СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как определять стихотворные размеры

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкция

     Для того, чтобы написать красивое стихотворение, мало умения рифмовать слова, нужно еще и немного разбираться в технике написания поэзии. Поэтому нужно знать, как определять стихотворные размеры. Ямб, дактильпиррихийамфибрахий или хорей, как в этом разобраться? Вообще, на самом деле, это совсем несложно, главное запомнить алгоритм. Если Вы будете его знать, то определение формы стиха не составит для Вас большого труда и не займет много времени.

Просмотр содержимого документа
«Как определять стихотворные размеры»

Для того, чтобы написать красивое стихотворение, мало умения рифмовать слова, нужно еще и немного разбираться в технике написания поэзии. Поэтому нужно знать, как определять стихотворные размеры. Ямб, дактильпиррихийамфибрахий или хорей, как в этом разобраться? Вообще, на самом деле, это совсем несложно, главное запомнить алгоритм. Если Вы будете его знать, то определение формы стиха не составит для Вас большого труда и не займет много времени.

Инструкция:

  • Для начала вам нужно знать, что такое стопа. Данный термин обозначает группу слогов, на один из которых падает ударение. От этого, собственно, зависят и размеры (двух-, трех-, четырех- или даже пятисложные виды). Самыми часто встречаемыми являются именно двухсложные (называются они ямбами и хореями), а также трехсложные (анапесты, дактили и амфибрахии).

  • Итак, чтоб узнать стихотворный размер того или иного произведения, нужно для начала разделить каждое слово в строке на отдельные слоги. Далее необходимо обозначить, какие из них ударные, а какие нет. Для того, чтобы было удобнее, делают специальные схемы, помечая каждый слог отдельной черточкой, а тот из них, который является ударным – над ним ставят символ ударения.

  • После того, как Вы нарисовали схему, нужно посмотреть, на какой слог во всей стопе падает ударение. Если это первый слог из двух – значит это хорей. Схематично он выглядит примерно так: / ` _ /. Что такое ямб? Он выглядит как: / _ `/ и означает, что ударение приходится именно на второй слог.

  • С ямбами и хореями разобраться несложно, но как быть с трехсложными размерами? Стихотворные формы этого типа называются дактилямианапестами иамфибрахиями. Начнем с первого. Итак, дактиль – это трехсложный размер, в котором ударение ставится на первый слог. Выглядит он таким образом: / ` _ _ /. Дальше все просто, если есть три слога и ударение поставлено на второй слог, то это – амфибрахий, а если на последний – анапест. Схематичное изображение амфибрахия и анапеста: / _ `_ / и / _ _ `/.

  • Вообще, этим всем не ограничивается определение стихотворных размеров, так как количество стоп в произведении может быть очень разным. Не стоит думать, что кроме двустопных и трехстопных видов больше ничего нет, ведь встречаются и четырех-, и пяти-, и шести-, и даже девятистопные варианты.

  • Правда, для того, чтобы безошибочно определить форму стихотворного произведения, нужно еще знать определенные нюансы. Так, к примеру, бывают ситуации, когда ударный слог просто пропущен. Это, конечно, не влияет на вид размера, но необходимо знать, что если, например, в двустопных размерах на ритмически сильном месте строчки есть пропуск ударения – то перед Вами пиррихий. Другими словами, пиррихий – это такая разновидность, в которой есть два подряд идущих безударных слога. Если такая же ситуация наблюдается в трехсложном размере, то это явление называется трибрахием.

  • Зачем вообще необходимо определять стихотворные размеры? Все дело в том, что в любой поэзии важным является не только содержание, то есть смысл, но и сама форма, в которой она создан (ритм, стихотворная музыка, такт и звучание). Поэтому так важно не просто определить данный параметр, но и показать, как он влияет на все стихотворение в целом.

  • Что обозначают размеры стихов? К примеру, ямб больше всего подходит для торжественных и энергичных произведений, хорей – для нежных напевов и колыбельных, трехсложные же размеры больше всего напоминают разговорную речь.

Как делать анализ стихотворения

В силу некоторых особенностей, стихотворение считается более сложным произведением, нежели проза. Это обусловлено наличием таких несвойственных обычному тексту нюансов, как рифма, художественные переносы значений и метафоры.

Если вам интересно, как сделать анализ стихотворения, то эта статья как раз для вас. Усвоив этот материал, вы сможете понять, как можно отличить стих Лермонтова от стиха Пушкина, чем поэзия Бальмонта отличается от поэзии Гумилева, и в чем похожи между собой Блок и Брюсов. План анализа стихотворения состоит из шести пунктов, вкратце о которых мы вам и расскажем.

  • Итак, анализ стиха начинается с определения его жанралирикабиография,история и т.д. Помните, что стих, как и проза, несет такую же смысловую нагрузку, и может отображать любые стороны нашей жизни.

  • Следующий пункт – анализ сюжета. Правда, если автор описывает свои чувства, состояние или впечатления, то сюжета как такового, может и не быть.

  • Наиболее важный этап в анализе стихотворения – определение его размера. Чаще всего встречаются такие размеры как хорейямбанапестамфибрахий и дактиль. Их отличие друг от друга заключается в количестве слогов и размещении ударения, что задает такт всему стихотворению.

  • Рифма – это основное отличие стиха от прозы, поэтому в анализе ей следует уделить особое внимание. Укажите на периодичность рифмыпарнаякольцевая или перекрестная.

  • Анализируя стихотворение, опишите художественные образы, использованные автором для передачи и усиления свои чувств. Это может быть гиперболааллегория, метафора и т.д.

  • Ну и, наконец, последний этап анализа стиха – определение его стилистического направления — романтизмфутуризммодернизм и т.д.

Для наглядности мы проведем анализ стихотворения Пушкина. В качестве примера можно взять одно из пяти самых известных стихотворений этого поэта: «Пророк», «Памятник», «Я вас любил», «Зимнее утро» или «Я помню чудное мгновенье». Мы выберем «Я помню чудное мгновенье», так как именно этот стих изучается во всех школах стран СНГ.

Итак, это стихотворение – это лирическое произведение с автобиографическими элементами. Оно имеет ярко выраженный сюжет, в котором рассказывается о встрече поэта с его возлюбленной, последующем изгнании, описывается взросление поэта, его прощание с юношескими идеалами и мечтами. Последние две строфы рассказывают о новой встрече Пушкина и его женщины, благодаря которой в сердце героя возвращается любовь.

Анализ этого лирического стихотворения показал, что оно написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмы. В тексте стиха используются такие художественный образы как «гений чистой красоты», «мимолетное виденье», «чудное мгновенье» и многие другие. Стилистическое направление стиха – романтизм.


План анализа стихотворения

  • Восприятие стихотворения (опишите впечатление, которое произвело на вас стихотворение, какие в вашем воображении возникли картины, каким настроением проникнуто данное произведение, меняется ли настроение в какой-то момент и почему, если это так).

  • Тема стихотворения, которая зачастую тождественна его названию: "Весенняя гроза", "Незнакомка". К темам можно отнести следующие: дружба, любовь, жизнь и смерть, природа, поэзия и ее роль в жизни человека, родина, народ, судьба поколения, герой и толпа. Более локальная тема (микротема, поэтический сюжет): прошлое, разлука, странствие, свидание и т. д. Следует определить тип лирики: любовная, пейзажная, философская, религиозная, патриотическая. Бывает так, что в рамках одного стихотворения видны черты разных типов (произведение Ф.И. Тютчева "Что ты клонишь над водами…" относится и к пейзажной лирике, и к философской).

  • Жанр (лирическое стихотворение, элегия, послание, сонет, ода, фрагмент и др.). Определения жанров вы найдете в "Словаре литературоведческих терминов". Обычно жанр связан с литературным направлением (в школе изучаются классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, символизм, футуризм, акмеизм). Традиционные для определенного направления формы (жанры): классицистическая ода, романтическая элегия, сентименталистская элегия и т. д.

  • Композиция - построение стихотворения. Это понятие включает в себя последовательность строк и строф, композицию рифмы, строфику, повторение выражений и звуковые повторы, повторы строк или строф, антитезы (контрасты).

  • Средства художественной выразительности. Тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и т. д. Фигуры - синтаксические построения, обороты речи, которые используются для усиления выразительности: инверсия, анафора, повтор, бессоюзие, градация, оксюморон и др. Важно не только найти тропы и фигуры в тексте, но и определить их роль в воплощении темы, идеи и образа.

  • Звукопись (аллитерация и ассонанс). Следует охарактеризовать, как звуки помогают созданию образа. Аллитерация — это повторение однородных либо одинаковых согласных в стихотворении, что придает ему особую звуковую выразительность. Ассонанс — повторение гласных звуков с той же целью.

  • Ритм, размер, рифма. Размеры стихотворения: двусложные и трехсложные. Двусложные размеры: хорей (плавный), ямб (энергичный, сильный). Трехсложные размеры: дактиль (однообразный мерный ритм), анапест (очень гибкий, способный передавать различные настроения), амфибрахий (близок к интонациям разговорной речи).

  • Лексика. При разборе необходимо объяснить значение всех сложных для понимания слов, особенно архаизмов, историзмов. То или иное слово, которое кажется вполне понятным, в контексте может приобретать новое значение.

  • Оценка. Опишите, как раскрывается лирический герой в этом произведении, каковы его внутренний мир, чувства, переживания. Расскажите, как на вас повлияло данное стихотворение.

Вот так делается  краткий анализ стихотворения.

Сравнительный анализ стихотворений

Знать, как сделать сравнительный анализ стихотворений, также важно для школьников и студентов, изучающих русскую литературу.

План:

  • время создания стихотворений, жизнь поэта (поэтов) в этот период, если это важно в вашем конкретном случае;

  • жанр;

  • темы произведений;

  • сравнение образов лирических героев;

  • сравнение эмоционального настроя стихотворений (с помощью каких средств создается определенное настроение: тропы, звукопись и т.д.);

  • композиция произведений;

  • основная мысль стихотворений;

  • размер, рифма.

Теперь вы знаете, как сделать анализ стихотворения. Приведенные примеры планов не являются твердо установленными, но в них присутствуют наиболее важные пункты для анализа стихотворных текстов.

Анализ стихотворения Есенина «Зима» 1911—1912

«Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе, находившейся в Спас-Клепиках. Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас-Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика. Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.

В произведениях Сергея Александровича всегда преобладала тема Родины. Воспевание дорогих сердцу просторов стало едва ли не главной целью поэта. Как правило, в стихотворениях его встречаются описания природы средней полосы. С ней Есенин был знаком с детских лет, проведенных в Рязанской губернии. Родное село Константиново Сергей Александрович сильно любил, часто возвращался туда, будучи уже взрослым состоявшимся человеком. Природе средней полосы России посвящено и стихотворение «Зима». Его форма далека от идеальной. Чего стоит только рифма в первом четверостишии «улетела — прилетела». Странно выглядит и последняя строфа. В ней почему-то применена рифмовка, отличная от той, что используется в предыдущих четверостишиях. Кроме того, в произведении нет ярких образов, коими впоследствии славился Есенин. Зато здесь есть восторженно-юношеское восприятие зимы. Сергей Александрович отмечает моменты, которые зачастую дарят необыкновенную радость именно мальчишкам. Речь идет о скованных морозами прудах, где можно кататься на льду целыми днями, дивной красоты узорах на окнах, сверкающем под солнечными лучами инее.

В лирике Есенина природа демонстрируется в вечном движении и развитии. Поэтому так часто поэт употребляет олицетворения, что характерно и для раннего стихотворения «Зима»: «осень улетела», «затрещали морозы», «иней сверкает», «снег мелькает, вьется». В пейзажном творчестве Сергея Александровича нашла отражение идея о единстве всего сущего на земле. Стихии, человека, животных, растения, предметы Есенин воспринимал как сыновей одной матери — природы.



И.А.Бунин (1870— 1953) — один из крупнейших русских пи­сателей-реалистов, в равной степени владевший искусством про­зы и поэзии. России и русской душе посвящены его рассказы и стихотворения. Тема детства также была в поле зрения писателя. Он не раз публиковал для детей свои произведения. В издательстве «Детское чтение» вышел большой сборник его стихов «Под от­крытым небом» (1898), вслед за ним — «Стихи и рассказы» (1900), «Полевые цветы» (1901).

Мощно бьющий родник детских воспоминаний был для Буни­на одним из источников вдохновения. С детства сохраненное художническое зре­ние позволяло писателю наслаждаться подробностями, мелкими деталями природы и вместе с тем обозревать разом целый мир вокруг.

«Первый снег» Иван Бунин

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло…

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег»

Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала будущему литератору поводы для размышлений. С детства Бунин любил гулять по окрестным лесам, и его природная наблюдательность впоследствии сослужила ему хорошую службу. Спустя определенное время детские воспоминания стали прекрасным материалом для написания очень красивых и волнующих стихов.

К раннему периоду творчества Ивана Бунина относится стихотворение «Первый снег», которое сегодня считается хрестоматийным и входит в школьную программу начальных классов. В этом нет ничего удивительного, так как написано оно очень простым и доступным языком. Вместе с тем, в произведении присутствует образность, которая позволяет живо представить приход зимы.

Она еще не вступила в свои права, однако по косвенным признакам автор безошибочно угадывает ее приближение. В воздухе уже пахнет морозом и «ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса», что указывает на предстоящее похолодание. Предположения поэта оправдываются, так как уже ночью начинается снежная буря. Однако она не пугает юного Бунина, который с нетерпением ждет подобных перемен и мечтает о том, чтобы весь мир преобразился. Действительно, «с рассветом на село, на пруды, на сад пустынный первым снегом понесло». В этой простой фразе автор сумел уместить не только свои ожидания, но и показал, что деревья и пруды также готовы к приходу зимы. Пройдет несколько часов, и «белая скатерть» снега накроет оголенные поля, привнеся в природу ощущение света и праздника. Лишь запоздалая вереница гусей, с которой автор прощается в первый день зимы, указывает на то, что еще вчера мир был совсем другим. Однако поэта это нисколько не пугает, ведь преображение природы в этот период года так естественно и гармонично, что вызывает в душе лишь легкое чувство горечи из-за того, что время бежит так неумолимо и с каждым годом лишь убыстряет свой ход.

При этом Бунин с благодарностью воспринимает приход зимы, которая в его глазах имеет особое очарование. Она ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус ностальгии и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив, свободен от обязательств и избавлен от необходимости жить по законам взрослых.

Родился Иван Бунин  1870 году в Воронеже в старинной, обедневшей дворянской семье.

Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, он начинает добывать хлеб литературным трудом.

   Бунин создавал произведения не только для взрослых, но и для детей.

Пурпур – ярко-красный цвет.  






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!