Рекомендации родителям для проведения дыхательной гимнастики. Приводятся некоторые упражнения и требования к их выполнению.
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.
Затем можно проводить игры на развитие дыхания:
ПРИРОДА
«Ветер и листья».
Вдох, задержка, на выдохе продолжительно произносить звук ф, раскачивая поднятыми руками. Затем на одном выдохе произносить звук п (ступенчатый выдох), постепенно опуская руки вниз.
«Осень».
Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».
«Ветер».
Дует легкий ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Выдох спокойный, равномерный.
Дует сильный ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Активный выдох.
Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:
Осиновый - а-а-а...
Рябиновый - и-и-и...
Березовый - о-о-о...
Дубовый - у-у-у...
«Аромат цветов».
Спокойный вдох через нос, продолжительный выдох «А-ах».
«Эхо».
Две группы детей: первая произносит звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи), вторая - тихо повторяет.
«Вьюга».
По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У- у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко гудят. По сигналу «Вьюга затихает» постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» - замолкают.
«В лесу».
Дети на поезде приехали в лес (У-у-у...). Увидели большой гриб (О-о!). Цветок (А-а!). Петя заблудился (Ау!). Листья шелестят (Ш-ш). Поезд обратно (У-У-У!).
ЖИВОТНЫЕ, НАСЕКОМЫЕ
«Мышка принюхивается».
Короткие вдохи через нос, затем небольшая задержка дыхания и продолжительный равномерный выдох через нос.
«Осы».
Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать: «з-з».
«Пчела».
Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать: «ж-ж-ж».
Пчелка, гуди, в поле лети. С поля лети, медок неси. Ж-ж-ж...
«Ежик».
После активного вдоха через нос на выдохе произносить: «пых-пых...», энергично работая мышцами живота.
«Корова».
Указательные пальцы - «рожки». Вдох через нос, выдох - продолжительное «му-у...».
«Лягушка и кукушка».
- Ква-ква! - урчит лягушка. -Ку-ку! - кричит кукушка.
Целый день по лесу: - Ква-ква! -Ку-ку!
«Дятел». При выдохе долго тянуть «д-д-д», ударяя кулачками.
ДРУГОЕ
«Подуй на пальцы».
Сложить пальцы в щепоть, и сделав энергичный вдох носом, дуть на пальцы короткими выдохами, работая мышцами живота.
«Машина».
Вдох носом, выдох - низким голосом произносим «Бр-р-р!», ощущая вибрацию губ. Бр-р-р! - ворчит мотор.
Бр-р-р! - где мой шофер? Бр-р-р! - урчит машина. Бр-р-р! - проверь-ка шины!
«Шарик».
Шарик мой воздушный, какой ты непослушный! Зачем ты отвязался? Зачем помчался ввысь?
Вернись, скорее, шарик! Вернись!
Руки вверх - вдох, медленно опускаем - длительный выдох «Ш-ш-ш».
«Самолет».
Долго тянуть звук «у». Если самолет далеко, руки в стороны и звук тихий. Если самолет близко - руки рупором около рта и звук громкий.