Цели урока:
- Знакомить с трехсложными размерами стиха.
- Учить различать двусложные и трехсложные размеры стиха.
- Совершенствовать умение определять размер стихотворения.
- Повторить сведения по структуре стихотворения.
Созвучие окончаний стихотворных строк.
Царь с царицею прост ился , В путь-дорогу снаряд ился , И царица у ок на Села ждать его од на . Ждет-пождет с утра до н очи , Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядю чи С белой зори до но чи ; Не видать милого дру га ! Только видит: вьется вью га , Снег валится на по ля , Вся белешенька зем ля .
А.С. Пушкин
У лукоморья дуб зел ёный ; Златая цепь на дубе т ом : И днём и ночью кот уч ёный Всё ходит по цепи круг ом …
… В темнице там царевна т ужит ,
А бурый волк ей верно сл ужит ;
Там ступа с Бабою Яг ой
Идет, бредет сама соб ой …
… И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил .
перекрестная
парная
кольцевая
А.С. Пушкин
1 – 2
3 – 4
1 – 3
2 – 4
1 – 4
2 – 3
Определите способ рифмовки
Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять.
В.А. Жуковский
Определите способ рифмовки
Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора.
Ф.И. Тютчев
Определите способ рифмовки
Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины.
Е.А. Баратынский
ПАРНАЯ.
Кто скачет. Кто мчится под хладною мглой ?(а
Ездок запоздалый, с ним сын молодой .(а)
К отцу, весь издрогнув, малютка приник ;(б)
Обняв, его держит и греет старик . (б)
Гете.
СХЕМА: а а б б
ПЕРЕКРЕСТНАЯ.
Не чует погибели близкой Канут , (а)
Он едет к беде неминучей , (б)
Кругом соловьи, заливаясь, поют , (а)
Шиповник алеет пахучий … (б)
А.К.Толстой.
СХЕМА: а б а б
Кольцевая (или опоясывающая).
Месяц плывет (а)
И тих и спокоен , (б)
А юноша- воин (б)
На битву идет . (а)
М.Ю.Лермонтов.
СХЕМА: а б б а
Стихотворные размеры – метры.
Стих – одна стихотворная строка.
Строфа – группа стихов, составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
Стопа – группа слогов, сотстоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.
Стопы бывают двусложные и трехсложные .
Стихотворные размеры – метры.
Различают двусложный и трехсложный размеры стиха.
Двусложный: ямб и хорей.
Трехсложный: амфибрахий, анапест и дактиль.
Стихотворные размеры (метры)
Двусложные размеры
Ямб – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на второй (последний) слог.
_ _/
По дому бродит привиденье,
Весь день шаги над головой...
(Б.Л.Пастернак)
Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Мой дядя самых честных правил…
А.С. Пушкин
Определи размер стихотворения:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
- Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…
- Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…
_ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Буря мглою небо кроет…
А.С. Пушкин
Стихотворные размеры (метры)
Двусложные размеры
Хорей – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на первый слог.
_/ _
Облаком волнистым
Пыль встает вдали...
(А.А.Фет)
ОПРЕДЕЛИТЕ РАЗМЕР СТИХОТВОРЕНИЯ.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…
(А.С.Пушкин)
_ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _
ХОРЕЙ
Стихотворные размеры (метры)
Трехсложные размеры
Дактиль (от греческого – палец) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на первый из трех слогов.
_/ _ _
Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Вырыта заступом яма глубокая…
И.С. Никитин
Стихотворные размеры (метры)
Трехсложные размеры
Амфибрахий (от греческого – с двух сторон) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на второй слог – ударный между двумя безударными.
_ _/ _
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
На севере диком стоит одиноко…
М.Ю. Лермонтов
Стихотворные размеры (метры)
Трехсложные размеры
Анапест (от греческого – отраженный назад) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на третий, последний слог.
_ _ _/
Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Прозвучало над ясной рекою…
А.А. Фет
Двусложная стопа из двух ударных слогов (в ямбе и хорее).
Швед, русский – колет, рубит, режет…
А.С. Пушкин
спондей
Двусложная безударная стопа (пропуск очередного метрического ударения) в ямбе и хорее.
Богат и славен Кочубей…
А.С. Пушкин
пиррихий
Алгоритм действий
1. Подчеркнем все гласные буквы.
2. Произнесем строку нараспев и расставим ударения.
3. Теперь проверим, через какое количество слогов повторяется ударение:
а) если повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
4. Разделим слоги в строке на стопы (по два или три в каждой) и определим размер стихотворения.
Алгоритм действий
Стихотворный ритм
Ритм – повторение каких-либо однородных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.
1 группа.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
Трехсложный размер.
Дактиль.
2 группа.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой…
Трехсложный размер. Амфибрахий.
3 группа.
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг…
Трехсложный размер. Анапест.
4 группа.
П о здняя о сень! Грач и улет е ли,
Л е с обнаж и лся, пол я опуст е ли…
Трехсложный размер. Дактиль.
5 группа.
Зачин а ется п е сня от др е вних зат е й,
От вес е лых пир о в и об е дов…
Трехсложный размер. Анапест.