НАУЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ.
Тайна человеческого общения состоит в том, чтобы догадываться о несказанном, уметь воспринимать услышанное. Как важно внушить ребёнку, что он кому-то нужен, что он личность. Одиночество дома, одиночество в классе приводит детей к нервному расстройству. Как научить их полноценному общению? С чего начать?
Прежде всего в приобщении детей к культуре общения должна присутствовать игра, новизна, стимул. В работе с детьми при подборе форм обучения, тренинга, акцент делается на развитие внимания, эмоционального контакта. Способность к перевоплощению, к «вчуствованию» в другого человека формируется с детства. Как развить в себе эту способность? На помощь приходит детское воображение.
Можно проводить специально подобранные упражнения. Вот некоторые из них.
«Робот». Разбиться на 2 пары, встать лицом друг к другу. Один делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Другой – должен повторить.
«Шеренга». Встают в шеренгу на расстоянии шага друг от друга, встают лицом к стенке, закрывают глаза и по хлопку ведущего подпрыгивают вокруг своей оси, можно влево или вправо, но с тем условием, что все должны повернуться в одну сторону.
«Слово». Игра на двоих. Надо 7-ое поле и фишка. Её установить на центральной клетке. По сигналу начинают говорить: СА- МО- третьим слогом может быть (кат или лёт), третий слог надо сказать вместе.
Задача первая – добиться совпадения своего слога с третьим слогом товарища.
Задача вторая- уходить от подстройки, добиваться несовпадения. После каждого такта игры фишка перемещается на одну клетку в сторону победившего в этом такте игрока. Победа за тем, кому удаётся перетянуть фишку на свой конец поля.
«Выбор». Несколько игроков сидят в кругу. По команде ведущего каждый из них указывает на одного из товарищей, с кем бы он хотел составить пару. Цель- добиться набора пар.
В поведении человека всегда присутствуют два аспекта – внешний, восприимчивый нами, и внутренний – то, что связано со смыслом его поведения, мотивацией, целенаправленностью. Без понимания этого внутреннего смысла нельзя объяснить поступки и поведение человека. Внутренняя сторона поведения человека обнажается в так называемом «открытом» общении.
В классе детям предложено обсудить некоторые правила поведения, нарушение которых в случае их принятия определяет меру наказания, причём в большинстве случаев её определяет сам нарушитель. Система наказания действует по принципу «горячей печи»: предупреждение (сам знал, что горячая – «нельзя») и включение самооценки (сам виноват, ведь знал..). Итак, вот некоторые из правил:
РАЗРЕШАЕТСЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
1) Улыбаться друг другу 1)Хамить друг другу, грубить
2) Помогать и уважать 2) Пускать в ход кулаки, обижать
Дружить и выручать
3) Быть добрым, весёлым. 3) Бездельничать и мешать товарищам
говорить друг другу обидные слова
4) Стараться хорошо учиться
Эти правила каждый записал на отдельном листочке и хранил в дневнике. Допускалось 3 нарушения, за каждое из которых нарушитель сам ставил себе чёрную точку. При наличии 3 точек принималось соответствующее решение.
В классе завели тетрадь «Ах -3, Ой- 3» куда можно «поплакаться», анонимно написать, чего боюсь, с чем не согласен, что предлагаю, что волнует, чего не понимаю. Дети охотно вели эту тетрадь, записывая свои радости и огорчения. Раз в неделю её просматривает учитель и даёт письменные советы. Что дают такие игры, формы работы учителю?
Во-первых, помогают перевести конфликтные ситуации в плоскость обсуждения с детьми волнующих их проблем. Кроме того, это ведёт к изменению самочувствия ребят, развивает чувство восприятия товарища, как равноценного себе. И конечно же, происходит перемена в восприятии внешнего мира, приобретается умение вести диалог.