СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевые игры для дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нескучно, разнообразно, вариативно развиваем речь дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Речевые игры для дошкольников.»

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.


Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.


Игра "Чёрный ящик"


Ребёнок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определённых свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать?» И так далее. Игра «Продолжи предложение»


«Учись читать книги, потому что …»,

«Слова надо говорить громко, потому что …»,

«Если бы я был волшебником, я бы …»

Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»


Ребёнок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести её выразительно: - Скучен день до вечера, коли делать нечего.

— Аккуратность человека красит.

— Маленькое дело лучше всякого безделья.

— За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Игра «Цепочка слов»


Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова): рак – кот – танк – корова – аист …

Игра «Ответь за одну минуту»


- Назови «самолёт» Хоттабыча.

- Как зовут жену аиста.

- Что всё время теряет бабушка?

- В какой сказке герой сделан из муки?

- Как зовут жену селезня?

- Как называется наш детский сад?

- На какой улице ты живёшь?

- Берёза – это плодовое дерево?

- Назови детёныша овцы.

- Назови «самолёт» Бабы Яги.

- Как зовут твою маму?

- Какое сейчас время года?

Игра «Кто самый сообразительный?»


Вопросы на активизацию логического мышления:

- Как зовут взрослого Олега, если его отца зовут Иван?

- Андрей – сын Владимира. Кто Владимир Андрею?

- Маша – дочка Ларисы. Кто Лариса Маше?

- Катя – сестра Ромы. Кто Рома Кате?

- Юра веселее Саши. Кто грустнее Юры?

Задание «Составь предложение с союзом «а»


Взрослый называет пары предметов:

- газета и кастрюля

— расчёска и галстук

— вилка и ложка

— лопата и ведро

— собака и кот

— карандаш и ручка

Например: «Газету читают, а в кастрюле варят суп».


В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

Где я был?

Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных. Предлагаем детям отгадать, где мы были. Говорим, что видели медуз, морских коньков, акул. Спрашиваем: - Где я была? (на море) Предлагаем: - А теперь вы загадывайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только называть тех, кого вы видели много, например, много волков или много бабочек. Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.

Скажи какой.

Называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами. Предлагаем детям ряд заданий

1. По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки ( Круглое, сладкое, румяное – что это?).

2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой)….сладкий, снег….лимон….

3. Закончить словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?); морковь желтая….солнце теплое… и т. д .

4. Назвать какие в комнате вещи круглые, большие и т. д .

5. Детям предлагают вспомнить и сказать: кто из животных и птиц как передвигается (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает), кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат).

Найди противоположное по смыслу слово.


Подбирать противоположные по смыслу слова. Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый.

Например, «Сахар сладкий, а лимон…», «Луна видна ночью, а солнце…», «Огонь горячий, а лед…», «Тополь высокий, а шиповник…», «Река широкая, а ручей…», «Камень тяжелый, а пух…», «Редька горькая, а груша…».

Далее детям предлагают следующие вопросы: «Если суп не горячий, то значит какой? Если в комнате не светло, то в ней как? Если сумка не тяжелая, то значит она какая? Если нож не тупой, то значит он какой?»

Что вы видите вокруг.


Дать названия разным предметам. Зададим детям вопрос: «Как мы отличаем один предмет от другого?» (В ответ дети назовут различные признаки предметов.)

Сформулируем вывод: Каждый предмет имеет свое назначение, каждое слово что то обозначает.

- А что обозначает слово обруч?

- Что обозначает слово карандаш?

- А бывают ли такие слова, которые ничего не обозначают, не имеют смысла?

Приводим в пример звукосочетания кус, пы, мо.




Читаем стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

- У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру пол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова. Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет – Плим, плим, плим.

И ничего не значит Плим, плим, плим.


Это правда или нет?


Находить неточности в тексте стихотворения. Взрослый читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?».Предварительно сказав детям, что они должны слушать внимательно, чтобы заметить чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га – га – га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?

Какое слово заблудилось?


Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно. Подбирать точные по смыслу слова. Взрослый читает стихотворение. Дети должны заменить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.


***

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

***

Врач напомнил дяде Мите:

Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

***

Жучку будку не доела.

Неохота. Надоело.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!