М А Т Е М А Т И К А
Слайд 1
Класс: 4
Тема: Римская нумерация.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний (интегрированный)
Слайд 2
Цели:
Обобщить знания по теме «Римская нумерация», вспомнить правила записи римских чисел, дать алгоритм решения примеров с использованием римских чисел.
Задачи:
Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей
Способствовать развитию мыслительных операций: внимания, памяти, речи, познавательных интересов, через знакомство с римскими цифрами.
3 Развитие у учащихся следующих ключевых компетенций:
инициативности (активной жизненной позиция)
коммуникативной культуры (умения работать в паре, группе)
аргументированно излагать точку зрения, отстаивать свои позиции
принимать решения и нести ответственность
самостоятельность
Слайд 3
Современные образовательные технологии и инструменты обучения на данных уроках
Технология смешанного обучения
Смешанное обучение — образовательная технология, сочетающая привычную нам работу учителя с использованием онлайн-среды, в которой ученик хотя бы частично сам контролирует свой темп, время и маршрут, а также дающая интеграцию опыта обучения в этих двух средах.
В модели ротация станций класс делится на две или три группы. И организовывается столько же "станций": работа с учителем, работа с онлайн-средой, работа в группах или над мини проектами. Класс делится на группы каждый раз по-разному в зависимости от методических задач. В течении урока группы перемещаются со станции на станцию: от учителя к онлайн среде, от онлайн-среды к групповой работе.
Информационно – коммуникационные технологии
Технология «Проблемное обучение»
Технология «Критическое мышление»
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Слайд 4
Планируемые результата:
Личностные – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей
Метапредметные
Регулятивные – самостоятельно определять учебную задачу, планировать свою деятельность по решению учебной задачи
Познавательные – формируется умение выделять существенную информацию из учебных текстов
Коммуникативные – формируется умение быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе
Предметные – учиться применять знания записи римских чисел для решения учебных задач
ХОД УРОКА
Слайд 5
Актуализация знаний
На доске:
5, I, 4, 18, X, 21, 7, V, 6, 15, 8, 24.
– Что написано на доске? (числа)
- Чем отличается число от цифры?
– Разделите данные числа на две группы. (Арабские и римские)
- Какие числа мы используем чаще в повседневной жизни? (Арабские)
– Назовите римские числа. (I, V, X – на слайде)
Слайд 6 (картинка)
Слайд 7
- Где можно встретить Римские цифры? ( Часы, годы, главы в книгах, века, при оформлении краткой записи в задачах и т.д.)
Слайд 8 (обобщение ответов)
Слайд 9
2. Однажды в журнале мне встретилось удивительное число DCCCLXXXVIII, я-то конечно догадалась, а вот вы смогли бы его прочитать?
-Что для этого нужно?
-Кто уже догадался, какая тема нашего урока и готов сформулировать её?
- Римская нумерация
Давайте заполним таблицу
Слайд 10
-Какие задачи мы поставим к сегодняшнему уроку?
Вспомнить правила записи римских цифр,
Уметь читать, записывать,
Решать примеры, записанные римскими цифрами
Слайд 11
Ротация по станциям.
Сегодня мы будем работать необычным образом. Делимся на 3 группы и каждая группа получает свое задание. На эту работу выделяем 21 минуту, то есть каждая группа работает по 7 минут, затем происходит переход группы к другому заданию.
Слайд12
1 группа
(работает самостоятельно по данному материалу (вспоминает, обобщает )
Какие знаки используются для записи римской нумерации? ( БУКВЫ ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА)
Сколько цифр используется для записи арабской нумерации?(10 - от 0 до 9)
А Римской? ( ВСЕГО СЕМЬ символов ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Вспомните, как обозначаются римские цифры, начиная с самого маленького числа и по порядку ( ПО 5 ЧИСЕЛ С ОБЪЯСНЕНИЕМ, ПО ХОДУ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА)
I II III IV V VI VII VIII IX X
XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
СКОЛЬКО БУКВ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ЗАПИСИ ЧИСЕЛ до 20? ( ТРИ) какие? I V X
Вспомните особенность римской записи чисел:
1. Меньшая цифра:- стоящая справа от большей, прибавляется к ней,
стоящая слева – отнимается.
Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6,
а знак IV – 5 – 1, то есть 4.
2. Одна и та же цифра не может быть написана подряд более трех раз.
3. Нет цифры, обозначающей ноль
Существует таблица основных чисел римской нумерации
1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1000 |
I | V | X | L | C | D | M |
Выполняя все правила можно научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно.
1.Найдите значение выражений, записывая ответ римскими цифрами:
V+II =VII IX+I = X
VI+II= VIII X – I = IX
V+I = VII X – II = VIII
LVIII-III=LV IX + I= X
ИТОГ: Как записываются римские числа, какие правила есть?
Слайд 13 - 17
2 группа
работает с учителем
Изучение таблицы римской нумерации (фото)
Вспоминаем все правила записи римских чисел и с комментированием выполняем задания
Запишите в римской системе нумерации числа
Число | Римское обозначение |
0 | отсутствует |
4 | IV |
8 | VIII |
9 | IX |
31 | XXXI |
46 | XLVI |
99 | IC |
666 | DCLXVI |
1668 | MDCLXVIII |
1989 | MCMLXXXIX |
3999 | MMMCMXCIX |
2009 | MMIX |
2) Запишите в порядке возрастания: XLVI(46), IX(9), MMIX(2009), XXXII(32), XVI(16), LV(55), XIII (13)
IX, XIII, XVI, XXXII, XLVI, LV, MMIX
ВЫВОД: какие правила в написании римских чисел есть?
Слайд 18
3 группа
(работает в информационном пространстве с программой Тур Бокучава «Страна фантазия «Римские числа. Кодирование». (фото)
Слайд 19
Контроль.
Давайте теперь вместе попробуем записать дату сегодняшнего дня числами римской нумерации
Взаимопроверка
Слайд 20
Рефлексия
Какие задачи ставили в начале урока? (таблица)
Итог урока:
Вспомнили правила записи римских цифр,
Научились читать, записывать римские числа
Научились решать примеры, записанные римскими числами
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Римская нумерация
Сложная старинная
Обозначает развивает кодирует
Расширяет круг моих знаний
шедевр