Кажется, еще только вчера ваш ребенок сделал первые в своей жизни шаги и сказал первое слово, а уже сегодня Вы – родители первоклассника.
Позади предшкольная суета, примерка новенькой формы и выбор букета для первой учительницы. Отзвенел первый в жизни ребенка школьный звонок, отблестели в счастливых глазах родителей слезы умиления и... начались ученические будни. А вместе с ними и трудности адаптации первоклассника к школе.
В первые дни ребенок идет в школу с нетерпением, переполняемый радостным ожиданием чего-то нового и неизведанного. Но может случиться так, что постепенно огонек познания в глазах первоклашки гаснет. Появляются первые трудности и первые неудачи, вместе с которыми приходит разочарование.
О трудностях привыкания к школьной жизни внимательному родителю могут подсказать изменения в поведении ребёнка. Стоит насторожиться, если:
Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Желайте ему удачи и хорошего дня.
Если Вы видите, что ребёнок чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
Поощряйте самостоятельность ребёнка при выполнении какой-либо деятельности. Если ему потребуется помощь – он скажет.
Не ставьте ребёнку условий.
Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
Не игнорируйте жалобы ребёнка на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с ребёнком, помогите ему успокоиться и заснуть.
Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
Следите за правильной осанкой ученика.
Правильно освещайте место, где ребёнок занимается.
Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.
Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.
Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
Формируйте высокую самооценку ребёнка.
Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.
Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
Проводите время с ребенком после школьного дня.
Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход.
Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.
Внимательно выслушивайте ребёнка и вникайте во все проблемы, о которых он вам говорит.
Не высмеивайте его, не унижайте, не приводите в пример тех детей, у которых получается лучше справляться с обучением в школе. Это приведёт только к замкнутости, скрытности, раздражению, нежеланию рассказывать родителям о своих волнениях.
Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах.
Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник. Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности.
Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него. Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда.