2.Постановка целей и задач урока. 3.Актулизация знаний. | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Предлагает определить тему урока. Проверяет знания учащихся по теме. 1.Какой смысл вложил митрополит Макарий в обряд венчания на царство. Почему венчание Ивана 4 с Анастасией Романовой состоялось после венчания на царство. 2. Что отличало Избранную раду от совета знати при правителе – Боярской думы. 3. Почему на первом Земском соборе главными темами были обсуждение боярского правления и примирение общества. 4.Что заставило царя считаться с мнением Земского собора ведь его решения были необязательными для московского правителя. Таким образом, опора на общество на многообразие взглядов внутри Избранной рады была для царя единственной возможностью провести реформы без социальных взрывов. Заручившись поддержкой можно было приступать к проведению реформ. Следовательно, какая цель урока. Учитель предлагает определить план работы над изучением нового материала. Ставит перед учащимися учебную задачу. Можно ли говорить о том, что реформы Ивана 4 затронули только центральные органы власти и войско. Какова была цель задуманных реформ. При каких условиях их можно было провести. | Активно обсуждают тему урока. С помощью учителя пытаются сформулировать ее. Учащиеся с помощью учителя определяют цель урока, намечают план работы. Записывают в тетрадь Поиск ответа на проблемный вопрос. | Обмениваются мнениями, взаимодействуют друг с другом. Осознанно строят речевые высказывания Записывают план в тетрадь. Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы. | Учитывают рекомендации учителя. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
3. Изучение нового материала. 4. Физминутка 5. Первичное закрепление. | Организует работу по изучению нового материала. Учитель предложила прочитать эпиграф урока и подумать над следующими вопросами, к которым мы вернемся в конце урока. Вопросы: Почему Иван 4 назван в тексте Стоглава миротворцем. 2. Каким с церковной точки зрения должен быть идеальный царь – реформатор. 3.Можно ли называть московского царя самодержцем в период проведения реформ. Рассказ учителя. Царский Судебник принят в 1550году, он способствовал укреплению централизованной власти. 1.Назовите основные положения Судебника. Вывод. Благодаря Судебнику централизованное государство получило правовую базу и двинулось уверенно по пути реформ. Как вы думаете, почему в первую очередь реформы коснулись органов управления и армии. Учитель предложила учащимся разделиться на группы для работы с текстом учебника. Самостоятельно изучить реформы местного и центрального управления, военную реформу. Задание для первой группы. Опираясь на текст учебника подготовить ответы на вопросы 1. Какую пользу реформа местного управления принесла провинциальному дворянству, посадским и уездным жителям с одной стороны и центральной власти – с другой. Задание для второй группы. 1.Какие приказы возглавили члены Избранной рады Иван Висковатый и Алексей Адашев. Почему? 2.Куда переместилась «лишняя власть» после упразднения на местах власти наместников. Задание для третьей группы. 1.Почему стрелецкие полки называют первым регулярным войском в отечественной истории. 2. Как изменилось положение дворян в государстве, согласно Уложению о службе. 3. Кому была выгодна эта реформа. Учащиеся слушают сообщения об Иване Висковатове и Алексее Адашеве. Рассказ сопровождается показом слайдов. Слушают подготовленные к уроку сообщения. Давайте вернемся к эпиграфу. Прочитаем и ответим на вопросы. Беседа. 1..Почему Иван 4 назван в тексте Стоглава миротворцем. 2. Каким с точки зрения должен быть идеальный царь – реформатор. 3. Можно ли называть московского царя самодержцем в период проведения реформ. Организует практическую работу с документом. Прочитайте документ з рубрики мнение историка И.Н. Данилевского, И.Л.Андреева о реформах Ивана 4. И подумайте, почему Ивану 4 потребовалась новая система государственного управления, включая представительные органы власти. Какая монархия называется сословно – представительной. | Работают над понятием «реформатор, реформа. Дату записали в тетрадь Самостоятельная работа Почитать и выписать основные положения Судебника. Опираясь на них ответить на поставленный вопрос. Извлекают необходимую информацию из учебника. Выделяют главное, с помощью учителя делают вывод. Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Работают над новыми понятиями и персоналиями. Учащиеся заслушивают каждую группу. . Учащиеся заслушивают сообщения. Выводы записывают в тетрадь. Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Самостоятельная работа. Воспринимают ответы учащихся Работа в группах. Участвуют в обсуждении содержания материала. Работа в группе. Планируют цели и способы взаимодействия. Обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей. Согласовывают действия с партнером. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы. Воспринимают ответы учащихся. Участвуют в обсуждении содержания материала. Воспринимают ответы учащихся. Ориентируются в учебнике | Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Овладевают приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель. Адекватно воспринимают оценку учителя. Извлекают необходимую информацию из учебника: дополняют и расширяют имеющиеся знания. Самостоятельно определяют, какая информация нужна для решения поставленной задачи. |