Риторические фигуры и их значение для речи.
РИТОРИ́ЧЕСКИЕ ФИГУ́РЫ— стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В России правила литературной стилистики в широком ее понимании были описаны в «Риторике» М. Ломоносова, который считал употребление Р. ф. признаком высокого стиля. Различают фигуры мысли и фигуры слова.
ФИГУРЫ МЫСЛИ.
1) Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, служит для эмоционального утверждения или отрицания чего либо:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
(А. Пушкин)
247
Советская Россия,
Родная наша мать!
Каким высоким словом
Мне подвиг твой назвать?
Какой высокой славой
Венчать твои дела?
Какой измерить мерой
Что ты перенесла?..
(М. Исаковский)
Знакомые тучи!
Как вы живете?
Кому вы намерены
Нынче грозить?
(М. Светлов)
2) Риторическое восклицание – псевдообращение, часто отсутствующему лицу, исторической личности, неодушевленному предмету:
Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство.
(Ф. Тютчев)
Как были те выходы в степь хороши!
Безбрежная степь, как марина.
(Б. Пастернак)
Ветры мои, ветры, вы буйные ветры!
Не можете ли, ветры, горы раскачати?
Гусли мои, гусли, звончатые гусли!
Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?
(Русская народная песня)
3) Риторическая поправка – специальный прием, когда сначала идет как бы оговорка, а потом важное уточнение.
ФИГУРЫ СЛОВА
Антитеза – резкое выделенное противопоставление свойств и утверждений:
«кто был ничем, тот станет всем».
Повторы:
Последняя тучи рассеянной бури,
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
(А.С. Пушкин)
Повторы бывают звуковыми:
Инверсия – намеренное нарушение порядка слов:
Градация – расположение синонимов в порядке возрастания или убывания какого-либо признака:
Хиазм – части двух предложений распологаются в обратной последовательности.
Эллипсис – пропуск слова или предложения.
B поэзии:
“И он подумал: “Время было,
И я, как ты, младенец милый,
Был чист, на небеса смотрел,
Как ты, молиться им умел
И к мирной алтаря святыне
Спокойно подходил... а ныне...?
И голову потупил он.”..
В. А. Жуковский
Оксюморон – сочетание несочетаемого
«горячий лёд», «далекое близкое», «живые мертвецы» и т. п.
Полисиндетон – многосоюзие
Асиндетон – бессоюзие
Бессоюзие повышает самостоятельное значение каждого присоединенного элемента (слова, словосочетания, предложения), создавая смысловые паузы, одновременно подчеркивает их смысловой параллелизм, поэтому при бессоюзии сопоставляемые элементы обыкновенно строятся подобно.
B нижеследующем примере смысловое ударение падает на начальные слова каждого из предложений, кроме последнего, и эти начальные слова образуют самостоятельную смысловую связь.
“Пробил последний час фашистской Германии.
Разбита и сокрушена сила ее.
B прах повержена Германия.
Знамя победы развивается над вражьей страной.
Слава и благодарение Богу!”
Алексий I, патриарх Московский и всея Руси.
Силлепс – соединение элементов текста, которые по сути своей не объединяются. Силлепсис — явление, характерное для разговорной речи:
“Это вот возьму и это возьму... две сменки, да... И еще рубаху, расхожую, и причащальную возьму, а ту на дорогу, про запас. А тут, значит, у меня сухарики... — пошумливает он мешочком, — с чайком попить — пососать, дорога-то дальняя.”
И. С. Шмелев.
В качестве риторической фигуры силлепсис используется достаточно часто, но в современной речи, особенно в некоторых авторских стилях, он настолько распространен, что не всегда воспринимается как фигура.
Апосиопеза - недоговоренность