~ 5 ~
Е.И.Романова Хоринский район, О.И.Добрынина Прибайкальский район
Тема урока « Решение графических задач»
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель урока: изучить способы решения графических задач по физике; познакомиться с методикой решения графических расчётных задач
Задачи урока:
Обучающие
-читать графики
-анализировать, получать нужную информацию.
-строить графики зависимости координаты, скорости и ускорении от времени.
Развивающие
-уметь читать графики физических величин
-содействовать овладению методами научного анализа
-уметь анализировать графическую задачу и с помощью графика составлять текстовую задачу
-развивать пространственное мышление
Воспитательные
-воспитание познавательного интереса к новым знаниям
-воспитание логического мышления
Планируемые результаты
Предметные
-умение читать и строить графики, находить величины из данных графиков
Метапредметные
Познавательные УУД:
-умение давать определения понятиям.
-знать формулы и уметь их преобразовывать
-знать единицы измерения физических величин
-уметь читать графики и решать задачи с их применением
-умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений
Личностные УУД:
-умение соблюдать дисциплину на уроке
-уважительно относиться к учителю и одноклассникам
-умение применять полученные знания на практике
-понимать важность графической информации представления движущихся тел
Регулятивные УУД:
-развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД
-умение слушать учителя и одноклассников
-аргументировать свою точку зрения
-овладение навыками выступлений перед аудиторией
-умение воспринимать информацию на слух
-задавать вопросы, работать в составе творческих групп
Личностные
-различать виды движения
-понимание важности применения графических задач в жизни
Методы:
Характер познавательной деятельности
-объяснительно – иллюстративный
-исследовательский
-репродуктивный
Источник знания
-практический
-наглядный
словесный
Приемы:
-интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения
-демонстрация учащимся графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов
-намек-подсказка, содержащая готовую информацию
--задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач
-задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений
-задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов
--задание учащимся на индивидуально речевое проговаривание известных правил
-задание учащимся на заполнение таблиц
-наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия
Контроль:
промежуточный – для оценки уровня сформированности ЗУН, по окончанию этапа изучения материала и выяснения необходимости его корректировки
Оборудование:
-интерактивная доска
-ПК
-презентация
-оформление класса графиками, тезисами
-карточки – задания
-оборудование для эксперимента
Ход урока:
Организационный момент
Мотивация
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Предъяви пропуск
Изучение нового материала
Почемучка
Физкультминутка или релаксация
Экспериментальная
Рефлексия
Домашнее задание
Здравствуйте! Приятно вновь встретиться с вами на уроке физики. Уверена, что вы готовы к получению новых знаний, на котором мы заглянем в мир графиков движения тел.
Порою в жизни так случается
Что разные тела, когда–нибудь встречаются
Когда случиться это?
Предстоит нам угадать
А это значит,
Основную задачу кинематики -
вы должны уметь решать
Тогда вам будут не страшны задания
И по плечу вам станут все терзания!
-Ребята как вы считаете, всегда ли используется для решения задач аналитический метод при описания движения?
/уч-ся: отвечают/ нет, можно решать с помощью графиков
-Какую тему нам предстоит сегодня изучить?
/уч-ся: отвечают/ Тема урока «Решение графических задач»
-Как вы думаете, есть ли преимущество графического метода по отношению к аналитическому?
/уч-ся: отвечают/ если да, то в чем он состоит; если нет то почему? (наглядность, вид движения, ориентирует на решение задач)
-Какую цель урока мы можем поставить?
/уч-ся: отвечают/ изучить способы решения графических задач по физике; познакомиться с методикой решения графических расчётных задач- учитель обобщает
Прежде чем мы приступим к решению задач, повторим пройденный материал:
Время формул
Заполнить таблицу согласно виду движения
Вид движения | определение | Формулы | Графики |
х (м) | S(м) | V(м/с) | а (м/с2) | x(t) | S(t) | V(t) | а(t) |
равномерное | | | | | | | | | |
равнозамедлен-ное | | | | | | | | | |
равноускорен-ное | | | | | | | | | |
На заполнение таблицы 10минут. Данная таблица для самопроверки учениками представлена на слайде (равномерное – 1 ряд, равнозамедленное – 2 ряд, равноускоренное – 3 ряд)
Критерий оценивания: «8-9 баллов» - оценка «5»
«6 -7 баллов» - оценка «4»
«4 -5 баллов» - оценка «3»
«3 баллов» - оценка «2»
Подведем итоги: поднимите руки у кого оценка «5»… Пропуски получены, переходим к решению задач.
Задание №1 (Дать полную характеристику данного вида движения)
Смена деятельности: учитель, совместное решение, ученик
Даны графики движения. Определить: вид движения, V0, V, а, записать уравнения скорости, для графика 3 ( построить графики x(t)? a(t)) – на интер. доске.


- Учащиеся решают для графика 3: находят уравнение скорости, строят графики в координатах a(t), x(t)
один из учеников показывает уравнение скорости, второй график а(t), третий график х(t) – интер. доске
-Что означает точка пересечения графиков 1 и 2? Как найти время встречи?
переход с доски в презентации при нажатии кнопки мыши, переход на клеточную страницу щелкаем по кнопке страница
№2
Используя уравнение движения тела x=200+5t-t2 . Составить уравнение скорости его движения. Построить графики зависимости скорости и ускорения от времени.
Физкультминутка или релаксация с музыкальным сопровождением
Знания только тогда знания, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью
Л.Н.Толстой
Перейдем к эксперименту.
Экспериментальная задача
Ваша задача выполнить экспериментальное задание / поставить цель, сделать необходимые измерения, выполнить расчеты, построить графики в координатах a(t), v(t), x(t), и его защитить.
Четные парты выполняют первый вариант, нечетные парты выполняют второй вариант
первый вариант
Условие задачи: По наклонной плоскости поверхности расположенной под углом
α = 30° к горизонту без начальной скорости скатывается шарик. Выполнить измерения и на основании их дать полную характеристику этого вида движения.
Приборы: желоб, штатив, шарик, измерительная лента, секундомер, транспортир
второй вариант
Условие задачи: По наклонной плоскости поверхности расположенной под углом
α = 15° к горизонту без начальной скорости скатывается шарик. Выполнить измерения и на основании их дать полную характеристику этого вида движения.
Приборы: желоб, штатив, шарик, измерительная лента, секундомер, транспортир
-четные и нечетные парты обменяйтесь и обсудите результаты полученного эксперимента, и сделайте обобщенный вывод /Разные углы? Чем больше угол наклона, тем больше ускорение/
Слова для защиты предоставляется I группе …, остальные учащиеся являются оппонентами.
-Ребята, где в жизни мы можем использовать графические задачи?
/уч-ся: отвечают/ движение поездов
Давайте подведем итог нашей деятельности на уроке:
/уч-ся: отвечают/
Мы на уроке
1 Описали движение тела используя график v (t).
2 По графику v (t) составили уравнение скорости, уравнение движения тела.
3 Используя данные построили графики x(t) и a(t).
4 Решили обратную задачу из уравнения движения построили график v (t)
5 Закрепление материала позволило выяснить свои пробелы, которые надо ликвидировать.
Обобщение
Кроме аналитического метода, при описания движения можно использовать и графический метод описания движения
Что можем установить по графику: время встречи, значения физ., величин, построить другие графики зависимости от времени
Оцените свою работу, работу вашей группы
Д/з
Построить для графика 1 графики зависимости х(t) а(t)
Составить условие графической задачи и выполнить её решение