СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации к написанию сочинения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает правильно донести смысл сочинения и оформить тему. 

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к написанию сочинения»


РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ

1. Главное в любом сочинении – это хорошее название. Например, от заголовка «Учитель-герой» дрогнет сердце любого преподавателя. Обычно заголовки уже даны, следовательно, пункт 1 можно отбросить.
2. Перед вами список тем, на которые надо написать сочинение. Главное в работе над сочинением – это правильный выбор темы. Как правило, это половина успеха. Или больше, если у Вас есть готовое сочинение на данную тему. Этот случай ввиду его простоты мы отбросим. Тему выбираем по следующим критериям:
- актуальность темы, ее современность («Почему Печорин не смог бы стать героем нашего времени»),
- понимание смысла темы (не следует, например, писать на тему «Композиционные нюансы в романах Достоевского»),
- небольшое знакомство с литературным произведением (это совсем не обязательно).
3. Итак, Вы выбрали тему. Главное в работе над сочинением – это настроение (читай вдохновение).
Соответствующее настроение – это половина успеха. Посидите минут пять, подумайте обо всем этом. Можете представить себя на месте Печорина (Онегина, Чацкого, Павки Корчагина, Каштанки, Му-му). Кстати, потом можно вставить в сочинение фразу типа «Я  бы на месте Анны Карениной…».
4. Вы уже настроились? Пойдем дальше. Запомните, главное в сочинении – это план. Хороший план – это половина успеха. От него дрогнет сердце любого преподавателя. Плана не обязательно придерживаться. Никто не станет сверять его с Вашей писаниной, но если такое и произойдет, приготовьте аргумент – Вы применили новый литературный прием – оказывается содержание по этому пункту плана подразумевается, и все что можно было написать в соответствующем пункте сочинения логически вытекает из Ваших предыдущих построений. Что может затронуть сильнее недосказанного! В конце концов, Вы – автор, и вольны применять любые литературные приемы.
5. Чуть не забыл, самое главное в сочинении – это эпиграф. От хорошо подобранного эпиграфа дрогнет сердце любого преподавателя. Не нужно объяснять, что эпиграф – это половина Вашего успеха. Если у Вас нет под рукой соответствующего произведения, эпиграф можно придумать самому. Например, «Поэзия Некрасова – вот тот живительный источник, который оросил чашу терпения многострадального русского народа».
6. Излишне напоминать, что вступления – это самое главное в сочинении. Скажем больше, это половина успеха. Скажем еще больше, от хорошего вступления дрогнет сердце любого преподавателя. Вступление   можно начать так: «А.С. Пушкин (М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой) – Например: «Конечно, Печорин не смог бы стать героем нашего времени. Наше время выдвигает новые требования к человеку, ставит перед ним новые задачи. Эгоизм и сумасбродство Печорина не были бы приняты нашими современниками». Можно использовать и универсальную заключительную часть: «Читая и перечитывая М. Ю. Лермонтова (Пушкина, Тургенева) мы как бы вновь погружаемся в атмосферу прошлого, проникаем в мир его героев. И даже в наше время мысли и идеи этого замечательного поэта (писателя), его творчество актуальны для нас, не перестают учить и радовать нас, наполняя человеческие сердца добротой». – один из самых любимых мной поэтов (писателей). Несомненно, его имя стоит в одном ряду с Лермонтовым, Пушкиным, Некрасовым… (список можно продолжить, этим Вы показываете прекрасное знание литературы). Его творчество было восторженно принято передовой интеллигенцией того времени. Центральное место в его творчестве занимает поэма (стихотворение, рассказ, повесть, роман) «Медный всадник» («Горе от ума», «Кавказский пленник»).
7. Вы проделали огромную и кропотливую работу. Теперь осталось сделать самое главное – написать само сочинение, вернее, его основную часть, от которой должно дрогнуть сердце любого преподавателя. Можно привести некоторые рекомендации:
- Здесь вам необходимо донести смысл сочинения, раскрыть тему. Причем делать это надо издалека. Например, в теме «Почему Печорин не смог бы стать героем нашего времени» начните с раскрытия характера Печорина, его инфальтильности, сумасбродства. Нелишне будет вспомнить случай с Бэлой. Если Вы ничего об этом не знаете, напишите о времени, в котором жил герой, сравните его с нашим временем, и уже на основании этого уже можно будет сделать вывод.
- Цитаты. Обилие цитат – это гарантия успеха, это его половина. Завидев цитату, дрогнет сердце любого преподавателя. Имеет смысл при цитировании переписывать текст произведения страницами – этим Вы показываете знание произведения и одновременно увеличиваете объем вашей работы. Если у Вас нет под рукой соответствующего произведения, цитаты можно придумать самому, но сообразуясь со стилистикой автора. Например, цитата для раскрытия характера персонажа: «Как отмечает сам автор: «Он был жесток, причем со всеми!», или «Прекрасное, помнится, было, время. Журавлиссс…» – грустит один из героев «Вишневого сада».   Главное здесь, не перепутать поэзию с прозой, а то представьте в сочинении по «Кавказскому пленнику» Л.Н. Толстого такую цитату: «Костылин в лес помчался ланью».
- Не забывайте о теме Вашего сочинения. Если оно о герое, постепенно обрисовывайте его характер и поступки, если оно о творчестве какого-нибудь поэта (писателя) расспросите по возможности у соседей, а что же этот поэт такого написал, и творите.
8. Время заканчивается, а Вы не написали главного – заключения. Не нужно беспокоиться. Да, конечно, заключение – это половина любого сочинения, но оно обычно не отнимает много времени. Заключение – это обычно вывод, ответ на поставленный в начале сочинения вопрос. Например: «Конечно, Печорин не смог бы стать героем нашего времени. Наше время выдвигает новые требования к человеку, ставит перед ним новые задачи. Эгоизм и сумасбродство Печорина не были бы приняты нашими современниками». Можно использовать и универсальную заключительную часть: «Читая и перечитывая М. Ю. Лермонтова (Пушкина, Тургенева) мы как бы вновь погружаемся атмосферу прошлого, проникаем в мир его героев. И даже в наше время мысли и идеи этого замечательного поэта (писателя), его творчество актуальны для нас, не перестают учить и радовать нас, наполняя человеческие сердца добротой».




Критерии оценки сочинения

      Сочинение - письменная форма проведения экзамена по русскому языку и литературе, поэтому экзаменующийся должен показать не только хорошее знание литературного материала, не только умение ориентироваться в условиях мыслительно-речевой задачи, продиктованной формулировкой темы, не только наличие определенного круга знаний: историко-литературных, теоретико-литературных и биографических, но и, что не менее важно, обладать специальными знаниями, умениями и навыками: орфографически, пунктуационно и стилистически грамотно излагать свои мысли.      

      Оценка "5" ("пять") ставится за сочинение, полностью соответствующее теме, глубоко и аргументировано ее раскрывающее, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения так же, как и других материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.). Сочинение не должно содержать фактических ошибок. Сочинение должно быть логичным и последовательным в изложении мыслей, демонстрирующим исчерпанность цитатной аргументации, выстроенным изящно в композиционном плане, написанным в соответствии с нормами литературного языка и выдержанным в стиле, соответствующем избранной теме. В сочинении, оцененном на "5", допускается наличие 1-2 речевых недочетов, 1 орфографической или 1 пунктуационной ошибки.
      Оценка "4" ("четыре") ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, логичное и последовательное по изложению, хорошо выстроенное композиционно, написанное в соответствии с нормами литературного языка, стилистически соответствующее теме, лексический и грамматический строй речи которого достаточно разнообразен. В сочинении, оцененном на "4", допускаются 1 - 2 фактических неточности, не более 2 речевых недочетов, не более 2 орфографических и 2 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 1 орфографическая + 3 пунктуационных или стилистических, 0 орфографических + 4 пунктуационных или стилистических).
      Оценка " 3 " ("три") ставится за сочинение, в целом раскрывающее тему, но обнаруживающее односторонность или неполноту в раскрытии темы, в котором допущены отклонения от темы или отдельные неточности в изложении фактического материала, нарушение последовательности и логичности изложения, недостаточность цитатного материала и аргументации, невыразительность речи, однообразие синтаксических конструкций, бедность словаря. В сочинении, оцененном на "3", допускаются не более 4 орфографических и 4 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 3 орфографических + 5 пунктуационных или стилистических; 0 орфографических + 8 пунктуационных или стилистических). При выставлении оценки учитываются и речевые недочеты (не более 5), имеющиеся в сочинении.
      Оценка "2" ("два") ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, в котором обнаруживается незнание литературного текста и критического материала, обилие фактических неточностей, нарушение логики изложения, тяготение к пересказу, а не анализу текста. Сочинение оценивается на "2", если в нем наличествует нарочито упрощенный синтаксис, бедный словарь, если оно написано без соблюдения норм литературного языка. Сочинение оценивается на "2" и в том случае, если тема раскрыта, но имеется много орфографических и пунктуационных ошибок (более 8 -9 в общем количестве).


       Если два или более сочинений на экзамене оказываются идентичными, то каждое из них оценивается на "2".
       Наличие исправлений, сделанных в сочинении, на оценку не влияет.
       Оценка сочинения иногда аргументируется в рецензии экзаменатора, где отличаются сильные и слабые стороны проделанной студентом работы.

      Наиболее типичными ошибками студента в письменной работе по русскому языку и литературе являются:

  • непонимание или недопонимание темы сочинения (отклонение от темы, расширение или сужение ее);

  • выработка неверной идеи сочинения;

  • нарушение логики в изложении идеи сочинения или в подаче материала;

  • замена анализа (суждений) пересказом художественного текста или критической статьи;

  • неверная оценка смысла (идеи) художественного произведения или позиции автора;

  • отсутствие или недостаточность цитатной аргументации, искажение цитатного материала;

  • нарушение композиционной структуры сочинения, отсутствие соразмерности его отдельных частей (введения, основной части, заключения);

  • отсутствие выводов и обобщений;

  • фактические ошибки (неверные даты, имена персонажей, писателей, критиков, названия, искажение сюжета);

  • орфографические, стилистические (речевые), пунктуационные ошибки.


К грамматическим ошибкам относятся:


    • ошибочное словообразование, например, благородность;

    • ошибки в образовании форм существительных, например, нет время;

    • ошибки в образовании форм прилагательных, например, более интереснее;

    • ошибки в образовании форм местоимений, например, около его;

    • ошибки в образовании форм глагола, например, исследоваемый;

    • нарушение управления, например, жажда к славе;

    • нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: Характеристика семей Ростовых, Болконских, Курагиных, безусловно, важны для раскрытия темы семьи в романе Толстого;

    • ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами, например: Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды;

    • ошибки в построении предложения с причастными оборотами, например: Горная цепь тянулась с востока на запад, состоящая из множества хребтов;

    • ошибки в построении предложений с однородными членами, например: Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей;

    • ошибки в построении сложных предложений, например: Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты не они, а другие;

    • смешение прямой и косвенной речи, например: Толстой сказал, что «в «Войне и мире» я любил мысль народную, в «Анне Карениной» - семейную»;

    • а кроме того, пропуски необходимых слов. И нарушение границ предложения.


Речевые ошибки
    • употребление слов в несвойственном им значении – наконец в работе наступил аншлаг;


    • нарушение лексической сочетаемости – у неё были коричневые глаза;


    • употребление лишнего слова (плеоназм) – негодовал от возмущения;


    • повторение одного и того же слова Известны слова писателя, сказанные им по поводу главной идеи романов «Война и мир» и «Анна Карениной»: «в «Войне и мире» я любил мысль народную, в «Анне Карениной» - семейную». Но это вовсе не значит, что «мысль семейная» не присутствует в романе «Война и мир». Очень неправильно разделять мысль «семейную» и «народную» в этом романе;

    • употребление слов иной стилевой окраски – Хлестаков сделал всех чиновников этого города;


    • неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного средства или просторечных, диалектных слов – Единственной подружкой Наташи была Соня;


    • нарушение видовременной соотнесенности глагольных формПугачёв выходил из избы и сел в карету;


    • неудачное употребление личных и указательных местоимений – Я вынул книгу из сумки и положил её на стол;


    • смешение лексики разных исторических эпох – Пьер был одет во фрак и брюки;


    • а также бедность и однообразие синтаксических конструкций, и неудачный порядок слов.



ТЕМЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (СОЧИНЕНИЕ)


Тем сочинений будет пять. Первая тема основывается на материале произведений 19 века. Вторая тема – по творчеству писателя 19 века. Третья тема связана с ХХ веком, с персонажами произведений и отношением к ним автора. Четвёртая тема охватывает материал второй половины ХХ века. Пятая тема по сути своей – рецензия.

Через час после начала экзамена учащийся имеет право взять текст.

АТМ
  1. Ратный подвиг народа в войне 1812 года (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

  2. Мастерство Ф.М. Достоевского в изображении Петербурга с его страшным миром (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

  3. Тема Родины в лирике С. Есенина.

  4. Нравственная сила добра (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

  5. Я хочу рассказать вам о книге (спектакле, фильме).

ТПС

  1. Мир «тёмного царства» в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

  2. Наполеон и Кутузов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

  3. Революция в творчестве А. Блока.

  4. Поэтическая летопись эпохи (по поэмам А. Твардовского «Василий Тёркин» и «За далью – даль»).

ВР


  1. Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  2. Образ Н. Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

  3. Луч света «в тёмном» царстве по драме А.Н. Островского «Гроза».

  4. Тема любви в поэзии А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского.

  5. Мужество и героизм русских людей в период Великой Отечественной войны по произведениям писателей.

ПХ


  1. Характеристика «тёмного царства» и наиболее консервативных представителей его – Дикого и Кабанихи по драме А.Н. Островского «Гроза».

  2. Базаров и Аркадий в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  3. Духовный путь развития Андрея Болконского по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

  4. Любовная лирика С. Есенина.

  5. Баллада о памяти по произведениям русских писателей ХХ века ( Ю. Бондарев, В. Быков, М. Шолохов, А. Твардовский, К. Симонов, В. Распутин).

Э
  1. Мир «тёмного царства» в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

  2. Наполеон и Кутузов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

  3. Революция в творчестве А. Блока.

  4. Поэтическая летопись эпохи (по поэмам «Василий Тёркин» и «За далью – даль»).

  5. Мужество и героизм русских людей в период Великой Отечественной войны по произведениям писателей.