СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реконкиста и образование централизованных государств

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена на основе поурочных разработок Сорокиной Е. и интернет-ресурсов

Просмотр содержимого документа
«Реконкиста и образование централизованных государств»

Тема: Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Тема: Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Половину одинарных листочков 

Половину одинарных листочков

Тест  1 Установите соответствие между событиями и их датами. Даты А) 1337 События Б) 1356 1) Снятие осады Орлеана 2) Договор о перемирии В) 1396 Г) 1429 3) Окончание Столетней войны Д) 1453 4) Начало Столетней войны 5) Битва при Пуатье

Тест 1

  • Установите соответствие между событиями и их датами.

Даты

А) 1337

События

Б) 1356

1) Снятие осады Орлеана

2) Договор о перемирии

В) 1396

Г) 1429

3) Окончание Столетней войны

Д) 1453

4) Начало Столетней войны

5) Битва при Пуатье

2 Его называли «буржским королем». Он был молод, прекрасно образован, мечтал об освобождении Франции. Он был коронован в Реймсе, но ту, которая принесла ему победу, спасти не захотел. Это: Карл VII Карл V Филипп Добрый

2

  • Его называли «буржским королем». Он был молод, прекрасно образован, мечтал об освобождении Франции. Он был коронован в Реймсе, но ту, которая принесла ему победу, спасти не захотел. Это:
  • Карл VII
  • Карл V
  • Филипп Добрый
3 Среди причин Столетней войны отмечают: Стремление Франции к территориальным приобретениям в Англии Стремление Англии сохранить свои владения в центре Франции Противоречия между Англией и Францией по поводу фландрских городов

3

  • Среди причин Столетней войны отмечают:
  • Стремление Франции к территориальным приобретениям в Англии
  • Стремление Англии сохранить свои владения в центре Франции
  • Противоречия между Англией и Францией по поводу фландрских городов
4 В результате Столетней войны: Уважение к королевской власти во Франции усилилось У французов возникло новое чувство собственного единства Франция получила новые земли в Англии Англия потерпела поражение Укажите номер лишней позиции

4

  • В результате Столетней войны:
  • Уважение к королевской власти во Франции усилилось
  • У французов возникло новое чувство собственного единства
  • Франция получила новые земли в Англии
  • Англия потерпела поражение

Укажите номер лишней позиции

5 В результате Столетней войны: Франция одержала победу Во Франции укрепилась королевская власть Англия потеряла все владения во Франции Французы впервые осознали себя единым народом Укажите номер лишней позиции

5

  • В результате Столетней войны:
  • Франция одержала победу
  • Во Франции укрепилась королевская власть
  • Англия потеряла все владения во Франции
  • Французы впервые осознали себя единым народом

Укажите номер лишней позиции

6 Процесс централизации включает утверждение в стране: Единой власти законов Единых законов Единых органов управления ______________________ ______________________

6

  • Процесс централизации включает утверждение в стране:
  • Единой власти законов
  • Единых законов
  • Единых органов управления
  • ______________________
  • ______________________
Проверим себя: 45213 1 3 3 3 Единых налогов, единых органов управления 0-1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5-6 ошибок – «2»

Проверим себя:

  • 45213
  • 1
  • 3
  • 3
  • 3
  • Единых налогов, единых органов управления
  • 0-1 ошибка – «5»
  • 2 ошибки – «4»
  • 3-4 ошибки – «3»
  • 5-6 ошибок – «2»
Вспомните: 1. Когда и как Испания оказалась под властью арабов? 2. Как называлось арабское государство на Пиренейском полуострове после распада Арабского халифата?

Вспомните:

1. Когда и как Испания оказалась под властью арабов?

2. Как называлось арабское государство на Пиренейском полуострове после распада Арабского халифата?

В середине VIII века арабские территории в Испании ( Андалусия ) отделились от Арабского халифата и образовали отдельное государство, которое с X века носило название  Кордовский халифат. Завоеватели - арабы и берберы, которых коренные жители Испании называли  маврами. Испанские мавры

В середине VIII века арабские территории в Испании ( Андалусия ) отделились от Арабского халифата и образовали отдельное государство, которое с X века носило название Кордовский халифат.

Завоеватели - арабы и берберы, которых коренные жители Испании называли маврами.

Испанские мавры

Мусульманская Испания была процветающей частью Европы. Прочитайте текст п. 1 § 22 и ответьте на вопросы: - Какому периоду истории посвятил автор свой труд? - Какие достижения арабов описывает автор? - Что принесли арабы в Европу? - Как сам автор относится к описываемым событиям? Кому он сочувствует? - Как вы думаете, какие слои населения были недовольны присутствием арабов на Пиренейском полуострове? К чему это могло привести?

Мусульманская Испания была процветающей частью Европы.

Прочитайте текст п. 1 § 22 и ответьте на вопросы:

- Какому периоду истории посвятил автор свой труд?

- Какие достижения арабов описывает автор?

- Что принесли арабы в Европу?

- Как сам автор относится к описываемым событиям? Кому он сочувствует?

- Как вы думаете, какие слои населения были недовольны присутствием арабов на Пиренейском полуострове? К чему это могло привести?

Сразу же после завоевания маврами Испании началась Реконкиста — обратное отвоевание захваченной территории. Испания в 1000 году Участники Реконкисты: - знатные люди (захватывали новые территории и получали должности на отвоеванных территориях); - крестьяне (приобретали землю и личную свободу); - горожане (города добивались самоуправления).

Сразу же после завоевания маврами Испании началась Реконкиста — обратное отвоевание захваченной территории.

Испания в 1000 году

Участники Реконкисты:

- знатные люди (захватывали новые территории и получали должности на отвоеванных территориях);

- крестьяне (приобретали землю и личную свободу);

- горожане (города добивались самоуправления).

Папы не раз призывали христиан к Крестовым походам против мусульман в Испании .  В этих походах участвовали французские и итальянские рыцари. С середины XI до середины XIII века в Реконкисте были достигнуты самые крупные успехи. Раздробленные и ослабленные междоусобицами мусульманские княжества были легкой добычей для христианских правителей.

Папы не раз призывали христиан к Крестовым походам против мусульман в Испании . В этих походах участвовали французские и итальянские рыцари.

С середины XI до середины XIII века в Реконкисте были достигнуты самые крупные успехи. Раздробленные и ослабленные междоусобицами мусульманские княжества были легкой добычей для христианских правителей.

В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова образовались королевства: Кастилия,   Арагон,   Наварра,  Португалия (выделилось из Кастилии)

В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова образовались королевства:

Кастилия, Арагон, Наварра, Португалия (выделилось из Кастилии)

В 1212 г. у селения Лас Навас де Толоса объединенные силы Кастилии и других королевств окончательно разбили мавров.  У мавров остался лишь Гранадский эмират. Король Альфонс VIII Кастильский в битве при Лас-Навас де Толоса. Средневековая миниатюра

В 1212 г. у селения Лас Навас де Толоса объединенные силы Кастилии и других королевств окончательно разбили мавров. У мавров остался лишь Гранадский эмират.

Король Альфонс VIII Кастильский

в битве при Лас-Навас де Толоса.

Средневековая миниатюра

Реконкиста длилась около восьми столетий. Она проходила не постепенно, а как бы скачками. - Предположите, почему Реконкиста длилась так долго? - Почему христианским государствам удалось освободить Испанию от мусульманских завоевателей?

Реконкиста длилась около восьми столетий. Она проходила не постепенно, а как бы скачками.

- Предположите, почему Реконкиста длилась так долго?

- Почему христианским государствам удалось освободить Испанию от мусульманских завоевателей?

3. Образование Испанского королевства Сословная монархия (или сословно-представительная монархия) - форма феодального государства, в котором наряду с королевской властью, существует сословное представительство. Сложилась в Европе в XIII – XIV веках в ходе объединения земель и централизации государств. Запишем!

3. Образование Испанского королевства

  • Сословная монархия (или сословно-представительная монархия) - форма феодального государства, в котором наряду с королевской властью, существует сословное представительство. Сложилась в Европе в XIII – XIV веках в ходе объединения земель и централизации государств.

Запишем!

Образовавшиеся на Пиренейском полуострове христианские государства были сословными монархиями. В Кастилии короли созывали Кортесы – собрание представителей сословий, в состав которого входили даже крестьяне. Кортесы утверждали налоги и участвовали в принятии законов  (В Кастилии возникли в 1188 г., в Англии – в 1265 г., во Франции – в 1302 г.) Каталонские кортесы. Средневековая миниатюра

Образовавшиеся на Пиренейском полуострове христианские государства были сословными монархиями.

В Кастилии короли созывали Кортесы – собрание представителей сословий, в состав которого входили даже крестьяне. Кортесы утверждали налоги и участвовали в принятии законов

(В Кастилии возникли в 1188 г., в Англии – в 1265 г., во Франции – в 1302 г.)

Каталонские кортесы.

Средневековая миниатюра

Прочитайте первый абзац п. 3 § 22 и выполните задание: Составьте в тетради схему «Система управления сословными монархиями в Кастилии», используя дополнительные вопросы: - Как называлось собрание представителей сословий в Кастилии? - На сколько палат делились кортесы? - представители каких сословий приглашались на заседания кортесов?

Прочитайте первый абзац п. 3 § 22 и выполните задание:

  • Составьте в тетради схему «Система управления сословными монархиями в Кастилии», используя дополнительные вопросы:
  • - Как называлось собрание представителей сословий в Кастилии?
  • - На сколько палат делились кортесы?
  • - представители каких сословий приглашались на заседания кортесов?
Сословно-представительная монархия в Испанском королевстве Король Кортесы Первая палата - знать Кортесы Первая палата - знать

Сословно-представительная монархия в Испанском королевстве

Король

Кортесы

Первая палата - знать

Кортесы

Первая палата - знать

После победы над маврами, образовавшиеся на Пиренейском полуострове королевства вступили в период междоусобных войн. Только в 1479 г . произошло объединение земель Арагона и Кастилии в Испанское королевство Наварра была поделена между Арагоном и Францией. А в 1492г. у мавров была отобрана Гранада. .

После победы над маврами, образовавшиеся на Пиренейском полуострове королевства вступили в период междоусобных войн.

Только в 1479 г . произошло объединение земель Арагона и Кастилии в Испанское королевство Наварра была поделена между Арагоном и Францией. А в 1492г. у мавров была отобрана Гранада.

.

Во главе Испанского королевства стояли супруги Изабелла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский. Фердинанд и Изабелла со своими подданными Будучи годом старше своего мужа, Изабелла была известна красотой, умом, энергией, возвышенным и непреклонным характером, отличалась упорством, богобоязненностью и самонадеянностью. Она проводила время то в походах, где, сидя на лошади, сама нередко командовала отрядами, то в кабинете, где вместе со своими секретарями занималась чтением и составлением государственных бумаг.

Во главе Испанского королевства стояли супруги Изабелла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский.

Фердинанд и Изабелла со своими подданными

Будучи годом старше своего мужа, Изабелла была известна красотой, умом, энергией, возвышенным и непреклонным характером, отличалась упорством, богобоязненностью и самонадеянностью. Она проводила время то в походах, где, сидя на лошади, сама нередко командовала отрядами, то в кабинете, где вместе со своими секретарями занималась чтением и составлением государственных бумаг.

Фердинанд и Изабелла называли себя католическими королями . Они мечтали сделать Испанию чисто христианской страной. Всех оставшихся мавров и евреев заставляли принимать крещение. 120 тыс. евреев были изгнаны из Испании, так как не хотели принимать христианство. Скульптура молящегося Фердинанда в Королевской капелле Именно во времена правления Фердинанда и Изабеллы в Испании начались самые жестокие гонения на еретиков. Борьбой с ними занималась инквизиция. Вспомните, что такое инквизиция?

Фердинанд и Изабелла называли себя католическими королями . Они мечтали сделать Испанию чисто христианской страной. Всех оставшихся мавров и евреев заставляли принимать крещение. 120 тыс. евреев были изгнаны из Испании, так как не хотели принимать христианство.

Скульптура молящегося Фердинанда в Королевской капелле

Именно во времена правления Фердинанда и Изабеллы в Испании начались самые жестокие гонения на еретиков. Борьбой с ними занималась инквизиция.

Вспомните, что такое инквизиция?

Возглавил инквизицию фанатичный и свирепый католический монах Томас Торквемада.  За 10 лет его руководства инквизиторы подвергли пыткам и сожгли на кострах более 10 тысяч людей. Томас Торквемада Сожжение на костре еретиков в Испании получило название аутодафе(«дело веры»).

Возглавил инквизицию фанатичный и свирепый католический монах Томас Торквемада. За 10 лет его руководства инквизиторы подвергли пыткам и сожгли на кострах более 10 тысяч людей.

Томас Торквемада

Сожжение на костре еретиков в Испании получило название аутодафе(«дело веры»).

Томазо Торквемада

Томазо Торквемада

Подведем итоги: Почему Реконкисту называют религиозной войной? Католическая церковь в Испании была самой сильной в Европе. Закономерно ли это? Выполните задания:

Подведем итоги:

  • Почему Реконкисту называют религиозной войной?
  • Католическая церковь в Испании была самой сильной в Европе. Закономерно ли это?
  • Выполните задания:
№ 1. Заполните пропуски в тексте: В середине ___ в. Арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в___. С Х в. правитель мусульманских владений в Испании - ___- носил титул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали ___. Мусульманская Испания была ___ частью Европы. Мавры сначала не мешали местному населению исповедовать свою ___.

1. Заполните пропуски в тексте:

  • В середине ___ в. Арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в___. С Х в. правитель мусульманских владений в Испании - ___- носил титул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали ___.
  • Мусульманская Испания была ___ частью Европы. Мавры сначала не мешали местному населению исповедовать свою ___.
№ 2. Соотнесите сословие и цели Реконкисты Сословие Цель Господа Получить землю и личную свободу Крестьяне Получить самоуправление и права Горожане Получить новые земли и должности

2. Соотнесите сословие и цели Реконкисты

Сословие

Цель

Господа

Получить землю и личную свободу

Крестьяне

Получить самоуправление и права

Горожане

Получить новые земли и должности

№ 3. Исправьте в тексте 6 исторических ошибок В 1492 г. Под власть супружеской пары Изабеллы Арагонской и Фердинанда Кастильского произошло объединение двух государств в единое Португальское королевство. В 1479 г., после 10-летней войны, войска Фердинанда и Изабеллы взяли Наварру.

3. Исправьте в тексте 6 исторических ошибок

  • В 1492 г. Под власть супружеской пары Изабеллы Арагонской и Фердинанда Кастильского произошло объединение двух государств в единое Португальское королевство. В 1479 г., после 10-летней войны, войска Фердинанда и Изабеллы взяли Наварру.
Домашнее задание: Для сильных учеников: § 22, провести исследование на тему «Реконкиста и Крестовые походы в XI-XIII вв. в Святую землю: что между ними общего и чем они различаются?». Для средних учеников: § 22, подготовить сообщение на тему «Влияние мусульманской культуры и образа жизни на народы Пиренейского полуострова». Для слабых учеников: § 22, вопросы и задания к параграфу.

Домашнее задание:

  • Для сильных учеников: § 22, провести исследование на тему «Реконкиста и Крестовые походы в XI-XIII вв. в Святую землю: что между ними общего и чем они различаются?».
  • Для средних учеников: § 22, подготовить сообщение на тему «Влияние мусульманской культуры и образа жизни на народы Пиренейского полуострова».
  • Для слабых учеников: § 22, вопросы и задания к параграфу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс