Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | 3 3 3 Беседа. – На предыдущих уроках мы изучали разные тексты, говорили о том, как построить текст, чтобы общение было успешным. Но бывает так, что говорящий или пишущий учитывает адресата, ясно выражает речевую задачу, подбирает подходящие речевые средства, а слушающие или читающие не понимают его. Почему это происходит? – Рассмотрим два примера из учебника и сделаем вывод. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. |
ΙI. Открытие новых знаний. | Работа в учебнике. 3 4 2 3 Задание 26. Школьники рассуждают, почему произошла путаница. Дело в том, что кот и код – совершенно разные по значению слова. Они одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Кот – домашнее животное, а код – специальное устройство, сигнализация, устанавливаемая на дверях подъездов. Задание 27. – Ребята, перед вами записка, которую оставил своим друзьям Кристофер Робин. Поняли ли вы, о чём она? А поняли ли друзья мальчика, что он написал? (Конечно, нет.) Послушайте фрагмент повести. Сова снова поглядела на записку... – По-моему, дорогой мой Кролик, довольно ясно, что произошло, – сказала она, – Кристофер Робин куда-то ушёл с Щасвирнусом. Он и этот... Щасвирнус сейчас чем-то заняты. Ты за последнее время встречал у нас в Лесу каких-нибудь Щасвирнусов? – М-м-м, – сказал Кролик, – я как раз хотел у тебя узнать. Как они выглядят? – Ну, – сказала Сова, – пятнистый или травоядный Щасвирнус – это просто... По крайней мере, – сказала она, – он больше всего похож на... Но, конечно, – продолжала она, – это сильно зависит от... Ну... – сказала Сова. – Словом, я плохо представляю себе их внешний вид, – закончила она чистосердечно. – Итак, Сова и Кролик не поняли, о чём идёт речь в записке. Они решили, что существует какой‑то Щасвирнус, но какой он и как выглядит, никто не знает. Почему же друзья ничего не поняли? (Потому что Кристофер Робин допустил орфографические ошибки и написал слитно два слова.) – Что можно сказать о Кристофере Робине только на основании его записки? (Кристофер Робин пока ещё не знает орфографических правил и поэтому пишет безграмотно, с ошибками.) Ребята записывают исправленный вариант: – Сделаем вывод. Почему же сначала подруги не поняли друг друга? Почему друзья Кристофера Робина не поняли его записки? (Потому что в обоих случаях в словах были допущены орфографические ошибки.) | 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Развитие умений. Применение знаний. | 1 3 2 Работа в учебнике. Задание 28. Сова не знает правила правописания безударных гласных в корне (сова‑совы‑совешник) и в приставках (открывают, подергать). Должна получиться такая запись. – Нередко в устной речи нарушается взаимопонимание, если слово употребляется так, что его значение неясно, например: У моего друга большой (род, рот). Для того чтобы не возникло недоразумения, путаницы, как это произошло с двумя подругами из рассказа Р. Александровой, нужно точнее употреблять слова, как, например, в словосочетаниях: У моего друга большой рот. У моего друга старинный (знаменитый) род. Варианты слов, которые произносятся одинаково, но пишутся по‑разному и имеют разное значение, для аналогичной работы: М ожно дополнительно предложить и такие омофоны: Поседеть – посидеть, примерять – примирять, спеши – спиши, вышел – вышил, будет – будит, съезд – съест, сторожил – старожил, водица – водиться. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | Задание 31. Возможный вариант выступления третьеклассника: Дорогие первоклассники! Вас учат писать без ошибок. А почему нужно писать без ошибок? Оказывается, ошибки мешают читающему понять, о чём ты написал. Вот, например, одна девочка хотела спросить в письме про код на входной двери, а написала слово «кот». И подружка не поняла её и ответила, что у неё нет кота. А Кристофер Робин из сказки А. Милна написал друзьям записку «УШОЛ ЩАСВИРНУС», и они решили, что ЩАСВИРНУС – какое-то животное. Вот так ошибки мешают людям общаться. А если ты напишешь с ошибками такие слова, как апельсин, сосна, колечко, то люди решат, что ты – необразованный человек или небрежен, невнимателен. Из-за этого ты можешь потерять уважение и дружбу других людей. Старайтесь запоминать и применять правила! Слова, написанные с ошибками, Юлиан Тувим называет «калечками», то есть калеками, инвалидами. Не будем же калечить слова их неправильным написанием! | |