Урок №8
Тема: «Решение задач: сила Лоренца».
Цели: развить навыки решения задач.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
Задача №1 Какая сила действует на протон, движущийся со скоростью 10 Мм/с в магнитном поле индукцией 0,2 Тл перпендикулярно линиям индукции?
Дано: Решение:
В=0,2Тл
v=10Мм/с
α=90о
q=1,6·10⁻¹⁹ Кл![]()
Fл-?
Ответ: .
Задача №2
В направлении, перпендикулярном линиям индукции, влетает в магнитное поле электрон со скоростью 10 Мм/с. Найти индукцию поля, если электрон описал в поле окружность радиусом 1 см.
Дано: Решение:
v=10Мм/с
α=90о
q=1,6·10⁻¹⁹ Кл
R=1см![]()
В-?
Ответ:
Задача №3
Протон в магнитном поле индукцией 0,01 Тл описал окружность радиусом 10 см. Найти скорость протона.
Дано: Решение:
В=0,01Тл
R=0,1м ,
α=90о
v-?
Ответ: .
Задача №4
В однородное магнитное поле индукцией В = 10 мТл перпендикулярно линиям индукции влетает электрон с кинетической энергией Wк = 30 кэВ. Каков радиус кривизны траектории движения электрона в поле?
Дано: Решение:![]()
В=0,01Тл
Wк = 30 кэВ= ,
=48*10-16Дж
q=1,6·10⁻¹⁹ Кл
α=90о
m=9,1*10-31кг
R-?![]()
Ответ:
-
Решение задач.
Задача №1
Заряженная частица движется в магнитном поле по окружности со скоростью v = 106 м/с. Индукция магнитного поля B = 0,3 Тл. Радиус окружности R = 4 см. Найти заряд q частицы, если известно, что ее энергия W =2*10-15Дж.
Дано: Решение:![]()
v = 106 м/с На частицу, движущуюся в магнитном поле действует сила
B = 0,3 Тл Лоренца
R = 4 см = 0,04 м согласно 2-му закону Ньютона
W =2*10-15Дж ![]()
q-?
массу найдем из формулы для кинетической энергии
Ответ:
Задача №2
Пройдя ускоряющую разность потенциалов U=3,52 кВ, электрон вылетает в однородное магнитное поле с индукцией 0,01 Т. (перпендикулярно линиям магнитной индукции) и движется по окружности радиусом 2 см. Вычислите отношение заряда электрона к ее массе.
Дано: Решение:![]()
U
B
R ![]()
Задача №3
Протон влетает в область однородного магнитного поля шириной h, индукция поля равна В. Скорость протона v перпендикулярна В и границе области. Под каким углом к первоначальному направлению движения вылетает протон.
Дано: h, v,B,q,m.
φ-?
Решение: на рисунке показана область поперечного
магнитного поля, высотой h. Вектор В магнитной индукции
перпендикулярен плоскости рисунка и направлен от
нас. Протон влетает в область магнитного поля
в точке А перпендикулярно силовым линиям поля
и далее движется в поле под действием силы Лоренца.
По условию задачи после вылета протона из области
с магнитном полем вектор скорости частицы отклонился от начального направления на угол φ. Так как вектор скорости частицы перпендикулярен радиусу дуги, по которой двигается частица, то угол R = h/sinφ,
для решения задачи нам необходимо определить R
Ответ:.
Задача №4
В область поперечного однородного магнитного поля с индукцией В = 0,1 Тл и размером h = 0,1 м по нормали влетает α-частица. Найти скорость частицы, если после прохождения магнитного поля она отклонится на угол φ = 30о от первоначального направления. Для α-частицы отношение заряда частицы к её массе (удельный заряд) q/m = 0,5·108 Кл/кг.
Дано: Решение:![]()
В = 0.1 Тл см. чертеж предыдущей задачи
h = 0,1 м рассмотрим треугольник ΔОСD, он прямоугольный, в этом
φ = 30о треугольнике гипотенуза ОС = СD/sinφ = R = h/sinφ
q/m = 0,5·108 Кл/кг Если заряженная частица движется по дуге окружности, то.
V - ? формула расчета радиуса окружности имеет вид: R = mV/qB, где m - масса частицы, V- линейная скорость частицы на траектории, q - заряд частицы![]()
Ответ:
Задача №5 (3800 задач по физике для школьников и поступающих в ВУЗы_2000)
Электрон движется в однородном магнитном поле с индукцией В. В начальный момент времени электрон находился в точке А и его скорость была перпендикулярна вектору В. Найти перемещение электрона за время t. Массу и заряд электрона считать известными.
Дано: Решение:
![]()
B Из рисунка геометрически ясно, что
m , где - угол поворота
q радиус-вектора электрона, его
v угловая скорость. Поскольку
t и , то
s-?
Ответ:
- формула для равнобедренного треугольника, α – угол образованный равными сторонами; или формула для нахождения хорды окружности, α – угол образованный радиусами окружности.
Задача №6 (3800 задач по физике для школьников и поступающих в ВУЗы_2000)
В магнитном поле, индукция которого 2мТл, по винтовой линии радиусом 2см и шагом 5 см движется электрон. Определить его скорость.
Дано: Решение:![]()
В=2мТл т.к. электрон движется по винтовой линии, значит мы можем разбить
R=2см его скорость на две проекции: v1 перпендикулярна B v2 параллельна
h=5см B. Тогда , за то время пока
m,q электрон совершает один виток он смещается на шаг
v-? ![]()
Задача №7 (3800 задач по физике для школьников и поступающих в ВУЗы_2000)
В однородном магнитном поле с индукцией В=2Тл движется протон. Траектория его движения представляет собой винтовую линию радиусом R=10см. кинетическая энергия протона 3,6 МэВ. Определите шаг винтовой линии.
Дано: Решение:![]()
В=2Тл т.к. протон движется по винтовой линии, значит мы можем разбить
R=10см его скорость на две проекции: v1 перпендикулярна B v2 параллельна
Ек=3,6 МэВ B. Тогда , за то время пока
m, q электрон совершает один виток он смещается на шаг
h-? ![]()
задача сводится к нахождению . Нам известно, что
Найдем :
Ответ: 0,6м.
Задача №8 (3800 задач по физике для школьников и поступающих в ВУЗы_2000)
Какова кинетическая энергия протона, если его траектория в магнитном поле с индукцией В=2Тл представляет собой винтовую линию радиусом R=10см и с шагом h=60см.
Дано: Решение:![]()
В=2Тл , для вычисления кинетической энергии необходимо найти
R=10см скорость: ,
m, q ;
h=60см 
Ек-?
Задача №9 (3800 задач по физике для школьников и поступающих в ВУЗы_2000)
Электрон ускоряется постоянным электрическим полем напряженностью Е. через время t=10-2с он влетает в область, где есть ещё магнитное поле. Во сколько раз нормальное ускорение больше тангенциального ускорения в этот момент времени, если В=10-5Тл и v0=0.
Дано: Решение:![]()
t=10-2с
В=10-5Тл
v0=0 когда частица находилась в электрическом поле
-?
нормальное ускорение сообщает электрону сила Лоренца (магнитное поле)
.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание: §6, Рым.(№ 851, 852), упр.1 (з.4).
Используемые материалы:
-
Универсальные поурочные разработки по физике 11 класс. – М.: Вако, 2009. – 464 с. – (В помощь школьному учителю), Волков В.А.
-
Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. — 19-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 399 с.
-
Физика. Задачник . 10-11 класс. : пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П. Рымкевич. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).
-
3800 задач для школьников и поступающих в вузы. Физика. Турчина Н.В., Рудакова Л.И., Суров О.И. и др.
-
http://egefizika5.com/egef13.htm