СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Решение графических задач", 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока « Решение графических задач»

Тип урока: урок закрепления знаний

Цель урока: изучить способы решения графических задач по физике; познакомиться с методикой решения графических расчётных задач

Просмотр содержимого документа
«УРОК решение графических задач»

PowerPlusWaterMarkObject351548~ 5 ~

Е.И.Романова Хоринский район, О.И.Добрынина Прибайкальский район

Тема урока « Решение графических задач»

Тип урока: урок закрепления знаний

Цель урока: изучить способы решения графических задач по физике; познакомиться с методикой решения графических расчётных задач

Задачи урока:

Обучающие

-читать графики

-анализировать, получать нужную информацию.

-строить графики зависимости координаты, скорости и ускорении от времени.

Развивающие

-уметь читать графики физических величин

-содействовать овладению методами научного анализа

-уметь анализировать графическую задачу и с помощью графика составлять текстовую задачу

-развивать пространственное мышление

Воспитательные

-воспитание познавательного интереса к новым знаниям

-воспитание логического мышления

Планируемые результаты

Предметные

-умение читать и строить графики, находить величины из данных графиков

Метапредметные

Познавательные УУД:

-умение давать определения понятиям.

-знать формулы и уметь их преобразовывать

-знать единицы измерения физических величин

-уметь читать графики и решать задачи с их применением

-умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений

Личностные УУД:

-умение соблюдать дисциплину на уроке

-уважительно относиться к учителю и одноклассникам

-умение применять полученные знания на практике

-понимать важность графической информации представления движущихся тел

Регулятивные УУД:

-развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД

-умение слушать учителя и одноклассников

-аргументировать свою точку зрения

-овладение навыками выступлений перед аудиторией

-умение воспринимать информацию на слух

-задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Личностные

-различать виды движения

-понимание важности применения графических задач в жизни

Методы:

Характер познавательной деятельности

-объяснительно – иллюстративный

-исследовательский

-репродуктивный

Источник знания

-практический

-наглядный

словесный

Приемы:

-интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения

-демонстрация учащимся графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов

-намек-подсказка, содержащая готовую информацию

--задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач

-задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений

-задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов

--задание учащимся на индивидуально речевое проговаривание известных правил

-задание учащимся на заполнение таблиц

-наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия

Контроль:

промежуточный – для оценки уровня сформированности ЗУН, по окончанию этапа изучения материала и выяснения необходимости его корректировки

Оборудование:

-интерактивная доска

-ПК

-презентация

-оформление класса графиками, тезисами

-карточки – задания

-оборудование для эксперимента

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация

  3. Актуализация знаний

  4. Проверка домашнего задания

    1. Предъяви пропуск

  5. Изучение нового материала

    1. Почемучка

    2. Физкультминутка или релаксация

    3. Экспериментальная

  6. Рефлексия

  7. Домашнее задание

Здравствуйте! Приятно вновь встретиться с вами на уроке физики. Уверена, что вы готовы к получению новых знаний, на котором мы заглянем в мир графиков движения тел.

Порою в жизни так случается

Что разные тела, когда–нибудь встречаются

Когда случиться это?

Предстоит нам угадать

А это значит,

Основную задачу кинематики -

вы должны уметь решать

Тогда вам будут не страшны задания

И по плечу вам станут все терзания!

-Ребята как вы считаете, всегда ли используется для решения задач аналитический метод при описания движения?

/уч-ся: отвечают/ нет, можно решать с помощью графиков

-Какую тему нам предстоит сегодня изучить?

/уч-ся: отвечают/ Тема урока «Решение графических задач»

-Как вы думаете, есть ли преимущество графического метода по отношению к аналитическому?

/уч-ся: отвечают/ если да, то в чем он состоит; если нет то почему? (наглядность, вид движения, ориентирует на решение задач)

-Какую цель урока мы можем поставить?

/уч-ся: отвечают/ изучить способы решения графических задач по физике; познакомиться с методикой решения графических расчётных задач- учитель обобщает

Прежде чем мы приступим к решению задач, повторим пройденный материал:

    1. Время формул

Заполнить таблицу согласно виду движения

Вид движения

определение

Формулы

Графики

х (м)

S(м)

V(м/с)

а (м/с2)

x(t)

S(t)

V(t)

а(t)

равномерное










равнозамедлен-ное










равноускорен-ное










На заполнение таблицы 10минут. Данная таблица для самопроверки учениками представлена на слайде (равномерное – 1 ряд, равнозамедленное – 2 ряд, равноускоренное – 3 ряд)

Критерий оценивания: «8-9 баллов» - оценка «5»

«6 -7 баллов» - оценка «4»

«4 -5 баллов» - оценка «3»

«3 баллов» - оценка «2»

Подведем итоги: поднимите руки у кого оценка «5»… Пропуски получены, переходим к решению задач.

Задание №1 (Дать полную характеристику данного вида движения)

Смена деятельности: учитель, совместное решение, ученик

Даны графики движения. Определить: вид движения, V0, V, а, записать уравнения скорости, для графика 3 ( построить графики x(t)? a(t)) – на интер. доске.


- Учащиеся решают для графика 3: находят уравнение скорости, строят графики в координатах a(t), x(t)

один из учеников показывает уравнение скорости, второй график а(t), третий график х(t) – интер. доске

-Что означает точка пересечения графиков 1 и 2? Как найти время встречи?

переход с доски в презентации при нажатии кнопки мыши, переход на клеточную страницу щелкаем по кнопке страница


2

Используя уравнение движения тела x=200+5t-t2 . Составить уравнение скорости его движения. Построить графики зависимости скорости и ускорения от времени.

Физкультминутка или релаксация с музыкальным сопровождением

Знания только тогда знания, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью

Л.Н.Толстой

Перейдем к эксперименту.

Экспериментальная задача

Ваша задача выполнить экспериментальное задание / поставить цель, сделать необходимые измерения, выполнить расчеты, построить графики в координатах a(t), v(t), x(t), и его защитить.

Четные парты выполняют первый вариант, нечетные парты выполняют второй вариант

первый вариант

Условие задачи: По наклонной плоскости поверхности расположенной под углом

α = 30° к горизонту без начальной скорости скатывается шарик. Выполнить измерения и на основании их дать полную характеристику этого вида движения.

Приборы: желоб, штатив, шарик, измерительная лента, секундомер, транспортир

второй вариант

Условие задачи: По наклонной плоскости поверхности расположенной под углом

α = 15° к горизонту без начальной скорости скатывается шарик. Выполнить измерения и на основании их дать полную характеристику этого вида движения.

Приборы: желоб, штатив, шарик, измерительная лента, секундомер, транспортир


-четные и нечетные парты обменяйтесь и обсудите результаты полученного эксперимента, и сделайте обобщенный вывод /Разные углы? Чем больше угол наклона, тем больше ускорение/

Слова для защиты предоставляется I группе …, остальные учащиеся являются оппонентами.


-Ребята, где в жизни мы можем использовать графические задачи?

/уч-ся: отвечают/ движение поездов


Давайте подведем итог нашей деятельности на уроке:

/уч-ся: отвечают/

Мы на уроке

1 Описали движение тела используя график v (t).

2 По графику v (t) составили уравнение скорости, уравнение движения тела.

3 Используя данные построили графики x(t) и a(t).

4 Решили обратную задачу из уравнения движения построили график v (t)

5 Закрепление материала позволило выяснить свои пробелы, которые надо ликвидировать.

Обобщение

Кроме аналитического метода, при описания движения можно использовать и графический метод описания движения

Что можем установить по графику: время встречи, значения физ., величин, построить другие графики зависимости от времени

Оцените свою работу, работу вашей группы

Д/з

Построить для графика 1 графики зависимости х(t) а(t)

Составить условие графической задачи и выполнить её решение

Просмотр содержимого презентации
«К уроку»

Тема урока: « Решение графических задач »

Тема урока:

« Решение графических задач »

Цель урока: изучить способы решения  графических задач по физике;  познакомиться с методикой решения  графических расчётных задач

Цель урока:

  • изучить способы решения

графических задач по физике;

  • познакомиться с методикой решения

графических расчётных задач

Заполнить таблицу согласно виду движения V a S x t t t t t t V a x S t t t t t t a V S x t t t t t t (равномерное – 1 ряд, равнозамедленное – 2 ряд, равноускоренное – 3 ряд) Критерий оценивания: « 8 -9 баллов» - оценка «5»  « 6 -7 баллов» - оценка «4»  « 4 -5 баллов» - оценка «3»  « 3 баллов» - оценка «2»

Заполнить таблицу согласно виду движения

V

a

S

x

t

t

t

t

t

t

V

a

x

S

t

t

t

t

t

t

a

V

S

x

t

t

t

t

t

t

(равномерное – 1 ряд, равнозамедленное – 2 ряд, равноускоренное – 3 ряд)

Критерий оценивания: « 8 -9 баллов» - оценка «5»

« 6 -7 баллов» - оценка «4»

« 4 -5 баллов» - оценка «3»

« 3 баллов» - оценка «2»

0 ) равнозамедленно (т.к. а х v х ) Тело движется с начальной скоростью 10 м/с в отрицательном направлении оси Ох ( т.к. v 0х ) равнозамедленно (т.к. а х v х ) 10 5 0 t , с 3 1 6 5 2 4 Через 5 с тело остановило c ь и равноускоренно продолжило движение в отрицательном направлении Через 4 с скорость тела стала равной нулю и оно равноускоренно продолжило движение в положительном направлении -5 -10 Зависимость v х ( t) имеет вид 2 Зависимость v х ( t) имеет вид v x = 25 - 5 t v x = -10 + 2,5 t 4" width="640"

v x = -10 + 2,5 t

v x = 25 - 5 t

1

Учимся «читать» графики

v x = v 0 x + a х t

v х , м/с

1 тело

2 тело

v = - 10 м/с

v = 25 м/с

v х = 0 м/с

t = 4 с

25

v х = 0 м/с

t = 5 с

3

v х v 0 х

v х v 0 х

0 м/с – 25 м/с

0 м/с – (-10 м/с)

=

а =

=

=

=

а =

20

t

t

4 с

5 с

15

= - 5 м/с 2

= 2,5 м/с 2

1

Тело движется с начальной скоростью

25 м/с в положительном направлении

оси Ох ( т.к. v 0 ) равнозамедленно

(т.к. а х v х )

Тело движется с начальной скоростью

10 м/с в отрицательном направлении

оси Ох ( т.к. v ) равнозамедленно

(т.к. а х v х )

10

5

0

t , с

3

1

6

5

2

4

Через 5 с тело остановило c ь

и равноускоренно продолжило

движение в отрицательном направлении

Через 4 с скорость тела стала равной нулю и оно равноускоренно продолжило

движение в положительном направлении

-5

-10

Зависимость v х ( t) имеет вид

2

Зависимость v х ( t) имеет вид

v x = 25 - 5 t

v x = -10 + 2,5 t

4

№ 2   Используя уравнение движения тела x =200+5 t - t 2 . Составить уравнение скорости его движения.  Построить графики зависимости скорости и ускорения от времени.   Решение: Дано: X =200+5 t - t 2 Движение равнозамедленное, так как перед t 2  минус. Уравнение равнозамедленного движения V  -? V  ( t)? a(t) ? сравним получаем Уравнение скорости равнозамедленного движения сравним

2

Используя уравнение движения тела x =200+5 t - t 2 . Составить уравнение скорости его движения. Построить графики зависимости скорости и ускорения от времени.

Решение:

Дано:

X =200+5 t - t 2

Движение равнозамедленное, так как перед t 2 минус.

Уравнение равнозамедленного движения

V -?

V ( t)? a(t) ?

сравним

получаем

Уравнение скорости равнозамедленного движения

сравним

Построение графика зависимости скорости от времени t ,с V ,м/с 0 5 2 1 V ,м/с 5 4 3 2 1 T ,с 0 2 6 1 4 5 3

Построение графика зависимости скорости от времени

t

V ,м/с

0

5

2

1

V ,м/с

5

4

3

2

1

T ,с

0

2

6

1

4

5

3

  • При равнопеременном движении зависимость скорости от времени – линейная
  • Следовательно графиком является прямая.
Релаксация

Релаксация

Экспериментальная задача I вариант II вариант Условие задачи: Условие задачи: По наклонной плоскости поверхности расположенной под углом α = 30° к горизонту без начальной скорости скатывается шарик. По наклонной плоскости поверхности расположенной под углом α = 15° к горизонту без начальной скорости скатывается шарик.  Выполнить измерения и на основании их дать полную характеристику этого вида движения. Приборы:  Выполнить измерения и на основании их дать полную характеристику этого вида движения. Приборы: желоб, штатив, шарик, измерительная лента, секундомер, транспортир  желоб, штатив, шарик, измерительная лента, секундомер, транспортир

Экспериментальная задача

I вариант

II вариант

  • Условие задачи:
  • Условие задачи:

По наклонной плоскости поверхности расположенной под углом α = 30° к горизонту без начальной скорости скатывается шарик.

По наклонной плоскости поверхности расположенной под углом α = 15° к горизонту без начальной скорости скатывается шарик.

  • Выполнить измерения и на основании их дать полную характеристику этого вида движения.
  • Приборы:
  • Выполнить измерения и на основании их дать полную характеристику этого вида движения.
  • Приборы:

желоб, штатив, шарик, измерительная лента, секундомер, транспортир

желоб, штатив, шарик, измерительная лента, секундомер, транспортир

Подведем итоги: Мы на уроке 1 Описали движение тела используя график v (t) . 2 По графику v (t) составили уравнение скорости, уравнение движения тела. 3 Используя данные построили графики x(t) и a(t) . 4 Решили обратную задачу из уравнения движения построили график v (t)  5 Закрепление материала позволило выяснить свои пробелы, которые надо ликвидировать .

Подведем итоги:

Мы на уроке

1 Описали движение тела используя график v (t) .

2 По графику v (t) составили уравнение скорости, уравнение движения тела.

3 Используя данные построили графики x(t) и a(t) .

4 Решили обратную задачу из уравнения движения построили график v (t)

5 Закрепление материала позволило выяснить свои пробелы, которые надо ликвидировать .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!