественный процесс для развитого и морально здорового государства, ведь мы вместе ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам.

Развитие инклюзивного образования - это не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка.

Одна из организационных форм ее реализации в образовательном учреждении - полная инклюзия, когда дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.

В нашей школе, как и у коллег из образовательных учреждений города, для реализации инклюзивного образования была проведена определенная работа по созданию необходимых условий для получения качественного образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.

В рамках реализации госпрограммы «Доступная среда» на сумму более чем 3 млн. рублей были проведены работы и закуплено оборудование. Внедрение ФГОС ОВЗ регулируется многоуровневой нормативно – правовой базой.

В школе были внесены изменения в Устав в части совместного обучения и воспитания лиц с ОВЗ и лиц, которые не имеют таких ограничений, на основании письма Минобрнауки России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» разработано одноименное положение, в договоре с родителями зафиксированы права и обязанности всех участников образовательных отношений и правовые механизмы изменения образовательного маршрута.

Деятельность школы регулируется следующими НПА:

- Положение о структуре, порядке и разработке, и утверждении адаптированной

ООП НОО;

- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся

с ОВЗ в начальных классах;

- Положение о мониторинге реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;

- Положение о Портфолио обучающихся с ОВЗ в начальных классах;

- Положение о рабочей программе внеурочной деятельности с обучающимися с ОВЗ в начальной школе;

- Положение об индивидуальном учебном плане;

- Положение о текущем контроле и нормах оценки знаний, умений, навыков учащихся с ОВЗ (с ЗПР);

- Программа коррекционной работы МБОУ «СОШ №17» им. Кугультинова Д.Н. на уровне основного и общего среднего образования; -Положение об инклюзивном и интегрированном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

-Договор с родителями детей  с ОВЗ  об образовании по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования;

- Положение о тьюторском сопровождении детей с ОВЗ, детей – инвалидов

в МБОУ «СОШ №17» им. Кугультинова Д.Н.;

- Должностные обязанности тьютора;

- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ «СОШ №17» имени Кугультинова Д.Н.

В начале и в течение учебного года отслеживается движение детей – инвалидов и детей с ОВЗ. На сегодняшний день в школе обучается 36 детей – инвалидов, из них – 4 с ОВЗ и 1 ОВЗ; начальном звене обучается 14 детей, из них по адаптированным программам – 4 человека; по ФГОС ОВЗ – 7, из них по адаптированным программам – 2 человека.

В соответствии со Стандартом (приказ МОиН РФ от 19.12.2014 N 1598 об утверждении ФГОС ОВЗ), адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО, примерная на http://fgosreestr.ru) реализуется совместно с другими обучающимися. Большую работу по коррекции обучающихся ведут психолог и логопед школы.

Реализация качественного инклюзивного образования невозможна без подготовленного учителя, поэтому 10 педагогов нашей школы прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.

Одной из важнейших задач организации инклюзивного образования является адаптация всех участников образовательного процесса - родителей, детей, педагогов к меняющимся социальным условиям.

Поэтому в школе в рамках методической работы:

- проводятся семинары (например, «Реализация основной образовательной программы НОО в связи с введением ФГОС для лиц с ОВЗ»);

- мониторинги: педагогов школы, родителей обучающихся с ОВЗ, обучающихся школы;

- разработаны методические рекомендации педагогам и родителям («Методические рекомендации по работе с детьми с особенностями развития», «Материалы для работы с детьми: известные люди с инвалидностью», «Как выявить жестокое обращение с ребенком. Профилактика травматизма», «Рекомендации родителям»),

-осуществляется информационное оповещение участников образовательного процесса (стенд «Инклюзивное образование», сайт школы).

Также оказывается помощь классным руководителям по составлению характеристик на ЦПМПК на учащихся с ОВЗ, выявление причин низкой успеваемости у слабоуспевающих обучающихся.

Разработаны и ведутся: «Паспорт здоровья», «Дневник наблюдений», «Журнал консультаций», «Карта индивидуального сопровождения», план работы с детьми – инвалидами, план работы с родителями, план по самообразованию.

Повышение эффективности обучения и социализации детей с разными образовательными возможностями реализуется за счёт внеурочной деятельности. Наши ребята являются активными участниками школьных и внешкольных мероприятий.

Одним из показателей эффективности инклюзивного образования в вопросе развития толерантности у обучающихся является их инициативность в проведении благотворительных мероприятий. Например, в этом году ученики 2 «д» класса инициировали проведение ярмарки в пользу одноклассницы Ц. Салкиной.

Совместная работа специалистов школы (тьютор Багутова И.П., психолог Бадмаева С.С., логопед Муева Б.Б., соцпедагог Шашанова К.И., врач Катенова Н.И.) по работе с детьми – инвалидами, детьми с ОВЗ - одна из технологий реализации полной инклюзии.

Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения - индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье. Создание и работа родительского клуба «Мы вместе», целью  которого является обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу – способствует реализации данного принципа.

Таким образом, в школе в форме полной инклюзии осуществляется реализация 79 статьи закона «Об образовании в РФ» - №273 ФЗ, приказов МОиН РФ, касающихся инклюзивного образования.







Предложения

Внедрение проекта сетевого взаимодействия школ с определением опорных, создающих максимально полную базу инклюзивного образования и осуществляющих помощь коллегам.

Разработка модели дистанционного коррекционно - развивающего обучения детей с ОВЗ на базе ППМС-Центров.