СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Реформы Ивана Грозного"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с  использованием технологии развития критического мышления, что позволяет привлечь учащихся к более активному усвоению и осмыслению знаний

Просмотр содержимого документа
«"Реформы Ивана Грозного"»

Урок по истории России. Тема. 

Реформы Ивана Грозного.

Тема. Реформы Ивана Грозного.

Цель: 1. характеристика условий усиления центральной власти во времена Ивана IV,

2. анализ реформ Избранной рады,

3. выяснение причин падения Избранной рады,

4. объяснение пнт: Губа, дьяк, Земский собор, Избранная рада, Стоглав, Судебник Ивана IV,

5. характеристика персоналий: Иван IV Грозный, Анастасия Романовна, Адашев Алексей Федорович, Макарий, Курбский Андрей Михайлович, Сильвестр,

6. развитие общеучебных навыков,

7. формирование оценочных суждений.

Урок: изучение нового материала. Технологии: развивающая критическое мышление, информационная.

План изучения нового материала:

1. Начало правления Ивана Грозного.

2. Реформы Избранной рады.

Оборудование: - учебник «История России», 10 класс, - CD – фильм «Иван Грозный», - презентация РР, - технологические карты урока, - памятки. Этапы урока. 1 этап.

Вызов. Вступительное слово учителя. Россия – XVI век. Вплоть до середины XVI в. в России продолжался интенсивный экономический подъем, обусловленный успехами централизации. Укрупнялись села, росли города, заселялись окраины. Продолжались процессы распада и дробления княжеско-боярских вотчин, роста поместного и монастырского землевладения. Развивались товарно-денежные отношения. Крупные вотчинники либо переходят от натуральных оброков к денежным, либо вводят барщину. Средние и мелкие вотчинники сокращают крестьянские наделы и принуждают крестьян к обработке господской земли. Отсюда стремление крестьян уйти в крупные вотчины, а помещиков — прикрепить крестьян к земле.

Произвол вотчинников привел к открытым выступлениям в ряде русских городов. После смерти в 1533 г. Василия III великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV (1533 – 1584). Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. И в годы ее правления (1533 – 1538) , и после ее смерти в 1538 г. не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских.

В годы боярского правления произошло ослабление центральной власти. Период 1538—1547 гг. надолго запомнился русским людям беззастенчивым расхищением казны, раздачей должностей «своим людям», расправами, разбоями. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV.

Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Захарьиной-Романовой. Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение.

На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Но ряд крупных пожаров в Москве весной - летом 1547 года прерывают столь торжественно начавшееся царствование Ивана IV. Одним из сильных впечатлений царя в юности были "великий пожар" 21 июня 1547 года, когда выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. А 26 июня 1547 г. началось московское восстание, когда по Москве пополз слух о походе на Русь крымского хана. Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево, Глинские бежали в подмосковные монастыри, некоторые были убиты. После вечевого сбора горожане явились в село Воробьево, где укрылся великий князь, и потребовали выдачи остальных Глинских. "Вниде страх в душу мою и трепет в кости мои и смирился дух мой", - вспоминал позже царь. Большого труда ему стоило убедить народ разойтись.

Ряд выступлений в это же время произошел в некоторых других городах - причиной был неурожай, повышение налогов и злоупотребления администрации. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Выступления 1547 года подчеркнули необходимость дальнейших преобразований.

После ряда новых начинаний рубежа XV-XVI веков и продолжения их в 30-40-х годах XVI века страна была подготовлена к проведению более масштабных реформ.

Около 1549 г. царь Иван IV приблизил к себе новых советников – так называемую Избранную раду.

Игра в ассоциации.

Вопрос: - какие ассоциации связаны у вас с понятием «реформы»?

Составление кластера. Итак, нам предстоит охарактеризовать реформы Избранной рады. Познакомимся с персоналиями: Иван IV Грозный, Анастасия Романовна, Адашев Алексей Федорович, Макарий, Курбский Андрей Михайлович, Сильвестр, Иван Висковатый. Обозначим даты: 1533 – смерть Василия III, 1533 – 1538 – регентство Елены Глинской, 1533 – 1584 – правление Ивана IV, 1547 – венчание Ивана IV на царство, 1547 – московский пожар, 1548/9 – 1560 – Избранная рада, 1549 – первый Земский собор, 1550 – Судебник Ивана IV, 1551 – Стоглавый собор, 1555 – отмена кормлений, 1555 - 1556 – Уложение о службе 2 этап.

Осмысление. Учащиеся знакомятся с новым материалом: Работа с текстом: Задание: (прием активного чтения материала) читая текст «Реформы Избранной рады», сделайте маркировку текста символами (каждый абзац).

Что совпало с моими представлениями О чем раньше не знал. Новое содержание. Что вызвало непонимание. Хочу узнать больше = + ? После чтения учащиеся делают вывод о полученной информации из текста.

Вопросы по содержанию: 1. что такое Избранная рада? 2. в чем особенности ее состава? 3. какие области реформирования вы увидели? Вывод: реформы затронули практически все сферы жизни русского общества.

Реформы Избранной рады. На Руси название Избранная рада никогда не было в ходу. Единственный раз оно встречается в сочинении князя Андрея Курбского «История о великом князе Московском», написанной в Великом княжестве Литовском, куда бежал в 1564 г. Обращаясь к польским, литовским и русским читателям, жившим в княжестве, он применил понятное им слово «рада», происходящее от немецкого «рат», что означает «совет». Так князь-беглец подчеркивал, что совет доверенных лиц выполнял у царя роль своеобразного правительства. В Избранную раду входили, по словам А. М. Курбского, «мужи разумные» и «совершенные». Подлинным лидером ее был выходец из костромского дворянского рода Алексей Федорович Адашев, возглавлявший Челобитенную избу, куда обращались с челобитными — жалобами, просьбами, доносами. Ближайшим сподвижником Адашева был протопоп кремлевского Благовещенского собора и царский духовник — Сильвестр. Всесторонне образованный, он оказал большое влияние на духовное развитие молодого царя, привив вкус к чтению книг и поощряя в нем склонность к философствованию.

В работе Избранной рады участвовали представители слоев господствующего класса. Князья А. Курбский, М. Воротынский, Д. Курлятев, московский митрополит Макарий и дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Избранная рада просуществовала до 1560 г., она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI в.. 1 вариант Влиянием при князе, позже при царе, пользовалась Боярская дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии: в состав Боярской думы вошли думные дворяне и думные дьяки. Возник новый орган власти - Земский собор. В его состав входили Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства; на совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада, они занимались решением важнейших государственных дел, вопросами внешней политики, финансами. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться») боярам. Так появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал). Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами - приказ Большой приход; государственными землями, раздаваемыми дворянам, Поместный приказ, холопами - Холопий приказ. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной. Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были фактическими правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. они "кормились" за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, либо земских старост — из числа зажиточных слоев черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, либо городовых приказчиков или излюбленных голов - в городах. Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов — Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за "пожилое". Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Усилен контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах и волостях; наиболее важные судебные дела решали в Москве царь и Боярская дума. На местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники. Произошла унификация системы мер и весов. Право сбора единой рублевой пошлины переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400-600 десятин земли. 2 вариант. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была попытка посадить на землю "избранную тысячу» — 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой.

В 1556 г. было составлено "Уложение о службе", где были названы условия несения службы дворянами, а также служебные обязанности дворянина. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. На первых порах стрельцов набрали три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество. Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались "служилыми людьми по отечеству", т.е. по происхождению. Другую группу составляли "служилые люди по прибору" (т.е. по набору). Стрельцы представляли собой уже регулярное войско, вооруженное новейшим оружием и содержащееся казной. Организационное строение стрелецкого войска было позднее распространено на все войска. Управление дворянским войском чрезвычайно усложнялось обычаем местничества - порядком назначения на должность по служебным заслугам рода перед московскими князьями. Перед каждым походом (а иногда и в походе) происходили затяжные споры. "С кем кого ни пошлют на которое дело, ино всякой разместничается", - отмечал в 1550 году Иван IV. Поэтому местничество в армии воспрещалось и предписывалось несение воинской службы "без мест". Принцип занимать высшие посты в армии родовитыми княжатами и боярами тем самым нарушался. Прочность светской власти во многом зависела от авторитета православной церкви. В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список – единый православный пантеон. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Собор распорядился проверить исправность всех церковных книг. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утвержденным образцам.

Собор наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников и дьяконов. Стоглав осудил вольность поведения в церквях мирян и духовенства. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении утвердилась линия на его ограничение и контроль со стороны царя. Практическая работа с текстом: из текста «Реформы Избранной рады» записать в фишбоун (по группам). Графическое обозначение новых знаний: использование фишбоуна. Судебная Церковная Центрального Военная Финансовая и местного управления 1550 – Судебник -увеличение платы за пожилое, -наказание за взятки, -тягло для всего населения, 1551 – Стоглавый собор унификация обрядов РПЦ, -канонизация новых святых, -ужесточение дисциплины в среде духовенства Расширение состава Боярской думы -Введение Земских соборов -Создание приказной системы -Упразднение института кормленчества -Продолжение осуществления губной реформы -создание стрелецкого (регулярного) войска, - попытка формирования «избранной тысячи», 1555 – 1556- Уложение о службе -ограничение местничества в военное время -введение новой единицы налогообложения большой сохи -введение единой рублевой пошлины - унификация системы мер и весов 3 этап. Рефлексия (распаковка понятий, подведения итогов). Анализируя составленный фишбоун, учащиеся приходят к выводу о том, что реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного государства, усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. Работа с исторической ситуацией.

Правительство Избранной рады прекратило свое существование в 1560 году. Сильвестра постригли в монахи, сослали в Соловецкий монастырь, где он прожил до 1570 года. Адашева отправили воеводой на Ливонскую войну. Вскоре царь приказал арестовать Адашева, но царские слуги не успели, Адашев умер от «огненного недуга». Макарий вскоре умрет. Андрей Курбский сбежит в Литву.

Рассмотрите историческую ситуацию, связанную с деятельностью Избранной рады, ответьте на главный вопрос: в чем причины падения Избранной рады? А. Укажите время действия – 1549 - 1560 год. Б. Укажите место действия – Москва. В. Укажите основные события и явления, связанные с ситуацией: - регентство Елены Глинской (1533 – 1538), - боярское правление (1538 – 1547), - венчание на царство Ивана IV в январе 1547 года, - московский пожар летом 1547 года, - реформы Избранной рады. Г. Какие люди или группы людей были причастны к данной ситуации: - царь, представители различных слоев господствующего класса. Д. Укажите исторические документы, имеющие отношение к ситуации, и кратко охарактеризуйте их суть: - Судебник 1550 г., - Уложение о службе – 1555 - 1556 г., - Стоглав -1551 г.. Главный вопрос: в чем причины падения Избранной рады? - прослушивание выступлений одноклассников учащиеся выбирают из сообщений недостающую информацию для работы с исторической ситуацией. (Возможный ответ учащихся: В чем причина падения Избранной рады? Деспот по натуре, Иван IV жаждал властвовать единолично, ни на кого не полагаясь. И если поначалу, когда он набирался государственного опыта, обойтись без советников было невозможно, то чем далее, тем сильнее стесняли они царя в его правлении. Постепенно Иван IV возненавидел их. Среди личных причин, побудивших царя к разрыву с недавними приближенными, можно назвать и неприязненные отношения, сложившиеся у деятелей Избранной рады с родственниками жены царя Анастасии — Захарьиными (Юрьевыми). Во внезапной смерти царицы Анастасии (первой и, по-видимому, действительно любимой жены царя) Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра. Иван IV и его советники по-разному представляли себе способы дальнейшей централизации страны. Избранная рада наметила путь медленных, постепенных реформ. Царю же не терпелось немедленно видеть свои решения воплощенными в жизнь, что он связывал с беспрекословным повиновением подданных.

Однако в реальности центральная власть была слишком слаба для этого: ведь на местах еще не сложился государственный аппарат для осуществления царских указов. Стремление ускорить процессы централизации, неумение Ивана IV терпеливо ждать результатов своей политики, недоверие к боярскому окружению постепенно подводили его к террору. Деятели Избранной рады, будучи людьми своего времени, тоже, как и царь, отличались суровостью, даже жестокостью, но они были большими реалистами. Они опасались бессудных опал, массовых казней, сознавая, что всеобщий страх — плохой помощник в государственных делах. Работа с документом. Из летописного свода «Царственная книга» (60—80-е г. XVI в.) (Извлечение) «…Того же месяца [июня] 21, во вторник, в 10 час дни, третией недели Петрова поста, загореся храм Воздвижение честнаго креста за Неглинною на Арбатской улице и потече огонь, якоже молния, и пожар силен промче во един час. ...И Вознесеньской монастырь такоже весь выгоре, 40 стариц в нем згореша, и церковь Вознесение выгоре, образы и сосуды церковныя и животы людские многыя, токмо един образ Пречистые протопоп вынес ...Прежде убо сих времен памятные книги времени пишут: таков жар не бывал на Москве...А после пожару стоял царь князь великий во своем селе в Воробьеве и з своею царицею с великою княгинею Анастасиею и з братом своим со князем Юрьем и з боляры; а церкви и палаты на своем дворе повеле делати, что от огня разспалося, и хоромы древяные ставите. И того же месяца 26 день, в неделю, на пятый день после великого пожару, бояре приехаша на площадь и собраша черных людей и начаша выпрашати: хто зажигал Москву? Они же начаша глаголати, яко княгини Анна Глиньская з своими детми и с людми вълхвовала...... и оттого Москва выгорела... они же взяша князя Юрия Глиньскаго в церкви и убиша его в церкви. А людей княже Юрьевых безчислено побиша и живот княжей розграбиша… ...А после того убийства на третей день приходиша многая люди чернь скопом ко государю в Воробьеве, глаголюще нелепая, что будто государь хоронит у себя княгиию Анну и князя Михаила и он бы их выдал им. Царь же и великий князь повеле тех людей имати и казните; они же мнози разбегошася по иным градом, видяще свою вину, яко безумием своим сие сотвориша.»

Уровни анализа документа: 1.Паспортизация документа: - где и когда создан? - кто автор? - вид документа? 2.Историко – логический: - о чем говорится в тексте? 3.Аксиологичес-кий: - какие ценности заложены в содержании документа? 4.Критический: - объективная ли информация? - можно ли доверять этому документу? 5.Праксиологичес-кий: - как использовать документ в изучении истории? - чем он полезен? Творческое задание: составить синквейн. 1 строка – одно слово – центральное понятие темы, 2 строка - три слова, прилагательные или существительные, характеризующие главное понятие, 3 строка - два слова, объясняющие суть происходящих событий, 4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме, 5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы. Избранная рада Мужи разумные и совершенные, Советует, реформирует, Ближний круг друзей царя Пала.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!