Решение задач с помощью кругов Эйлера
Выполнила учитель математики
МАОУ «Школа № 4, г. Благовещенска»
Станишевская Т. В.
12
-20
15
-32
-26+(-6)=
Сложение отрицательных чисел
-70+50=
-136
17+(-30)=
Сложение положительных чисел
80+120=
Сложение
чисел с разными знаками
-63+(-73)=
200
-61+(+73)=
-13
136
120
88+(-73)=
A
A B = C
B
A
A B = D
B
A
B
A B =
Зачем нужны круги Эйлера?
Вставка рисунка
Круги Эйлера имеют прикладное назначение, то есть с их помощью на практике решаются задачи на объединение или пересечение множеств в математике, логике, менеджменте и не только.
Если говорить о видах кругов Эйлера, то можно разделить их на те, что описывают объединение
А также на те, что описывают пересечение множеств по какому-то признаку. Таким принципом руководствовался Джон Венн в своих схемах. И именно он лежит в основе многих популярных в интернете мемов. Вот вам один из примеров таких кругов Эйлера
Решение задач с помощью кругов Эйлера
Выводы: Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая позволяет делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.
Убедиться в этом можно на примере задачи.
Задача. Все мои подруги выращивают в своих квартирах какие-нибудь цветы. Шестеро из них разводят кактусы, а пятеро фиалки. И только у двух есть и кактусы и фиалки. Сколько у меня подруг?
Решение задач с помощью кругов Эйлера
Задача 1 .
Каждый из 35 шестиклассников является читателем, по крайней мере, одной из двух библиотек: школьной или районной. Из них 25 человек берут книги в школьной библиотеке, 20 – в районной.
Р - районная библиотека 20
Ш – школьная библиотека 25
Всего – 35
Р
Ш
Сколько шестиклассников:
1. Являются читателями обеих библиотек; 2. Не являются читателями районной библиотеки; 3. Не являются читателями школьной библиотеки; 4. Являются читателями только районной библиотеки; 5. Являются читателями только школьной библиотеки?
Решение
Алгоритм решения задач
1.Внимательно изучаем и кратко записываем условие задачи.
2.Определяем количество множеств и обозначаем их.
3. Выполняем рисунок. Строим пересечение множеств.
4. Записываем исходные данные в круги.
5. Выбираем условие, в котором содержится больше свойств.
6. Записываем недостающие данные в круги Эйлера (рассуждая и анализируя)
Проверяем решение задачи и записываем ответ
1. 20 + 25 – 35 = 10 (человек) – являются читателями обеих библиотек.
обе10
2. 35 – 25 = 10 (человек) – являются читателями только районной библиотеки.
Ш
Р
25
20
3. 35 – 20 = 15 (человек) – являются читателями только школьной библиотеки.
4. 35 – 20 = 15 (человек) – не являются
читателями районной библиотеки.
5. 35 – 25 = 10 (человек) – не являются читателями школьной библиотеки.
Всего 35
Задача №2:
Из 100 туристов, отправляющихся в заграничное путешествие, немецким языком владеют 30 человек, английским – 28 , французским – 42 . Английским и немецким одновременно владеют 8 человек, английским и французским - 10 , немецким и французским – 5 , всеми тремя языками – 3 .
Сколько туристов не владеют ни одним языком?
Решение :
Всего – 100
Н – немецкий (30)
А – английский (28)
Ф – французский (42)
Н
Ф
А
(Н и А) и часть Ф – 8
(Ф и А) и часть Н – 10
(Н и Ф) и часть А – 5
Все языки – 3
Не владеют ни одним языком?
Решение
Всего – 100
Н – немецкий (30)
А – английский (28)
Ф – французский (42)
А
13
Н
5
Только Ф :
42- (3 + 7 + 2) = 30
Только Н:
30 – (3 + 2 + 5) = 20
Только А:
28 – (3 + 7 + 5) = 13
Не знают ни одного:
100 – (30 + 20 + 13 + 17) = 20
(Н и А) и часть Ф – 8,
Ф
8 – 3 = 5(только Н и А)
(Ф и А) и часть Н – 10,
10 – 3 = 7 (только Ф и А)
(Н и Ф) и часть А – 5,
5 – 3 = 2 (только Н и Ф)
Все - 3
7
20
3
2
30
Всего – 100
Задача 3.
В трёх седьмых классах 70 ребят. Из них 27 занимаются в драмкружке, 32 поют в хоре, 22 увлекаются спортом. В драмкружке 10 ребят из хора, в хоре 6 спортсменов, в драмкружке 8 спортсменов; 3 спортсмена посещают и драмкружок и хор. Сколько ребят не поют в хоре, не увлекаются спортом и не занимаются в драмкружке? Сколько ребят заняты только спортом?
Пусть Д – драмкружок, Х – хор, С – спорт.
Тогда в круге Д – 27 ребят, в круге Х – 32 человека, в круге С – 22 ученика.
Д
Х
С
Задача 4 .
В классе 30 человек. 20 из них каждый день пользуются метро, 15 – автобусом, 23 – троллейбусом, 10 – и метро, и троллейбусом, 12 – и метро, и автобусом, 9 – и троллейбусом, и автобусом. Сколько человек ежедневно пользуется всеми тремя видами транспорта?
Решение :
Всего – 30
М – метро (20)
А – автобус (15)
Т – троллейбус (23)
М
Т
А
(М и А) и часть Т – 12
(Т и А) и часть М – 9
(М и Т) и часть А – 10
Всеми – х
Пользуются всеми тремя?
Решение
Всего – 30
М – метро (20)
А – автобус (15)
Т – троллейбус (23)
12-х
А
Х-6
М
Только Т :
Т
(М и А) и часть Т – 12,
23-(10-х)-(9-х)-х =
12 – х (только М и А )
(Т и А) и часть М – 9,
Только М :
20-(12-х)-(10-х)-х =
9 – х (только Т и А )
(М и Т) и часть А – 10,
Только А :
15-(12-х)-(9-х)-х =
10 – х (только М и Т )
Всеми – х
Всеми :
9-х
х-2
х
10-х
х+4
х-2
х+4
х-6
Всеми :
(х+4)+(х-2) +( х-6) + (10-х)+(9-х)+ (12-х)+х = 30
Всего – 30
Всеми :
(х+4)+(х-2) +( х-6) + (10-х)+(9-х)+ (12-х)+х = 30
х + 4 + х – 2 + х – 6 + 10 – х + 9 – х + 12 – х + х = 30
х + 27 = 30
х = 30 – 27
х = 3
Ответ: Пользуются всеми тремя видами транспорта
3 человека
Slide title
1
Click to add Title
2
Click to add Title
3
Click to add Title
4
Click to add Title
5
Click to add Title