СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реформы Петра I

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Реформы Петра I»


Тема: «Реформы Петра I»

ФИО: Пономарева Татьяна Сергеевна

Место работы: МКОУ БМСОШ № 3

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: история

Класс:

Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI - XVIII век., М., Просвещение, 2013 г.

Цель: выявить суть модернизации России, проводимой Петром 1.

Задачи

Образовательные: определить содержание реформ, их значение для развития страны

Развивающие: продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.

Воспитательные: Воспитывать у обучающихся интерес к историческому прошлому нашей Родины.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: год принятия реформ, суть реформы, значение реформ, давать оценку событиям, деятелям.

Метапредметные: владеть умением самостоятельной работы, работать с книгой, историческим источником, выделять причинно-следственные связи.

Личностные:

сотрудничать с учителем и сверстниками через решение проблемных вопросов, активно работать в малой группе, творчески подходить к заданиям урока, выражать в интерес к истории страны.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. (5)




















































Первичное усвоение новых знаний. (15)























Первичная проверка понимания.(3)



Слайд 1

Учитель зачитывает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

       И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,1

Предлагает ответить на вопросы: о ком идет речь в этом стихотворении?

Слайд 2

Посмотрите на слайд. По определению вам необходимо назвать соответствующее понятие. (изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путем.)

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока? Какую вы бы поставили цель к уроку?

(Цель урока: сформировать представления о преобразованиях Петра I,)



Для того чтобы достичь поставленной цели, что нужно сделать?


На каждой парте лежит эмблема, отражающая одну из реформ Петра 1. Вы должны определить что это за реформа и заполнить таблицу. (см. приложение).

(На слайде будут даны реформы и страницы для работы)

Выступают от пары. Остальные записывают. У каждого таблица распечатана.

1 пара- реформа государственного управления стр 129-130+ (документ № 1+№3)

2 пара- (военная) указ о единонаследии. Табель о рангах. Стр 130.(прил №3,№4)

3 пара –стр 130-131

4 пара- реформа стр 131

5 пара- реформа стр 131-132.



По ходу выступления появляется кластер. Выступающий выходит, приклеивает свою эмблему.


























Мозговой штурм.

Высказывают гипотезы.

Определение темы урока и цели урока.





Петр 1






РЕФОРМА.










Работа с разными источниками информации






-поработать с разными источниками;

-выделить реформы;

- охарактеризовать реформы и показать их значение для России.




Заполняют таблицу (только описание)

Реформа, дата

описание

Их значение

государственного управления, 1711,1718-1720-е.гг


Управление улучшилось, усилился контроль, четкое определение функций органов власти, коллективное принятие решений.

Военная (указ о единонаследии.1714 Табель о рангах)-1722.


Появилось единое дворянское сословие;

Единая система чинов, продвижение по службе не зависит от происхождения.

Областная реформа 1708г


Усиление местной власти

Городского управления 1720 г.


Способствовала экономическому подъему городов, поддержка государством состоятельных горожан.

Церковная 1700-1701, 1721г


Церковь полностью подчинена светской власти и стала опорой российского абсолютизма.


Сделать общий вывод: реформы помогли России стать могущественной державой. Преобразования послужили основой для установления в России абсолютной монархии, было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.


3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Обобщать, делать выводы.

6. Выделять причины и следствия.

7. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).







Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.




































Первичное закрепление.(5)


– Давайте попробуем подвести итоги сегодняшнего урока в форме теста.

  1. В результате издания указа о единонаследии:

1. Поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам

2. Боярство укрепило своё  привилегированное положение в обществе

3. Изменился принцип престолонаследия

4. Был введен порядок занятия должностей по знатности

Правильный ответ: 1

2.Количество губерний, на которые была разделена территория России, согласно губернской реформе 1708 г:

5. шесть

6. семь

7. восемь

8. десять

Правильный:7

3.Церковная реформа Петра I привела к:

1. Введению патриаршества в России

2. Подчинению церкви государством

3.Запрещению в России всех религий, кроме православия

4.Прекращению преследования старообрядцев

Правильный: 2

4. Местные городские магистраты возглавляли:

1. Мэры и бурмистры

2. Ратманы и бурмистры

3. Ратманы и воеводы

4. Воеводы и магистры

Правильный: 2

В итоге: 1722г- табель о рангах.

0 ошибок- «5»

1 ошибка- «4»

2 ошибки- «3»

3 ошибки – «2»


Выполнение задания на полях в тетрадях.








Личностные УУД

1. Оценивать свою деятельность.




Рефлексия (3)

Чтобы оценить свою работу на уроке, продолжите любое выражение: Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Я понял, что…

Больше всего мне понравилось…

























Приложение 1

…Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению – управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его – министрами. В 1711г. Эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в тоже время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли – вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме.

(Соловьёв С.М. Чтение и рассказы по истории России М.: Правда,1989.с.522)




Приложение 2

Генеральный регламент, 1720г.

Понеже его царское величество…по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур – коллегии.

И в оной президентов, вице- президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)…объявить.

(В.А. Орлов Хрестоматия по истории России М.,2003. С. 172-173)



Приложение 3

Указ о единонаследии, 23 марта 1714 г.

  1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместей, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом.

  2. Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом.






















Приложение 4

Табель о рангах, 1722 г.

Класс

Гражданские чины

Военные чины

Морские чины

Придворные чины

I


Канцлер  

Генерал-фельдмаршал
 

Генерал-адмирал
 

II

Действительный Тайный Советник

Генерал от кавалерии;
Генерал от инфантерии;
Генерал от артиллерии;
(в XVIII в. – Генерал-аншеф)

Адмирал

Обер-камергер;
Обер-гофмаршал;
Обер-шталмейстер;
Обер-егермейстер;
Обер-гофмейстер;
Обер-шенк;
Обер-церемониймейстер;
Обер-форшнейдер (1856 г.);

III

Тайный Советник

Генерал-лейтенант

Вице-адмирал

Гофмаршал;
Шталмейстер;
Егермейстер;
Гофмейстер;

IV

Действительный Статский Советник

Генерал-майор

Контр-адмирал

Камергер

V

Статский Советник

Бригадир

Капитан-командор
(XVIII в.)

Церемониймейстер
(с 1884 г.)

VI

Коллежский Советник;
Военный Советник

Полковник

Капитан 1-го ранга

Камер-фурьер
(до 1884 г.)

VII

Надворный Советник

Подполковник

Капитан 2-го ранга

Камер-фурьер
(до 1884 г.)

VIII

Коллежский асессор

Майор
(до 1884 г.)

Капитан-лейтенант
(до 1884 г.)

IX

Титулярный советник

Капитан;
Ротмистр (кавалерия)

Лейтенант

Камер-юнкер

X

Коллежский секретарь

Штабс-капитан;
Штабс-ротмистр

Мичман
(с 1884 г.)

XI

Корабельный секретарь

XII

Губернский секретарь

Поручик

Мичман
(до 1884 г.)

XIII

Провинциальный секретарь;
Сенатский регистратор;
Синодский регистратор;
Кабинетский регистратор

Подпоручик;
Корнет (кавалерия)

Мичман
(до 1884 г.)

XIV

Коллежский регистратор

Прапорщик
(с 1884 г. только в военное время)

















\




























Реформа, дата

Описание

Их значение

Государственного управления, 1711,1718-1720-е.гг


Управление улучшилось, усилился контроль, четкое определение функций органов власти, коллективное принятие решений.




Указ о единонаследии.1714 Табель о рангах-1722.


Появилось единое дворянское сословие;

Единая система чинов, продвижение по службе не зависит от происхождения.





Областная реформа 1708г


Усиление местной власти







Городского управления 1720 г.


Способствовала экономическому подъему городов, поддержка государством состоятельных горожан.






Церковная 1700-1701, 1721г


Церковь полностью подчинена светской власти и стала опорой российского абсолютизма.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!