СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение графических задач по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

                       

Просмотр содержимого документа
«Решение графических задач по физике»

Решение графических задач по физике

В графических задачах объектом исследования являются графики зависимости физических величин. Графики могут быть даны в условии задачи или их надо построить в процессе решения задачи. Чтобы успешно решать графические задачи, их нужно уметь «читать», видеть характер зависимости между величинами. Рассмотрим решение некоторых графических задач.

Задача №1 (Задание из варианта ЕГЭ)

На рисунке приведен график зависимости проекции скорости тела от времени.

Проекция ускорения тела в интервале времени от 12 до 16 с представлена графиком



1)

2)

3)

4)

Чтобы успешно и быстро решить подобное задание, нужно знать формулу ускоренияа = . Выделите указанный участок на графике. За 4 с скорость изменилась от значения -10 м/с до значения 0 м/с. Значит, а = (0м/с – (-10 м/с))/4 с = 2,5 м/с2.

а 0, значит верный ответ №4.

Задача №2 (Задание из варианта ЕГЭ)

На графике показана зависимость скорости тела от времени. Каков путь, пройденный телом к моменту времени t = 4 c?

1) 7 м; 2) 6 м; 3) 5 м; 4) 4 м.

Не нужно «искать» путь за 4 с движения по формулам кинематики. Это отнимает много времени. Найдём путь как площадь полученной трапеции. Верхнее основание трапеции это отрезок времени 4 с, нижнее – 2 с. Высота трапеции 2 м/с. Далее находим площадь:S = = 6 м.

Аналогично решаются некоторые задачи по термодинамике.

Задача №3

Рабочий цикл тепловой машины изображен на рисунке.

Дано: ν=1 моль, P2 =6P1 , T4 =2T1 , T1 =300К

А ? (за весь цикл)

Сначала найдем работу, совершенную в каждом процессе.

A1-2 =0, A3-4 =0,

т.к. V-const,

A2-3 =P2 (V2 –V1),

A4-1 =P1 (V1 –V2). Работа за весь цикл равна:

A =A2-3 +A4-1 = P2 (V2 –V1)+ P1 (V1 –V2)=

=P2 (V2 –V1)- P1 (V2 –V1 )= (V2 –V1 )(P2 - P1)=

= (V2 –V1 )5 P1.

Запишем уравнение

Менделеева-Клапейрона.

  1. состояние (параметры в точке 1:P1 ,V1,T1):

P1V1 =νRT1 ;

2 состояние (точка 4): P1V2 =νRT4 ;Решая систему уравнений, получим:

(V2 –V1)P1= νRT4 - νRT1 .

(V2 –V1)P1= νR(T4 -T1)= νRT1.

(V2 –V1)= νRT1 /P1.

A= (V2 –V1)5P1=(νRT1 /P1) ∙5P1=5∙νRT1.

A=12465Дж.


2 способ:

Найдём работу как площадь фигуры (прямоугольника): А = (P2 – P1)·(V2 – V1) = 5 P1· νRT1 /P1, т.к. P1V1 =νRT1 ;P1V2 =νRT4, откуда (V2 –V1)= νRT1 /P1.

Задача №4

Сравните графики движения тел и определите, какое из них имеет наибольшую скорость.









Можно вычислить скорости движения всех тел и затем их сравнить. Но есть более быстрый способ выполнения этого задания. Чем больше угол наклона графика к оси времени, тем больше скорость тела. Это согласуется с формулой скорости: v= , т.к. отношение изменения координаты (х –х0) к отрезку времени t показывает тангенс угла наклона графика движения к оси времени. Ответ очевиден: наибольшая скорость соответствует графику 2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!