Просмотр содержимого документа
«Решение задач с помощью циркуля и линейки»
Задачи на построение
Учитель математики
Екатерина Викторовна
Чуприна
МБОУ СОШ №17
2013г
Цель урока:
1. Дать представление о задачах на построение.
2. Научить решать задачи на построение.
пп
Задачи:
Образовательные:
1. Рассмотреть наиболее простые задачи на построение.
2. Научить выполнять простейшие построения с помощью циркуля и линейки
3. Закрепить ранее полученные знания о признаках равенства треугольников
Развивающие:
1. Развитие навыков построения углов, треугольников с помощью окружностей.
2. Формирование логического и проблемного мышления.
Воспитательные:
1. Воспитание наблюдательности, познавательного интереса к математике.
2. Формирование навыков самостоятельной работы.
Инструменты
С помощью линейки как инструмента геометрических построений можно провести произвольную прямую; произвольную прямую, проходящую через данную точку; прямую проходящую через две данные точки.
Никаких других операций выполнять линейкой нельзя. В частности нельзя откладывать линейкой отрезки, даже если на ней имеются деления.
Инструменты:
Циркуль как инструмент геометрических построений позволяет описать из данного центра окружность данного радиуса. В частности, циркулем можно отложить данный отрезок на данной прямой от данной точки.
Ответьте на вопросы:
- Что такое окружность, центр окружности, радиус?
- Что такое хорда окружности? Какая хорда называется диаметром?
- Какая окружность называется описанной около треугольника, вписанной в треугольник?
- Какие признаки равенства треугольников вы знаете, сформулируйте каждый из признаков?
1. Построение треугольника с данными сторонами
а
b
с
Дано: отрезки a, b, c
Построить: треугольник
со сторонами a, b, c
Инструменты: Циркуль, линейка
U
U
Построение:
3. ω 1 (А,a)
4. ω 1 l = В
5. АВ = а
6. ω 2 (А,b)
7. ω 3 (В,с)
8. ω 2 (А,b) ω 3 (В,с)=С
9. АС = b
10. СВ = с
11. АВС - треугольник
со сторонами a, b, c
C
b
с
А
l
B
а
U
2. Построение угла равного данному
Дано: угол с вершиной в точке А, луч О l
Построить: угол с вершиной в точке О равный углу
Построение:
- ω 1 (А,r)
- ω 1 (А,r) b= B
- ω 1 (А,r) c= C
- ω 2 (O,AB)
- ω 2 (O,AB) l =B 1
- ω 3 (B 1 ,BC)
- ω 2 (O,AB) ω 3 (B 1 ,BC)=C 1
- OC 1 =AC
- BAC= B 1 OC 1
l
U
А
r
В
В 1
U
b
С
c
U
С 1
О
U
U
U
3. Построение биссектрисы угла
Дано: угол с вершиной в точке А и сторонами а и b.
Построить: биссектрису данного угла
Построение:
- ω 1 (А,r)
- ω 1 (А,r) а=B
- ω 1 (А,r) b=C
- ω 2 (B,r 1 )
- ω 3 (C,r 1 )
- ω 2 (B,r 1 ) ω 3 (C,r 1 )=D
- AD – биссектриса
данного угла
а
В
А
D
С
b
4. Деление отрезка пополам
D
Дано: отрезок АВ
Построить: точку О, делящую отрезок АВ пополам
А
Построение:
- ω 1 (А,АВ)
- ω 2 (В,АВ)
- ω 1 (А,АВ) ω 2 (В,АВ) = С,D
- CD AB = O
- O-середина отрезка АВ
O
А
В
U
U
С
T
U
U
T
5. Построение перпендикулярной прямой
Построение:
- ω 1 (О,r)
- ω 1 (О,r) a = A,B
- ω 2 (A,AB)
- ω 3 (B,AB)
- ω 2 (A,AB) ω 3 (B,AB)= D,C
- DC = b; a b; b-искомая прямая
Дано: прямая а, точка О Є а
Построить: через данную точку О провести
прямую перпендикулярную данной прямой а
C
Доказательство:
1. Рассмотрим Δ АСО и ΔВСО
2. AC=CB; AO=OB;
ОС- общая сторона
- Δ АСО = ΔВСО (по 3-му свойству)
- СОА= СОВ =90 0
3. a b
В
А
О
а
b
D
ОАС= О 1 АС = Δ АОС = ΔАО 1 С (по первому признаку) = АСО = АСО 1 =90 о – т.к. смежные 3. ОО 1 а О А В а С О 1 " width="640"
T
U
U
U
5. Построение перпендикулярной прямой
Построение:
- ω 1 (О,r)
- ω 1 (О,r) а = А,В
- ω 2 (А,r)
- ω 3 (В,r)
- ω 2 (А,r) ω 3 (В,r)= О 1
- ОО 1 - искомая прямая
⁄
Дано: прямая а, точка О Є а
Построить: через данную точку О провести
прямую перпендикулярную данной прямой а
Доказательство:
- АВ ОО 1 =С
- Δ АОВ = ΔАО 1 В
(по третьему признаку)
= ОАС= О 1 АС
= Δ АОС = ΔАО 1 С
(по первому признаку)
= АСО = АСО 1 =90 о – т.к. смежные
3. ОО 1 а
О
А
В
а
С
О 1
Ответьте на вопросы:
- Объясните, как построить треугольник по трем сторонам?
- Объясните, как отложить от данной полупрямой в данную полуплоскость угол, равный данному?
- Объясните, как разделить данный угол пополам?
- Объясните, как разделить отрезок пополам?
- Объясните как через данную точку провести прямую, перпендикулярную данной прямой?
Домашнее задание:
- Постройте треугольник по трем сторонам а=2см, b=3см, с=4см.
- Дан треугольник. Постройте его высоты.
- Постройте треугольник по двум сторонам и углу, противолежащему большему из них а=6см, b=4см, α=70 о
- Подготовьте сообщение о задачах, которые нельзя решить с помощью циркуля и линейки.
Спасибо за внимание!