План урока Хуснутдиновой Т.И.
Тема урока. | Решение линейных уравнений с одной переменной. |
Цель урока. | Совершенствовать знания, умения и навыки решения линейных уравнений. |
Планируемые образовательные результаты. | Предметные: 1. Научатся выстраивать алгоритм решения линейного уравнения с одной переменной; 2. Научатся описывать свойства корней уравнений, распознавать линейные уравнения с одной неизвестной. 3. Научатся решать линейные уравнений и уравнения, сводящиеся к ним. |
Метапредметные: Регулятивные: - умет определять тему урока и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи. Коммуникативные: - слушать и слышать друг друга; - уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Личностные: -уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - ориентироваться на успех в учебной деятельности. |
Основные понятия. | Алгоритм решения уравнений с одной переменной, корень уравнения, равносильные уравнения, приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок. |
Трудовые действия учителя. | Формирование УУД: Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: уметь определять и формулировать тему на уроке с помощью учителя; преобразовывать практическую задачу в познавательную, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке), устанавливать причинно-следственные связи. |
Учебно–методическое обеспечение (средства, оборудование). | Для учителя: 1. компьютер 2. проектор. | Для обучающихся: 1. карточки с заданиями 2. проектор |
Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. |
1. Организационный | Пусть математика сложна Ее до края не познать, Откроет двери всем она, В них только надо постучать. Я вам желаю, чтобы сегодня на уроке вы были очень активными, трудолюбивыми и настойчивыми в достижении своих целей. Пусть сегодня на уроке вы даже не заметите, как пролетит время и совсем неожиданно для вас прозвенит звонок. | Включаются в ритм урока. |
2. Актуализация знаний | О чем пойдет речь сегодня на уроке, вы узнаете, ответив на следующие вопросы: 1. Выберите строку, в которой записано уравнение: 1) 35 – 4(6 – 3) = 23 2) 35 – 4(6 – х) 3) 35 – 4(х – 3) = 23 4) 35 – 4(6 – 3) 2. Какое из чисел является корнем уравнения – 3х = 48? 1) 16 2) – 16 3)  4) - 3. Для какого из уравнений число – 2 является корнем? 1) 3х – 4 = 12 2) х + 5 = 7 3) 5х + 2 = 8 4) 6 – х = 8 4. Приведите подобные слагаемые: 2а + 7а + 4а – 11а 1) 2а + 2 2) 2 3) 2а 4) 4а 5. Приведите подобные слагаемые: 13х – 4 – 4х + 2 1) 9х - 6 2) 9х-2 3) 17х+2 4) 7х 6. Равносильны ли уравнения: -3(х - 5) = 11 и 3(х - 5) = -11? 7. Равносильны ли уравнения: 2х – 1 = 17 и 2х = 17 - 1? 8. Раскройте скобки: 5а + (4b – c) 1) 5a – 4b + c 2) 5a + 4b – c 3) 5a – 4b – c 4) 5a + 4b + c 9. Раскройте скобки: 2а – (3b – c) 1) 2a – 3b + c 2) 2a – 3b – c 3) 2a + 3b + c 4) 2a + 3b - c 10. Для какого из уравнений число 1 является корнем? 1) 3х – 4 = 12 2) х + 5 = 7 3) 6х + 2 = 8 4) 6 – х = 8 11. Верно ли, что корнем уравнения 4(х – 5) = 20 является число 5? 12.Какое из чисел является корнем уравнения 4(х – 5) = - 4? 1) 0 2) -1 3) 5 4) 4 13. Возьмем верное равенство: 28+8-36=35+10-45.Вынесем за скобки общий множитель: 4(7+2-9)=5(7+2-9) 2∙2(7+2-9)=5(7+2-9) Теперь, разделив обе части равенства на общий множитель (7+2-9), получим, что 2∙2=5. Где ошибка? | Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. |
3. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока. | Неожиданно пришло сообщение. Здравствуй, моя дорогая внучка! Очень соскучился по тебе, хочу приехать в гости. Но мне нужна твоя помощь. От моей деревни до железнодорожной станции 20 км. Поезд уходит со станции в 11 часов. Я, хоть уже и немолодой, но хожу быстро, со скоростью 5 км/ч. В котором часу мне надо выйти из дома, чтобы успеть на поезд? Подскажи, пожалуйста, внученька, очень хочется повидаться, а без твоей помощи я боюсь опоздать на поезд. Твой дед. Давайте поможем деду. Что у вас получилось? Чем же мы с вами будем заниматься на уроке? | Учащиеся составляют уравнение по задаче, формулируют тему урока и цель. На столе лежат конверты с цифрами. Учащиеся составляют уравнение к данной задаче. |
4. Повторение свойств и алгоритма решения линейных уравнений с одной переменной. | Да, мы сегодня с вами вспомним свойства и алгоритм решения линейных уравнений с одной переменной. Алгоритм: Раскрыть скобки в обеих частях уравнения (если есть дробные коэффициенты, то уравнение освободить от дробей). Перенести слагаемые, содержащие переменную в одну часть, а не содержащие в другую. Привести подобные члены в каждой части. 4. Разделить обе части уравнения на коэффициент при переменной (с учётом свойств равносильности при а ≠ 0). | Учащиеся вспоминают свойства решения уравнений и по ходу решения вспоминают алгоритм решения линейных уравнений с одной переменной. |
5.Тренировочные упражнения. | 1. а) 5x + 1 = 11 Ответ: 2 б) 17 – x = 10 – 6x Ответ: - 1,6 в) 5(x-1) + 8 = 1 – 3(x + 2) Ответ: - 1 2. а) 4(х – 11) – 5(2х – 7)=0 б)2(3х + 7) – 8(х + 3)=0 3. Решить линейные уравнения, ответ записать в виде координаты точки. Точки необходимо нанести последовательно на координатную плоскость и соединить. Должен получиться рисунок. Звезда | Найди коорди- нату | Уравнения | (-11;4) | (х;4) | 3-5(х+1)= 9 - 4х | (-3;4) | (х;4) | 24х + 12 = - 60 | (0;11) | (0;у) | 2(у-3) +2 = 18 | (3;4) | (х;4) | 4(х+2) - 4 =16 | (11;4) | (11;у) | 7(5+у) +12 =75 | (5;0) | (х;0) | х(3- 7)+ 8 = -12 | (8;-8) | (8;у) | 13(4 – 8) +у = - 60 | (0;-3) | (х; -3) | 2(х -3) +2 = -4 | (-8;-8) | (-8;у) | 2-3(х+2)= 4 - 2х | (-5;0) | (х;0) | 8х +16 = 3х - 9 | 11(-11;4) | (-11;у) | 12у +3 = 39 + 3у | | Учащиеся решают уравнения в группах. Для учащихся, которые не могут справиться с заданием, выдается карточка-помощница, в которой содержится печатная основа пошагового решения данного уравнения согласно сформированному алгоритму. Учащиеся выполняют проблемно-поисковую задачу, работая в группах. |
6.Домашнее задание. | Разно уровневые задания на листочках. Решите уравнение: а) 5у – 8 = 2у – 5; б)  в) (2 + 3х) – (4х – 7) = 10; г) 2(х – 1,5) + х = 6. При каком значении у равны значения выражений: 1,2у – 1 и 0,4у + 3? Решите уравнение: а) 0,4х – 6 = -12; б) х + 6 = 5 + 4х; в) 13 – 3(х + 1) = 4 - 5х; г) 0,2(3х – 5) – 0,3(х – 1) = -0,7. При каком значении у значение выражения 8у + 2 больше значения выражения 5у + 3 на 5? Решите уравнение: а) 1,3х – 2 = 2,6х + 11; б) ; в) -6 = -2 – (4 + 9х); г) 1,2(5 – 4х) = -6(0,8х + 1). 2. При каком значении у сумма числа 4 и выражения 3у – 0,5 меньше их произведения на 3,5? (геометрические фигуры соответственно обозначают – задания базового уровня, повышенного и высокого) | |
7.Рефлексия. | | Учащиеся отвечают на вопросы: Назовите тему урока____________________ Какова цель урока?____________________ На уроке я работал активно / пассивно Своей работой на уроке доволен / не доволен Материал урока мне был понятен / не понятен Домашнее задание мне кажется легким / трудным |
8. Итог урока. | Восстановить алгоритм решения неравенств с одной переменной. Выставление оценок. | |