Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строчек.
В стихосложении существует 3 вида рифмы :
- перекрёстная
- парная
- кольцевая
- смешанная
Перекрёстная
А Б А Б
Рифмуются 1 и 3 , 2 и 4 строки.
У Лукоморья дуб зелён ый ;
Златая цепь на дубе т ом :
И днём и ночью кот учён ый
Всё ходит по цепи круг ом .
Парная
АА ББ
Рифмуются 1 и 2 , 3 и 4 строки.
В темнице там царевна туж ит ,
А бурый волк ей верно служ ит ;
Там ступа с Бабою Яг ой
Идёт, бредёт сама соб ой … .
Кольцевая
А ББ А
Рифмуются 1 и 4 , 2 и 3 строки.
И там я был, и мёд я п ил ;
У моря видел дуб зелён ый ;
Под ним сидел, и кот учён ый
Свои мне сказки говор ил .
Подумаем!
- Примеры из какого стихотворения звучали на уроке?
- О чем это говорит?
- В пределах одного стихотворения автор может использовать несколько рифм. Т.е. использовать смешанную рифму .
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР — правило чередования безударных и ударных слогов в стихе (последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных).
СТОПА – это последовательность безударных и одного ударного слога , чередующихся в определённом порядке.
МЕТР - соединение стоп одного вида в стихотворении.
На практике!
Б у ря мгл о ю н е бо кр о ет,
Стопа
стихотворный
Метр размер
Вихри снежные крутя… САМИ!!!
Алгоритм определения стихотворного размера:
- расставить ударение
- определить безударные гласные
- записать полученную схему
- определить размер
ударная
безударная
Стихотворные размеры
двусложные
трёхсложные
Дактиль
Амфибрахий
Анапест
Хорей
Ямб
Двухсложный размер, состоящий
из ударного и безударного слогов .
Б у́ ря мгл о́ ю н е́ бо кр о́ ет В и́ х ри сн е́ ж ны е кру т я́ …
А.С. Пушкин
Двухсложный размер, состоящий
из безударного и ударного слогов .
Мой д я́ дя с а ́мых ч е́ стных пр а ́вил…
А.С. Пушкин
Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог , а два других – безударные.
Т у́ чки не б е́ сные, в е́ чные стр а́ нники
М.Ю.Лермонтов
Амфибрахий
Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог , а два других – безударные.
Не в е́ тер бу ш у́ ет над б о́ ром,
Не с г о́ р побе ж а́ ли ру чь и́ …
- Не с г о́ р побе ж а́ ли ру чь и́ …
Н.А.Некрасов
Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог ,
а два других – безударные.
О, вес н а́ без кон ц а ́ и без кр а ́ ю — Без кон ц а́ и без кр а ́ ю меч т а́ !
А.Блок
КАК ЗАПОМНИТЬ! «Хитрость!»
Хорей
Ямб
Дактиль
Амфибрахий
Анапест
м О р е
з е мл Я
з О л о т о
х е л Е з о
с е р е бр О
Практическая работа Определите стихотворные размеры
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А.С.Пушкин
Четырехстопный хорей
У луком о рья д у б зел е ный,
Злат а я ц е пь на д у бе т о м,
И дн е м, и н о чью к о т уч е ный
Всё х о дит п о цеп и круг о м.
А.С.Пушкин
ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу
Не решусь ни на что намекнуть.
А.Фет
ТРЕХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ
Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому…
К. Бальмонт
ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый..
М.Ю.Лермонтов
ПЯТИСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ