СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация современных педагогических технологий преподавателями общеобразовательных дисциплин во внеклассной работе».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

25 мая 2017 г. я принимала участие в VIII научно-практической конференции "Среднее профессиональное образование: актуальные проблемы и современные технологии", организованной Рыбинским филиалом ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова".

Тема моего выступления:

«Реализация современных  педагогических технологий преподавателями общеобразовательных дисциплин  во внеклассной работе».

 

 

Просмотр содержимого документа
««Реализация современных педагогических технологий преподавателями общеобразовательных дисциплин во внеклассной работе».»


«Реализация современных педагогических технологий преподавателями общеобразовательных дисциплин во внеклассной работе».


Российское образование стремится к существенному изменению системы, что вызвано ускорением темпов развития общества, усложнением и увеличением числа глобальных проблем, которые могут быть разрешены лишь при условии формирования у молодого поколения современного мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Российскому обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Высокие требования при поступлении в высшие учебные заведения или устройстве на работупредъявляются к выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений. Чтобы успешно утвердиться в жизни, они должны уметь адаптироваться в сложном современном мире, ощущать себя компетентными людьми в любой области. Традиционное содержание образования в недостаточной степени обеспечивает формирование у выпускников указанных качеств, поэтому главным направлением в работе преподавателей общеобразовательных дисциплин является формирование не только целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, развитие творческой личности через формирование ключевых компетенций.

По сравнению с классно-урочной формой внеклассная работа имеет ряд особенностей:

- содержание не регламентировано государственной программой, т.е. непосредственная связь суровнем подготовки учащихся желательна, но не обязательна;

- внеклассные мероприятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 5-10 минут, и на 1,5 – 2 часа;

- учащиеся могут объединяться в группы на добровольных началах, состав учащихся может меняться;

- внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, викторины, вечера, олимпиады, кружки и др.;

- занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, использование игровых форм, элементов соревнования;

- использование ИКТ.

Однако, внеклассная работа с классно-урочной имеет и общие черты:

- соблюдаются одни и те же дидактические принципы: научность, сознательность, наглядность, индивидуальный подход, связь обучения с практикой;

- оба вида работы как две части единого учебно-воспитательного процесса содействуют не только формированию знаний, умений, навыков, но и подготовке будущего гражданина, способного свободно ориентироваться в обществе с высокоразвитыми информационными технологиями.

Формы внеклассной работы классифицируются по разным признакам: по охвату учащихся, по времени проведения, по систематичности, по дидактической цели и т.д. Но это деление, как свидетельствует практика, имеет условный характер: нередко одни формы порождают другие, переходят в новые формы, разветвляются на несколько новых форм. Индивидуальная работа есть во всех видах внеклассных занятий, она может выражаться в чтении литературы, в подготовке выступления на конференции, в подготовке материала для викторины и т.д. Массовая работа выражается в проведении вечеров, конференций, в проведении конкурсов и олимпиад.


Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Многолетний опыт проведения недель общеобразовательных дисциплин показывает, что наиболее преемлемым является именно метод проектов, так как он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой предполагает необходимость интегрирования знаний и умений из различных областей науки и техники.

Результаты выполнения проектов должны быть «осязаемыми», т.е. иметь конкретный результат, готовый к использованию.

Тематика проводимых нами недель общеобразовательных дисциплин разнообразна.

Например, «Путешествие по ОкеануЗнаний», «По следам чудесных странствий, в глубину известных тайн», «Фабрика звёзд», «Парад наук», посвященный 300-летию М.В.Ломоносова, «Календарь знаменательных дат» к 70-летию победы в Великой Отечественной войне и пр.


  1. Игра-путешествие по Океану Знаний практически была выполнена в виде проекта, хотя так не называлась. Путешествие начиналось с общей линейки на которой было объявлено, что весь наш дружный коллектив отправляется в путешествие по Океану Знаний на корабле «Победа», был объявлен командный состав корабля, кабинеты переименованы в каюты, разработана система учета выполненных работ, введена своя денежная единица «Балясинка», с помощью которой оплачивалась выполненная работа, выполнены некоторые другие формальности. Каждую неделю мы посещали новую точку на карте, что соответствовало одной из общеобразовательных дисциплин. Каждый преподаватель планировал и проводил свою неделю:

22 - 26 ноября - «Бухта Чародеев» (химия)

29 - 3 декабря - «Мыс Неразгаданных тайн» (физика)

6 - 10 декабря - «Бермудский треугольник» (математика)

13- 17 декабря - «Остров сокровищ» (литература и история)

За время проведения недель учащиеся выполняли разные виды работ: выпускали стенгазеты, писали рефераты, участвовали в мини-проектах по предметам. В конце путешествия были подведены итоги, заработавшие большее количество валюты, были награждены грамотами и призами, заключением было театрализованное представление «В стране невыученных уроков». Этот опыт был использован и в дальнейшем при проведении недель общеобразовательных дисциплин по темам «Путешествие в мир тайн», «Парад наук», «Большое космическое путешествие», которое закончилось общим мероприятием КВН «Только забавляясь и учатся!»

2.«По следам чудесных странствий, в глубину известных тайн» - так назывался наш следующий проект.

Был составлен план проведения предметных недель, к которому каждый преподаватель подошел творчески, поэтому путешествие оказалось очень увлекательным и полезным. Вот, например, план Недели математики и информатики:

1. Внеклассное мероприятие «Математическое кафе».

2. Внеклассное мероприятие «В мире оригами».

3. Конкурс оригами «Волшебный квадрат».

4. День информатики. (4 декабря)

5. Урок-путешествие «В стране натуральных чисел».

6. Конкурс стенгазет по математике «Ох, уж эта математика!»

7. Конкурс презентаций, кроссвордов, рефератов по математике и истории математики.

Неделя физики.

1. «Старшие учат младших» (уроки на 1 курсе проводят учащиеся старших курсов).

2. Викторина «История великих открытий».

3. Фотовыставка необычных природных явлений.

4. Физика на кухне. Домашний эксперимент.

5. Конкурс стенгазет по физике.

6. Конкурс презентаций, кроссвордов, рефератов по физике

7 Урок «Физика явлений природы. Что мы наем о молнии?»

Хочется обратить особое внимание на конкурс «Волшебный квадрат», который первоначально был задуман как один и пунктов недели математики. Учеными доказано, что занятия оригами

-повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

- повышают уровень интеллекта в целом;

- активизируют творческое мышление;

- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;

- улучшают память и глазомер.

Кроме того, это просто интересная и увлекательная творческая работа, которая так понравилась нашим учащимся, что, практически, «Волшебный квадрат» стал самостоятельным ежегодным конкурсом, который проводится в канун Нового Года. Из работ составлена постоянно действующая выставка, которая пополняется все новыми и новыми экспонатами, причем, работы выполняются в разных техниках и все более усовершенствуются. Стала традиционной и ежегодная фотовыставка необычных природных явлений, проводимая в рамках недели физики. Номинации: оптические явления (радуга, закат, отражение света…), прямолинейное распространение света (образование тени…), колебания на воде (волны, зыбь…), состояния воды (туман, иней, снежинки…).

В заключение проекта «По следам чудесных странствий, в глубину известных тайн» был проведен интегрированный урок-игра «Сон в Новогоднюю ночь».



  1. Проведение Проекта «Фабрика звезд» потребовало большой подготовительной работы, которая позволила заинтересовать учащихся, вовлечь их в активную творческую деятельность, сделать этот проект насыщенным, увлекательным и результативным.


Тема проекта:

Недели общеобразовательных дисциплин

Творческое название:

«Фабрика звезд»

Типология проекта:

Информационный (ознакомительно – ориентировочный)

Категория
учащихся:

Учащиеся 1курса

Продолжительность проекта

среднесрочный

Предметная
область (и):

Межпредметный

Образовательные цели:

Актуализировать знания, способствовать обобщению и расширению знаний по общеобразовательным дисциплинам.

Развивающие цели:

Способствовать формированию компетентности в сфере самостоятельной работы с большими объемами информации, умений видеть проблему и наметить пути ее решения.

Воспитательные цели:

Способствовать формированию коммуникативной культуры.


Основополагающий вопрос:

«Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?»

Проблемный вопрос:

Как стать звездой?

Частные вопросы
(в рамках учебной темы)

Темы исследований

1.Исследование космоса.

1.1 «Космическая эра».

1.2 « На Марс и дальше».

2.Открытия и перемены.

2.1 «История великих изобретений».

2.2 «Технологии будущего».

3.Окружающая среда

3.1 «Почему теплеет?».

3.2 «Города под водой».

3.3 «Экологические проблемы».

4. Герои и лидеры.

4.1 «Мировой зал славы героев».

4.2 «Книга великих мыслителей».

4.3 «Проба пера».

4.4 «Здоровый образ жизни».

Аннотация проекта: Проект рассчитан на учащихся, изучающих общеобразовательные дисциплины. Частные вопросы, предлагаемые учащимся, изучаются в соответствии с программами общеобразовательных дисциплин. В ходе реализации проекта учащиеся выходят за рамки одного предмета, работают с дополнительными источниками информации, создают свои презентации, буклеты, мини-проекты, печатные издания. При работе над проектом четко прослеживаются межпредметные связи, что позволяет поддерживать интерес к изучению предметов общеобразовательного цикла, повысить мотивацию. Проект среднесрочный и рассчитан на 4 недели. Итоговое завершение проекта – общее мероприятие, на котором подводятся итоги за месяц, выявляются победители в разных номинациях и определяются победители «Фабрики звезд». Победителями объявляются конкретные учащиеся, выполнившие определенный объем работы в своей номинации, или группа учащихся. В течение всего периода проекта работает независимое жюри, оценивающее работы учащихся. Преподаватели общеобразовательных дисциплин осуществляют координацию работы по тем или иным направлениям, выступают в роли организаторов и консультантов.

Заключительным мероприятием было проведение игры «Слабое звено» между победителями в разных номинациях и награждение победителей.


В рамках проекта каждый преподаватель планирует проведение своей недели, в результате появляются ветвления проекта, мини-проекты. Например, при проведении недели математики мной был организован проект с творческим названием «Крутится-вертится шар голубой».

Тема проекта:

«Шар – самая распространенная форма в природе».

Творческое название:

«Крутится - вертится шар голубой…»

Типология проекта:

Информационный

Категория
учащихся:

Учащиеся I курса


Продолжительность проекта

краткосрочный


Предметная
область (и):

Математика

Образовательные цели:

Актуализировать знания по теме «Шар и сфера». Математика 11 класс.

Способствовать обобщению и расширению знаний по теме «Шар и сфера».

Развивающие цели:

Способствовать формированию информационной культуры, графической культуры.

Воспитательные цели:

Способствовать формированию коммуникативной культуры.



Основополагающий вопрос:

Шар - самая распространенная форма в природе?

Проблемный вопрос:

Шар – экзотика или обыденность?

Частные вопросы
(в рамках учебной темы)

Темы исследований

  1. Небесные тела - это шары?

    1. Планеты и малые тела Солнечной системы.

  1. Почему глобус называют «бюстом» Земли?

    1. Портреты Земли.

  1. Можно ли совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре?

    1. Подъемная сила «духа свободы».

  1. Где еще встречаются шары?

В мире загадочных шаров.

Аннотация проекта:

Проект рассчитан на учащихся I курса. Тема «Шар» изучается в соответствии с программой по математике, связь с физикой и географией позволяет поддерживать интерес к изучению данной темы. В ходе реализации проекта учащиеся отрабатывают навыки решения задач по теме «Шар», работают с дополнительными источниками информации, создают свои презентации, буклеты.

Проект краткосрочный и рассчитан на две недели. Итоговое завершение проекта – обобщающий урок по теме «Шар», создание портфолио проекта. В процессе проекта были выполнены: домашняя контрольная работа, задачи для самостоятельной работы, рефераты, презентации на заданные темы и др.

Аналогично этому проекту были разработаны и проведены проекты «Все на свете боится времени, но время боится пирамид», « Золотое сечение - божественная мера красоты», «Астрология – наука или обман?».

Традиционным стало проведение Дня числа π, и этот год не стал исключением. Несмотря на то, что этот проект уже отработан и собран большой объем материала, каждый год появляются новые идеи, направления, которые предлагают сами учащиеся, проявляя инициативу в проведении и организации этого мероприятия. В этом году мы назвали свой проект «Самое таинственное число в мире». В ходе проекта был собран интересный материал в виде рефератов, презентаций, кроссвордов, видеороликов, который был использован на празднике 14 марта. Ученые и поклонники математики очень любят один из самых необычных праздников — Международный день числа «Пи» (International π Day), отмечая его разнообразными физико-математическими и кулинарными мероприятиями. Мы тоже не остались в стороне от такого знаменательного события. Студенты вместе с преподавателями узнали много нового о самом таинственном числе в мире и, конечно, рассуждая об относительности этого необычного числа, устроили чаепитие с круглыми тортами, где символ «π» стал знаковым.

При проведении недель общеобразовательных дисциплин большое значение имеют и личные контакты между преподавателями, особенно, если они - единомышленники. Так, в прошлом году, вместе с преподавателем физики Кринкиной С.К. мы провели внеклассное мероприятие

«Физико-математическое кафе МАФиЯ».

Цели проведения игры:

1.Стимулирование интереса к физике и математике. 2.Развитие логического мышления, кругозора, сообразительности, внимания, интуиции и находчивости учащихся. 3.Формирование дружеских отношений, умения работать в команде.

Конкурсы соответствовали представленному меню:

Суп математический «Эрудит». Физическое ассорти. Жаркое «Угадай мелодию». Физический коктейль. Заливное «Математический ералаш». «Черный ящик».

С помощью игры можно снять психологическое утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создание обстановки радости на занятиях и во внеклассной работе. Игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

-стимулирование мотивации и интереса, например: в общеобразовательном плане, в продолжение изучения темы;

-поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: расширенного осознания различных возможностей и проблем;

-развитие навыков, например: критического мышления и анализа, принятия решения, конкретных умений (обобщать информацию, готовить реферат и др.), готовность к специальной работе в будущем;

-изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество), восприятия интересов других участников, социальных ролей; - саморазвитие или развитие благодаря другим участникам: оценка преподавателем, осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств. «МАФиЯ» в двух группах СПО прошла на «ура!»



В этом учебном году мы положили начало новой традиции – проведению проекта «День науки».

Завершилось первое десятилетие 21-го века. Наука по-прежнему непрерывно идет вперед, хотя и не так быстро, как того ожидали в прошлом веке. Стабильно развивается астрономия, электроника, нанотехнологии и медицина. Человечество создает грандиозные проекты по индустриальному освоению Луны, планируется пилотируемые полет на Марс. Наконец, запущен Большой адронный коллайдер, который, возможно, откроет нам тайну образования нашей Вселенной и суть темной материи. Каждый день мы слышим о новых достижениях ученых в совершенно разных областях. Многие средства массовой информации даже публикуют своеобразный рейтинг научных открытий, которые повлияют на жизнь человека в будущем. Достаточно ввести в поисковую систему Интернета магические слова «открытия» и «XXI век» – и вот уже перед вами огромный список. Вот и мы в этом году решили провести недели общеобразовательных наук на тему «20 самых важных открытий XXI века». Идея оказалась удачной, т.к. мы много говорим об уже известных фактах, называем всемирно-известных ученых, но, оказывается, совершенно не знаем, а что же происходи в большой науке сейчас.

Результат оказался потрясающим, проведение Дня науки стало ярким и запоминающимся событием, учащиеся принимали активное участие в сборе информации, подготовке презентаций, видеоматериалов об искусственном интеллекте, стенгазет, выступлений. Надеемся, что это начинание тоже станет нашей традицией.

Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым учащимся возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря,учащемуся представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого.

И, самое важное: вся деятельность учащегося ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем.

Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, он должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. На создание таких условий в обучении должны быть направлены все профессиональные знания, умения и навыки педагога, они должны стать показателем его профессиональной компетентности.





Информационные ресурсы:

1.http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79genera-didactic-techniques/ues/4899-201

2.Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.

3. Учебное пособие «Учебные проекты с использованием «MicrosoftOffice»Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2007 г.

4.Методическое пособие для учителей «Учебные проекты с использованием «MicrosoftOffice»Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2007 г

6