СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь – как важнейший фактор успешного обучения и развития детей

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

О речевой готовности будущих первоклассников к школьному обучению.

Просмотр содержимого документа
«Речь – как важнейший фактор успешного обучения и развития детей»

Речь – как важнейший фактор успешного обучения и развития детей

При подготовке ребенка к школе особую актуальность приобретают проблемы его речевой готовности. И связаны они, прежде всего, с недостаточной сформированностью речи будущего первоклассника. Именно этот фактор становится главной причиной трудностей, возникающих у детей в первый год обучения в школе.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Все это возможно только при достаточном уровне речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усвоить всю систему знаний по школьным предметам. И поэтому, чем лучше речь у ребенка, тем активнее осуществляется его развитие, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее становятся отношения со сверстниками и взрослыми.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. К сожалению, многие родители часто забывают об этом и не уделяют должного внимания развитию речи своего чада, ошибочно считая, что речевые умения и навыки не требуют специального внимания, а формируются как бы сами собой. Ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, сидя за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, которые заменяют ему рассказы и сказки родителей, общение с ними. В результате к моменту поступления в школу у ребенка возникает множество речевых проблем. Это может быть:

– односложная, состоящая лишь из простых предложений «ситуативная» речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

– бедность речи, недостаточный словарный запас;

– злоупотребление сленгом, нелитературными словами и выражениями;

– неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, дать краткий или развернутый ответ;

– отсутствие навыков построения монолога, например сюжетного или описательного рассказа на предложенную тему, пересказа текста своими словами;

– неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

– плохая дикция.

К данным проблемам зачастую прибавляются и такие как:

-низкое развитие фонематического слуха,

-нарушение звукопроизношения и артикуляции.

Очень часто дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:

 - общее недоразвитие речи;

 - нарушение процессов чтения и письма;

 - нарушение памяти;

- низкую концентрацию внимания;

 - нарушения словесно-логического мышления.

К сожалению, почти треть детей, ежегодно поступающих в первые классы, имеют различные речевые патологии. Наличие у учащихся даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии может привести к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Осо­бенно необходимым при овладении грамотой становит­ся правильное произношение звуков и слов. Младшие школьни­ки пишут преимущественно так, как говорят, поэтому недостаточная сформированность звуковой стороны речи в сочетании с фонематическим недоразвитием может привести к недостаткам в овладении навыками письма (дисграфия). Школьники с недостатками произношения в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью.

Наряду с отставанием в усвоении письма дети с речевой патологией не овладевают в полном объёме и навыками чтения (дислексия). Чтобы контролировать своё письмо, ребёнок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом. Все выше перечисленные трудности приводят к тому, что данная категория детей становится хронически неуспевающей. Уже в первом классе на этом фоне у ребёнка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться. Осознавая свои речевые недостатки, многие дети начинают болезненно переживать из-за этого, становятся молчаливыми, застенчивыми, пассивными, неуверенными в себе. Все это приводит к ухудшению их психического здоровья, отрицательно сказывается на формировании личности


Чтобы предотвратить коммуникативные трудности и неус­певаемость в общеобразователь­ной школе родителям необходимо обеспечить речевую готовность ребенка к началу обучения, вовремя обратить внимание на существующие нару­шения устной речи и, получив консультации специалистов, как можно раньше начать работу по их устранению.


Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по мановению волшебной палочки: нужны время, терпение и система. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности.  Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Помните, что правильная речь – это основа развития ребенка, залог его успешной учебы в школе. Только при хорошо сформированной речи учение станет для ваших детей не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу их успеваемости.



 





















Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами. 

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА 

1. Для воспитания полноценной речи очень важно речевое окружение ребенка. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, четко, ясно, не торопясь. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие. 

2. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и грамматические ошибки, встречающиеся в его речи. Будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша». 

3. Поощряйте у ребенка стремление задавать вопросы. Это способствует развитию любознательности и накоплению словарного запаса.

4. Чаще читайте ребенку сказки, небольшие рассказы не менее получаса в день. Чтение играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обязательно обсуждайте прочитанное.

6. Выполняйте задания, развивающие речь, дикцию. Учите с ребенком стихи, тренируйтесь в произнесении скороговорок, играйте в речевые игры, например, такие как «Большой-маленький», «Один-много», «Назови одним словом», «Из чего – какой?», «Отгадай по описанию», «Назови ласково», «Подбери действия», «Скажи наоборот» и др.

7. Играйте в различные игры, развивающие фонематический слух. Например, «Города», по этому принципу игры на любую тему: «Продукты питания» (масло – оливки – икра – арбуз), «Одежда» и т.д. Игровые упражнения на слуховое внимание: «Хлопни, когда услышишь мягкий согласный Ль, топни, когда услышишь твердый согласный звук Л», «Запомни и повтори в том же порядке 4 слова».

8. Выполняйте задания, развивающие моторику рук, которая играет чрезвычайную роль в овладении полноценной речью.

9. Любые игры, задания и просто действия, даже самые простые, направленные на развитие речи, мелкой моторики и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются с хорошим настроением, без принуждения и переутомления.



Критерии речевого развития детей дошкольного возраста.


Ребенок, поступающий в школу, должен:


-правильно произносить все звуки родного языка;

-различать и называть слова с определенным звуком;

-уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);

-делить слова на слоги;

-составлять слова из слогов;

-иметь представление о предложении;

-уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

-подбирать синонимы и антонимы;

-использовать разные способы образования слов;

-пересказывать знакомые сказки и рассказы;

-составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!