«Реализация модели полной инклюзии в начальной школе»
Сегодня общество начало осознавать, что дети с особенностями в развитии должны иметь равные возможности с другими детьми. Нет необходимости, как ранее, изолировать «особых» детей в спецшколах. Множество детей могло бы стать полноценными членами общества при правильно организованном инклюзивном образовании. Инклюзия - естественный процесс для развитого и морально здорового государства, ведь мы вместе ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам.
Развитие инклюзивного образования - это не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка.
Одна из организационных форм ее реализации в образовательном учреждении - полная инклюзия, когда дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.
В нашей школе, как и у коллег из образовательных учреждений города, для реализации инклюзивного образования была проведена определенная работа по созданию необходимых условий для получения качественного образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.
В рамках реализации госпрограммы «Доступная среда» на сумму более чем 3 млн. рублей были проведены работы и закуплено оборудование. Внедрение ФГОС ОВЗ регулируется многоуровневой нормативно – правовой базой.
В школе были внесены изменения в Устав в части совместного обучения и воспитания лиц с ОВЗ и лиц, которые не имеют таких ограничений, на основании письма Минобрнауки России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» разработано одноименное положение, в договоре с родителями зафиксированы права и обязанности всех участников образовательных отношений и правовые механизмы изменения образовательного маршрута.
Деятельность школы регулируется следующими НПА:
- Положение о структуре, порядке и разработке, и утверждении адаптированной ООП НОО; |
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в начальных классах; - Положение о мониторинге реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; |
- Положение о Портфолио обучающихся с ОВЗ в начальных классах; |
- Положение о рабочей программе внеурочной деятельности с обучающимися с ОВЗ в начальной школе; |
- Положение об индивидуальном учебном плане; |
- Положение о текущем контроле и нормах оценки знаний, умений, навыков учащихся с ОВЗ (с ЗПР); - Программа коррекционной работы МБОУ «СОШ №17» им. Кугультинова Д.Н. на уровне основного и общего среднего образования; -Положение об инклюзивном и интегрированном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья; |
-Договор с родителями детей с ОВЗ об образовании по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования; |
- Положение о тьюторском сопровождении детей с ОВЗ, детей – инвалидов
в МБОУ «СОШ №17» им. Кугультинова Д.Н.;
- Должностные обязанности тьютора;
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ «СОШ №17» имени Кугультинова Д.Н.
В начале и в течение учебного года отслеживается движение детей – инвалидов и детей с ОВЗ. На сегодняшний день в школе обучается 36 детей – инвалидов, из них – 4 с ОВЗ и 1 ОВЗ; начальном звене обучается 14 детей, из них по адаптированным программам – 4 человека; по ФГОС ОВЗ – 7, из них по адаптированным программам – 2 человека.
В соответствии со Стандартом (приказ МОиН РФ от 19.12.2014 N 1598 об утверждении ФГОС ОВЗ), адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО, примерная на http://fgosreestr.ru) реализуется совместно с другими обучающимися. Большую работу по коррекции обучающихся ведут психолог и логопед школы.
Реализация качественного инклюзивного образования невозможна без подготовленного учителя, поэтому 10 педагогов нашей школы прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.
Одной из важнейших задач организации инклюзивного образования является адаптация всех участников образовательного процесса - родителей, детей, педагогов к меняющимся социальным условиям.
Поэтому в школе в рамках методической работы:
- проводятся семинары (например, «Реализация основной образовательной программы НОО в связи с введением ФГОС для лиц с ОВЗ»);
- мониторинги: педагогов школы, родителей обучающихся с ОВЗ, обучающихся школы;
- разработаны методические рекомендации педагогам и родителям («Методические рекомендации по работе с детьми с особенностями развития», «Материалы для работы с детьми: известные люди с инвалидностью», «Как выявить жестокое обращение с ребенком. Профилактика травматизма», «Рекомендации родителям»),
-осуществляется информационное оповещение участников образовательного процесса (стенд «Инклюзивное образование», сайт школы).
Также оказывается помощь классным руководителям по составлению характеристик на ЦПМПК на учащихся с ОВЗ, выявление причин низкой успеваемости у слабоуспевающих обучающихся.
Разработаны и ведутся: «Паспорт здоровья», «Дневник наблюдений», «Журнал консультаций», «Карта индивидуального сопровождения», план работы с детьми – инвалидами, план работы с родителями, план по самообразованию.
Повышение эффективности обучения и социализации детей с разными образовательными возможностями реализуется за счёт внеурочной деятельности. Наши ребята являются активными участниками школьных и внешкольных мероприятий.
Одним из показателей эффективности инклюзивного образования в вопросе развития толерантности у обучающихся является их инициативность в проведении благотворительных мероприятий. Например, в этом году ученики 2 «д» класса инициировали проведение ярмарки в пользу одноклассницы Ц. Салкиной.
Совместная работа специалистов школы (тьютор Багутова И.П., психолог Бадмаева С.С., логопед Муева Б.Б., соцпедагог Шашанова К.И., врач Катенова Н.И.) по работе с детьми – инвалидами, детьми с ОВЗ - одна из технологий реализации полной инклюзии.
Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения - индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье. Создание и работа родительского клуба «Мы вместе», целью которого является обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу – способствует реализации данного принципа.
Таким образом, в школе в форме полной инклюзии осуществляется реализация 79 статьи закона «Об образовании в РФ» - №273 ФЗ, приказов МОиН РФ, касающихся инклюзивного образования.
Предложения
Внедрение проекта сетевого взаимодействия школ с определением опорных, создающих максимально полную базу инклюзивного образования и осуществляющих помощь коллегам.
Разработка модели дистанционного коррекционно - развивающего обучения детей с ОВЗ на базе ППМС-Центров.