1 3 2 Работа в учебнике. Задание 13. Возможные ответы: Старушка хочет выяснить, кто из присутствующих является крокодилом; она первая начинает разговор. Крокодил Гена задаёт вопросы, которые у него возникают после каждой реплики старушки, потому что он хочет выяснить, что она имеет в виду, так как Гене её слова непонятны. Задание 14. Третьеклассники читают диалог Волка и Лисицы из известной русской сказки и восстанавливают пропущенную реплику («Налови сам!»), объясняя при этом, что помогло им сообразить, какой реплики не хватает. (Роль таких помощников сыграли предыдущее и последующее предложения.) Лиса – хитрая, лживая, потому что даёт Волку коварный совет. Это произошло потому, что Лиса не хотела делиться с Волком рыбой и своим секретом. Волк – доверчивый. Задание 15. Порядок реплик: «– Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше? – Конечно, хочу! А как это делается? – Проще простого. Пойдём с нами. – Куда? – В страну Дураков!» – Узнали, ребята, с кем беседует Буратино? (С котом Базилио и лисой Алисой.) Этот диалог – текст, потому что его тема – приглашение Буратино в страну Дураков; реплики диалога связаны между собой по смыслу. Недоверие у Буратино могли вызвать льстивые слова «умненький, благоразумненький». Задание 16. Карлсон своими репликами подводит детей к тому, что они должны отдать ему все конфеты за представление «Вечер чудес». Дети перестали соглашаться с Карлсоном, когда они почувствовали, что Карлсон стремится запутать их, употребляя незнакомые им слова «благотворительные цели». Задание 17. Описание работы кузнеца содержится в начале текста. Без этого описания диалог был бы непонятен. Основная мысль, выраженная в диалоге, – если человек работает с душой, любит свою работу – он весь светится. Задание 18 Варианты ответа: · Наша врач, Надежда Антоновна, очень любит детей. Она может вылечить любую болезнь. Всегда посоветует, какое принять лекарство. Она часто улыбается, утешает, если больно. Когда кто-‑нибудь из больных выздоравливает, она всегда радуется и светится. · Моя бабушка очень любит цветы. На даче она развела много сортов роз. Она поливает их, ласково разговаривает с ними. Кажется, что в эти минуты она светится. · Маме очень нравится печь пироги на праздники. Они получаются у неё очень вкусные, пышные, аппетитные. Когда приходят гости, едят пироги и хвалят маму, она вся светится. И папа тоже. Задание 19. В диалоге иногда высказываются разные мнения. – О чём спорят школьники? – Знают ли они значение слова «реликвия»? Опираясь на приведённую подсказку, школьники делают вывод о том, что письмо от погибшего в войну мужа бабы Настасьи является реликвией. Ведь она хранила письмо долгие десятилетия как память о муже. В рассказе Ю. Яковлева ребята позднее осознают, что они были неправы, и возвращаются за этим письмом для школьного музея. Задание 20 В музеях хранятся самые разные реликвии: от предметов, найденных при раскопках и относящихся к далёкому прошлому, до предметов современного быта и культуры (изделий художественных промыслов). Данное задание предназначено для создания письменного монолога. Возможные варианты начала ответов (о семейных реликвиях): · У нас дома хранится большая папка с письмами, орденами и фотографиями моего прадедушки. Он был майором, танкистом во время Великой Отечественной войны... · Я очень люблю рассматривать бабушкину любимую книгу – старинную Библию. Эта книга попала в нашу семью ещё в XIX веке и передаётся из поколения в поколение... · Наше село славится резьбой по дереву. И в нашей семье хранятся разные деревянные скульптуры, которые изготовляли прадедушка, дедушка и папа... Работы школьников могут быть представлены на специально организованном конкурсе, родительском собрании, в школьной газете или альбоме. По материалам этих работ можно организовать выставку «Наши семейные реликвии». Задание 22. – Какие особенности записи диалога в пьесе вы заметили? (В пьесе указывается, кто произносит ту или иную реплику (название действующего лица выделяется другим шрифтом) и как герой её произносит (быстро, медленно, громко, тихо, каким тоном и т.д.). – Для кого даны эти пояснения? (Они даны для актёров.) – Посмотрите на рисунок: такими ли вы представляли героев по их диалогу? (Да, именно такими: хитро улыбающийся неискренний министр; царь, недовольный тем, что в его государстве чудес не случается.) Задание 23. – Прочитайте отрывок из пьесы С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». – К кому обращён монолог Января? (К девочке, которая пришла в зимний лес за подснежниками.) – Что главное в монологе Января? (Январь хочет сказать девочке, что она не случайно встретилась в эту ночь со всеми двенадцатью месяцами разом. Она заслужила право идти по самой короткой дороге своим трудолюбием, добротой, кротостью, и поэтому как награда ей – подснежники зимой. Месяц просит девочку никому не открывать эту дорогу; она заповедная, и по ней могут идти далеко не все.) – Можно ли сказать, что этот монолог – часть диалога? (Можно. Январь, выслушав девочку, произносит этот монолог. Это нам подсказывает первая фраза монолога Января: «А теперь послушай, что я скажу».) Резервный материал (риторические задачи). · Представьте себе, что вы попали в зоомагазин. Вам очень понравился разноцветный волнистый попугайчик; у вас возникло желание его купить. Разыграйте два диалога: а) ваш разговор с мамой; цель разговора – упросить маму купить птичку; б) разговор с продавцом; цель беседы – узнать, как содержать птицу в домашних условиях (как, чем, сколько раз кормить и т.д.). · Вы хотите записаться в плавательный бассейн. Но ваша мечта – не просто плавать по дорожкам, а попасть в секцию, где учат прыжкам в воду с трамплина. Убедите тренера в том, чтобы он взял вас в эту секцию. Разыграйте диалог. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. |