Организационный момент (1 мин).
Актуализация знаний, необходимых на уроке (4 мин).
Изучение нового материала (10 мин).
Тренировочные упражнения (26 мин).
Подведение итогов урока (3 мин).
Сообщение домашнего задания (1 мин).
2. Устная работа: Найти синус, косинус, тангенс и котангенс для различных углов прямоугольного треугольника
Задача 1 Найти: M sinα= cosα= tgα= ctgα= α P C | Задача 2 Найти: A H cosα= α tgα= sinα= ctgα= M | Задача 3 K Найти: tgα= 5 3 sinα= ctgα= α cosα= P M 4 |
II Учитель: Сегодня мы должны научиться решать задачи, в которых нужно найти неизвестные углы или стороны прямоугольного треугольника. Имеется 5 различных задач на решение прямоугольных треугольников. Сейчас мы вместе рассмотрим решение этих задач в общем виде. Вы будете мне помогать ( Первую задачу решаю на доске, показывая образец решения. Привлекаю учащихся. Для решения остальных задач вызываю учащихся к доске) |
1 задача: Дано: ABC: C=90◦ A AC=b B= α Найти: A, CB, AB b α C B | Решение: А=90◦-α sinα ; AB= tgα= ; CB==bctgα |
2 задача: Дано: МКР: К=90◦ М К М= α α МР=k Найти: Р, МК, КР k Р | Решение: P=90◦-α sinα ; KP= ksinα cosα= ; MK=kcosα |
3 задача: C Дано: CMD: D=90◦ CD=m, MD=c Найти: MC, C, M m M D c | Решение: MC= tgM= C=90◦- M М – находим по таблице Брадиса или через калькулятор |
4 задача: Дано: ABC: A=90◦ А В BC=a, AC=b Найти: AB, C, B b a С | Решение: AB= sinB= C=90◦- B B – находим по таблице Брадиса или через калькулятор |
5 задача: C Дано: CMP: M=90◦ C= α α Найти: P, CP, MP p M P | Решение: P=90◦-α tgα ; MP= ptgα cosα= ; CP= |
III Закрепление Учитель: Самостоятельная работа с последующей проверкой (приложение №1) у каждого ученика на столе. |
Задача 1 A M Дано: AMP A=90◦ P=α MP=a a Найти: M, AP,AM α P | Решение: M=90◦-α cosα= ; AP=acosα sinα ; AM=asinα |
Задача 2 B Дано: ABC, A=90◦, AB=a, AC=b a Найти: BC, B, C A b C | Решение: BC= tgC= B=90◦- C C – находим по таблице Брадиса или через калькулятор |
Задача 3 C K Дано: CKE E=90◦ C=α KE=c α c Найти: E, CK, CE E | Решение: А=90◦-α sinα ; CE= ctgα= ; CK=cctgα |
Задача 4 M Дано: MPC: C=90◦ PC=m, PM=c c Найти: MC, P, M P C m | Решение: MC= cosP= M=90◦- P P – находим по таблице Брадиса или через калькулятор |
Задача 5 A Дано: ABE: B=90◦ A= α AB=e α Найти: E, BE, AE e B E | Решение: E=90◦-α tgα ; BE= etgα cosα= ; AE=e |
IVРешение задач с числовыми данными, используя калькулятор |
1 задача: Дано: MKP: K=90◦ M MP=14 P= 35◦ Найти: MK, KP 14 35◦ K P | Решение: sin35◦ ; MK=14sin35◦=140,5736=8,03048,0 cos35◦=; KP=14cos35◦=140,8192=11,468811,5 |
2 задача: Дано: CDP: C=90◦ C 15 D CD=15, CP=8 Найти: PD, D, P 8 P | Решение: AB=== sinD= D=28◦ P=90◦-28◦=62◦ |
V Итог урока: - Чему вы научились сегодня на уроке? |
VI Домашнее задание: п. 66 Ещё раз повторить определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Решить задачи, которые на карточках. (карточки раздаются каждому ученику). приложение №2 |
Задача 1 Дано: ABC: A=90◦ А c В AB=c, AC=b Найти: BC, C, B b С | Задача 2 P Дано: MPK, K=90◦, M=α, PK=m m Найти: P, MK, MP M α K |
Задача 3 Дано: CKA: K=90◦ C K AC=k, KA=c Найти: CK, C, A k c A | Задача 4 M Дано: MAB: A=90◦ M= α MB=a α Найти: B, AB, MA a A B |
Задача 5 K P Дано: KPC K=90◦ C=α KC=p p Найти: P, KP,PC α C | |
Задача 1 A M Дано: AMP A=90◦ P=α MP=a a Найти: M, AP,AM α P | Решение: M=90◦-α cosα= ; AP=acosα sinα ; AM=asinα |
Задача 2 B Дано: ABC, A=90◦, AB=a, AC=b a Найти: BC, B, C A b C | Решение: BC= tgC= B=90◦- C C – находим по таблице Брадиса или через калькулятор |
Задача 3 C K Дано: CKE E=90◦ C=α KE=c α c Найти: E, CK, CE E | Решение: А=90◦-α sinα ; CE= ctgα= ; CK=cctgα |
Задача 4 M Дано: MPC: C=90◦ PC=m, PM=c c Найти: MC, P, M P C m | Решение: MC= cosP= M=90◦- P P – находим по таблице Брадиса или через калькулятор |
Задача 5 A Дано: ABE: B=90◦ A= α AB=e α Найти: E, BE, AE e B E | Решение: E=90◦-α tgα ; BE= etgα cosα= ; AE=e |