Просмотр содержимого документа
«Решение прямоугольных треугольников»
Решение прямоугольных треугольников.
Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Тип урока. Урок применения и совершенствования знаний. Командная игра.
Характеристика темы урока. На предыдущих уроках были изучены соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника, синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, их значения и разобраны основные типы задач. На предстоящем уроке формируется умение самостоятельно применять изученные факты по образцу и в сходных условиях, так и с переносом знаний в новые условия.
Основные задачи урока:
Формирование определенных умений и навыков по применению зависимостей между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.
Формирование умения видеть один и тот же факт в различных ситуациях.
Формирование умений работать с задачей.
Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию.
Адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, самоконтроль, обучение общению.
Оборудование урока: раздаточный материал для заданий командам, таблица значений тригонометрических функций, микрокалькуляторы.
Структура урока.
Постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний и умений.
Формирование умения применять зависимости в прямоугольном треугольнике, выбрать и правильно применить нужную формулу в сходных условиях.
Формирование умения применить знания в новых условиях для решения
Подведение итогов работы на уроке.
Определение победителя, награждение команд.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
Представление команд
II. Актуализация опорных знаний
Задание командам написать все известные формулы по заданной теме для заданного на доске прямоугольного треугольника, листы с ответами сдать и сравнить с верным ответом (показываются формулы).
Блиц опрос для команд (команда отвечает на вопрос, в случае правильного ответа на следующий вопрос отвечает другая команда, в случае неверного ответа следующая команда отвечает на этот же вопрос, и так по очереди).
Вопросы:
tg 60°? ()
sin 45°?
Чему равен cos 30°? ( )
Чему равен sin 30°?
Как вычислить тангенс угла, если известны значения его синуса и косинуса? Чему равен tg 30°?
Какой треугольник называется египетским? Чему равен cos 45°?
Как переводится с древнегреческого слово «гипотенуза»? Почему? Чему равен cos 60°?
Является треугольник со сторонами 5см, 6см, 2см прямоугольным? Почему? Чему равен sin 45°?
Что означает слово «тригонометрия» как оно возникло? Чему равен tg 45°?
Можно ли определить вид треугольника, если известны его стороны 13 см, 12 см, 5 см? Чему равен sin 60°?
III. Формирование умения применять знания при решение задач
Команды получают две задаче, первая задача на применение знаний в простой ситуации, в сложной, когда найденные значения необходимы для решения задач с помощью таблицы Брадиса
Задачи для команд
I КОМАНДА
Задача
В прямоугольном треугольнике один из катетов равен а, а противолежащий угол равен .
а) Выразите другой катет, противолежащий ему угол и гипотенузу через а и .
б) Найдите их значения, если a = 20 см, = 42°.
II КОМАНДА.
Задача
В прямоугольном треугольнике один из катетов равен b, а прилежащий к нему угол равен .
а) Выразите второй катет, прилежащий к нему острый угол и гипотенузу через b и .
б) Найдите их значения, если b = 15см, = 48°.
III КОМАНДА.
Задача
В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна с, а один из острых углов равен .
а) Выразите второй острый угол и катеты через с и .
б) Найдите их значения, если с = 14 см, а = 65°.
IV КОМАНДА.
Задача .
Катеты прямоугольного треугольника равны а и b
а) Выразите через а и b гипотенузу и тангенсы острых углов треугольника.
б) Найдите гипотенузу и острые углы треугольника, если, а = 15 см, а b = 17 см.
V КОМАНДА.
В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна с, а один из катетов равен а.
а) Выразите через с и а второй катет и острые углы треугольника.
б) Найдите неизвестный катет и острые углы треугольника, если с = 27 см, а а = 12 см.
IV. Подведение итогов игры
Командам задаются вопросы по теме.
Вопросы команд:
Почему в прямоугольном треугольнике косинус острого угла всегда меньше единицы?
Зависит ли синус острого угла прямоугольного треугольника от размеров и расположения треугольника?
От чего зависит синус острого угла прямоугольного треугольника?
Как изменится косинус острого угла прямоугольного треугольника, если увеличить этот угол.
Как построить угол, тангенс которого равен 1.
V. Награждение команд
Бланк для оценивания (конкурсы оцениваются по 5 бальной системе)
№ конкурса | I команда | II команда | III команда | IV команда | V команда |
1) Конкурс «Формулы» | | | | | |
2) Блиц опрос | | | | | |
3) Решение задач | | | | | |
4) Вопросы командам | | | | | |
5) Итоговый балл | | | | | |