«Реализация здоровьесберегающих технологий
во внеурочной деятельности»
Выполнила:
Ильина Вера Викторовна
учитель химии и биологии
ГБОУ ООШ с.Андреевка
м.р. Богатовский
Самарской области
Оглавление
Вводная часть
1. Актуальность
2. Цель и задачи
3. Ожидаемые результаты
Основная часть
1. Понятийный аппарат
2. Характеристика здоровьесберегающих технологий во внеурочной
деятельности
3. Из опыта работы по здоровьесбережению во внеурочной деятельности
Заключение
Информационные источники
Приложения
Вводная часть
1.Актуальность
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути увеличения физических и психических нагрузок на ребенка.
По данным НИИ педиатрии:
14 % детей практически здоровы;
50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Весомыми аргументами в пользу актуализации данной проблемы являются следующие:
1.Состояние здоровья школьников в России характеризуется наличием негативных тенденций, которые привели к ухудшению здоровья нации уже в начале XXI века.
К этим тенденциям относятся:
несоответствие многих методик и технологий обучения возрастным и гендерным особенностям;
нерациональная организация учебно-воспитательного процесса, так как дети большую часть дня находятся в школе и, получая домашние задания, продолжают процесс обучения дома, что в целом сказывается на общем здоровье учащихся негативно, вызывая утомляемость.
2.Большая нагрузка врачей общего профиля практически сводит на нет их главную работу - профилактику заболеваний, предупреждение осложнений болезней детей, работу с больным ребенком до полного восстановления его функциональных возможностей.
3. Быстрый темп жизни современного общества во многом не соответствует понятию «здоровый образ жизни», а значит, не может положительно влиять на психологическое, духовно-нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Указанные аргументы определили проблему данной работы: Реализация здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности.
2.Цель и задачи
Следовательно, цель моей работы – реализовать здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1.Формировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
2.Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
3.Сформировать ответственность за своё здоровье.
3.Ожидаемые результаты
1. Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения.
2. Применение знаний, умений и навыков ЗОЖ в повседневной жизни.
3. Осмысление ответственного отношения школьников к своему здоровью.
Основная часть
Понятийный аппарат.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Проблема здоровья интересовала многих педагогов. Так В.А.Сухомлинский утверждал, что забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.
И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье - валеологии, определяет здоровье как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.
Существует более 300 определений понятия "здоровье". Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Опираясь на данное определение, выделяют следующие компоненты здоровья:
- здоровье физическое — это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда следует, что физическая активность — естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка;
- здоровье психическое — это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Таким образом, психическая активность — потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни;
- здоровье нравственное — это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Характеристика здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.
В то же время понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды (внеурочная деятельность) и условия жизни ребенка.
Экологические здоровьесберегающие технологии.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде.
Экологическое образование и воспитание учащихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и жить по их принципу.
Физкультурно – оздоровительные технологии.
Данная технология реализуется работой спортивных кружков, секций, внеурочной массовой оздоровительной деятельностью. В спортивно – массовых мероприятиях и соревнованиях всегда задействовано большое количество участников (учащихся), а это увеличивает двигательную активность детей.
Физическое воспитание во внеурочной деятельности связано с умственным, нравственным, эстетическим, духовным и трудовым воспитанием школьника, а это способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Реализуется посредствам мероприятий, которые направлены на формирование культуры здоровья учащихся, на мотивацию их к ведению здорового образа жизни, а именно просветительные, профилактические, предупреждающие, санитарно – гигиенические беседы с привлечением врачей, пожарных, полиции, центра «Семья», специалистов органов ГИБДД, ПДН и ЗП.
Активную роль в воспитании грамотности по здоровому образу жизни играет школьная библиотека, которая способствует развитию целостной системы экологического просвещения и образования.
Важную роль по воспитанию здорового поколения в летний период играет летний оздоровительный лагерь.
Положительных результатов по здоровьесбережению учащихся можно достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители.
Воспитание и пропаганда здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников.
Из опыта работы по здоровьесбережению во внеурочной деятельности
По формированию культуры здоровья учащихся во внеурочной деятельности я использую такие формы и методы работы:
Минутки общения
"Береги глаз как алмаз", по окончании занятия проводим зарядку для глаз.
Беседы, дискуссии
О соблюдении правильного питания, режима дня.
"Крепкие зубы - здоровью любы", учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, а учитель создает для благоприятного психологического настроения ситуации успеха.
Для того чтобы дети не уставали во время бесед, мною проводятся специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, глаз, упражнения для рук и пальцев. Например:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись,
И на стулья все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И беседу продолжаем.
Викторины, познавательные игры (Приложение 1)
"Клуб Магистра Любознайкина", с использованием проблемных творческих заданий, а по окончании викторины рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Круглые столы
"Мы хотим расти здоровыми!", с применением заданий для проведения самоанализа.
Игры-соревнования
"Если хочешь быть здоров", пример одного из заданий - разбор пословиц и поговорок о здоровье: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье и труд рядом идут», «Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки», «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным».
Игротренинги, сюжетно-ролевые игры, развивающие игры (Приложение 2)
«Запомни движения и повтори», развитие воображения, творчества, выразительности в движениях. Все роли исполняют учащиеся.
Подвижные игры на свежем воздухе (Приложение 3)
Систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние на организм школьников. Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей, сначала знакомлю их с правилами той или иной подвижной игры, помогаю организовать игру, чтобы в дальнейшем дети могли играть без меня. Во время прогулки предлагаю детям две известные для них игры и разучиваю с ними только одну новую. Подвижные игры подбираю с учетом закономерностей возрастного развития детей. Стараюсь охватить всех, дать им достаточную физическую нагрузку. Если выход на улицу по каким-либо причинам невозможен, предусматриваю двигательную активность в спортивном зале. При этом использую простое физкультурное оборудование: мячи, обручи, кегли.
Эстафеты, веселые старты (Приложение 4)
Направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
«Встреча с родителями: шуточные веселые старты».
Культпоходы в лес (Приложение 5)
Учащиеся вместе с родителями идут по заранее спланированному маршруту. Формирование сплоченности, сотрудничества и крепких отношений, взаимовыручка.
Экскурсии и прогулки.
Музыкальный час
«Угадай мелодию», где дети получают эмоциональную разрядку.
Релаксация
В зависимости от состояния детей определяется интенсивность. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.
Оформление тематических стендов:
По ПДД, противопожарной тематике, профилактике употребления ПАВ.
Дни Здоровья (Приложение 6)
Провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников 5,6 класса, главная цель которых, всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности школьника. Формируют физиологию здоровья, опираясь на ценностные ориентиры, подводят детей к осознанию того, что здоровье – это самое большое богатство, и нужно приучать себя к мысли о необходимости формирования потребности в здоровом образе жизни.
Зеленый десант (Приложение 7)
Посадка саженцев и пересадка комнатных растений.
«Сад на подоконнике» – воспитание трудолюбия, экологического сознания, товарищества. Кроме того каждый ученик сам собирал информацию о том растении, которое он посадил.
Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; золотой ус: выделяя фитонциды, растение уничтожает бактерии, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией.
Родители являются нашими первыми помощниками. Принимают участие в спортивных праздниках, конкурсах, соревнованиях, культпоходах в лес.
Заключение.
В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо хочется сказать: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым".
Отобранные методы, формы, приемы работы, направлены на реализацию поставленной мною цели. В связи с этим можно отметить следующие положительные тенденции во внеурочной деятельности:
1.Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения и познавательного интереса к предметам.
2.Повышение качества знаний и уровня организации учащихся.
3.Способность применить знания, умения и навыки ЗОЖ в повседневной жизни.
4.Ответственное отношение школьников к своему здоровью.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности формирует у учащихся важнейшие коммуникативные навыки, повышает качество образовательных результатов.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Информационные источники
Основные источники
Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М.: Просвещение, 2006.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агентство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
Шмелькова Л. В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. – 2011. – № 10. – С. 79-82.
Нормативные документы
Закон РФ об образовании
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
Интернет ресурсы:
http://samregion.edu.ru - сайт Министерства образования и науки Самарской области
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Викторины, познавательные игры
Круглые столы



ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сюжетно-ролевые игры
Развивающие игры


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Подвижные игры на свежем воздухе


ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Эстафеты, веселые старты



ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Культпоходы в лес
Экскурсии и прогулки



ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Дни Здоровья



ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Зеленый десант


