«Речевое развитие детей дошкольного возраста
через театрализованную деятельность»
(из опыта работы)
МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социальному развитию детей
г. Бокситогорска»
Чистякова Ирина Евгеньевна
воспитатель
первой квалификационной категории
Образование: Высшее
Трудовой и педагогический стаж – 4 года
Актуальность
В настоящее время всё чаще игровую деятельность детей заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция увеличивается с каждым годом.
Вследствие этого за последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Речь во всём своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются, таким образом, данная тема является всё более значимой и актуальной, чтобы заниматься её изучением.
Цель : создание условий для развития связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Развитие речи дошкольников через театрализованную
деятельность будет эффективнее, если:
1) использовать специальные задания и упражнения, на формирование выразительности речи, в организованной образовательной деятельности;
2) учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников.
3) приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.
Задачи:
- воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, эффективному общению и речевой выразительности;
- совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
Формы работы направленные развития речи
- Чтение и совместный анализ сказок
- Проигрывание отрывков сказок
- Прослушивание сказок, стихотворений
- Составление сказок с помощью мнемотаблиц, схем
- Режиссерская игра
- Словесные, настольные и подвижные игры
- Этюды и упражнения
- Хороводные игры, музыкотерапия
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика
- Пальчиковые игры с проговариванием
- Разучивание чистоговорок
Работа по речевому развитию в театрализованной деятельности
- Просмотр спектаклей и беседы по ним
- Просмотр видеоматериала
- Игры-драматизации
- Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
- Упражнения по развитию мимики, пантомимики, моторики
- Игры и ситуации по произведениям
- Подвижные речевые игры с персонажами сказок
Значение: В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Педагогические технологии:
Здоровье-сберегающие
Развивающее обучение (развивающая среда)
Исследовательская деятельность
Игровая
Интегрированное обучение
ИТК
Проектная деятельность
Взаимодействие с семьей
Виды театров используемых в работе:
- • настольный • кукольный • пальчиковый• теневой *на палочках
- • театр на фланелеграфе •костюмированый• масочный
Работа с родителями:
• Родительские собрания
• Анкетирование
• Дни открытых дверей
• Проекты
• «Дни добрых дел».
• Консультации
• «Почтовый ящик»
• Индивидуальные беседы
• Досуг
• Выставка фотографий
• Фотовыставки с рассказом
• Творческие совместные выставки.
• Папки-рекомендации
Выводы:
Театрализованная деятельность является самым распространенным видом игровой деятельности детей, которая способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь.
Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость).
С помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать не только речевые нарушения, но и робость, неуверенность в себе, застенчивость.